Мопед выручит вас, когда нужно съездить в магазин за хлебом, на ближайшую железнодорожную станцию или подбросить приятеля к дому. Ну а если требуется перевезти какой-либо груз — например, громоздкий газовый баллон, мешок картошки или пятидесятикилограммовый пакет цемента? Неужели тащить их на ручной тележке в то время, как ваши полторы «лошадиных силы» отдыхают в «стойле»?
Нет, эти хозяйственные работы можно возложить на мопед, если оснастить его боковым прицепом.
Сегодня речь пойдет о его ходовой части. Хочу сразу же предупредить, рама прицепа проста по конструкции, но смонтировать ее без сварки весьма трудно. Поэтому прежде чем браться за работу, поинтересуйтесь, нет ли поблизости соседа со сварочным аппаратом.
Работу советую начать с подбора заготовок. Для рамы потребуются отрезки стальных труб с внешним диаметром 30—32 мм и толщиной стенки 2—2,5 мм. Для заготовок подкосов подойдут более тонкие, диаметром около 20 мм. Подберите и болты с резьбой М10 и длиной 70 мм для стыковочных узлов.
Размечать заготовки проще по месту. Предварительно поставьте мопед на ровную площадку, закрепите его в строго вертикальном положении деревянными подпорками и наметьте места расположения осей стыковочных узлов.
Посмотрите на рисунки. Болт заднего стыковочного узла располагается на пластине толщиной 4 мм, вваренной между правым пером задней вилки мопеда и подкосом. Болт переднего стыковочного узла приваривается к вертикальной стойке рамы на той же высоте, что и ось заднего узла. Ну а болт верхнего узла закрепляется сваркой в месте соединения хребтовой трубы рамы и вертикальной стойки.
Обратите внимание, что в комплект каждого стыковочного узла входит резиновая втулка, диаметр которой почти такой же, как и внутренний диаметр соответствующей трубы.
Зафиксируйте на переднем узле трубчатую заготовку рамы. Для этого наденьте трубу на резиновую втулку стыковочного узла и туго затяните внешнюю гайку. Резина при этом сожмется и накрепко захватит трубу изнутри. Чтобы определить длину трубы, надо учесть, что колея будущей трехколесной машины должна составлять около 900 мм. Исходя из этого размера, и обрежьте заготовку.
Затем надо сваркой закрепить в трубе ось бокового колеса. Установите ее в трубе с помощью втулки-приставки и зафиксируйте сваркой.
Теперь в соответствии с рисунками разметьте и обрежьте остальные заготовки рамы.
Подгоняя подкосы, убедитесь, что после установки бокового колеса мопед сохранит вертикальное положение. Приваривать подкосы к раме и верхнему стыковочному узлу лучше всего в два приема: сначала слегка прихватить их, а затем, отсоединив раму, окончательно заварить стыки.
Теперь можно окончательно установить раму на место. Учтите, что колесо бокового прицепа должно быть слегка развернуто влево (если смотреть сверху), то есть передняя часть колеса должна быть ближе к оси симметрии мопеда приблизительно на 10 мм, чем задняя. К тому же сам мопед должен быть слегка наклонен влево (если смотреть сзади). Такого рода настройку можно осуществить, перемещая раму относительно болтов стыковочных узлов.
Какой бы боковой прицеп вы ни делали — грузовой или пассажирский,— невозможно обойтись без подрессоривания коляски или кузова. Без этого инерционные силы, вибрация и повышенная нагрузка приведут раму в аварийное состояние.
Наиболее просто и надежно установить кузов на четырех пневматических амортизаторах из обычных теннисных мячей. Закрепляются они между лонжеронами платформы кузова и фиксируются от смещения деревянными упорами.
Рис. 1. Боковой прицеп для мопеда «Рига-11» или «Рига-13».
Рис. 2. Верхний стыковочный узел:
1 — внутренняя шайба, 2 — стыковочный болт, 3 — вертикальная стойка рамы, 4 — стальная втулка, 5 — внешняя шайба, 6 — гайка с контргайкой, 7 — трубчатый подкос, 8 — резиновая втулка.
Рис. 3. Нижний (передний или задний) стыковочный узел: 1 — шайбы, 2 — гайка зажимная, 3 — резиновая втулка, 4 — стыковочный болт, 5 — регулировочная гайка, 6 — трубчатая поперечина рамы прицепа.
Рис. 4. Устройство подвески:
1 — днище кузова, 2 — продольный лонжерон кузова, 3, 7 — соединительные болты, 4, 6 — упоры-ограничители, 5 — амортизатор (теннисный мяч), 8 — поперечина рамы прицепа, 9 — хомут, 10 — гайка.
Рис. 5. Рама: 1, 3 — трубчатый подкос, 2 — стальная втулка, 4 — ось бокового колеса, 5, 8 — продольные элементы рамы, 6 — передняя поперечина, 7 — задняя поперечина.
Рисунки автора |