Разрабатывая конструкцию «Чебурашки», мы поставили перед собой несколько задач: использовать как можно больше готовых, доступных каждому узлов и деталей; исключить, по возможности, токарные работы и уменьшить количество сварочных операций.
За основу решили взять детский велосипед «Зайка». Пригодились нам и старая рама от взрослого велосипеда, и оказавшийся не у дел бачок от мопеда «Верховина». На рулевой колонке мнкромотоцикла укрепили фару. Она у нас самодельная. В корпус велосипедной фары мы вмонтировали три аккумулятора Д-0,25, полупроводниковый диод Д7Ж и выключатель, на заднем крыле укрепили подфарник — так были решены проблемы освещения и световой сигнализации «Чебурашки».
На нашем микромотоцнкле установлен велосипедный двигатель Д5, но при желании можно использовать и другие двигатели, например Д4 или Д6. Сам двигатель довольно просто подвешивается на раме микромотоцикла. Сложнее дело обстоит с креплением сцепления и ручки газа. Руль от велосипеда «Зайка» изготовлен из трубки маленького диаметра, и поэтому, чтобы установить на нем сцепление, нужно было сделать новый хомутик. Ручку газа тоже подгоняли: разрезали вдоль небольшую трубку, надели ее на руль и уже на эту трубку установили стандартную ручку газа.
Конструируя «Чебурашку», мы хотели создать такой микромотоцикл, на котором можно было бы не просто кататься, но еще и обучать ребят вождению и правилам уличного движения. Так возникла идея оборудовать наш мотоцикл коляской дли инструктора. На эту почетную должность назначались ребята, уже имевшие навыки вождения на наших микромотоциклах.
Коляску, как вы понимаете, нам пришлось делать самим из подручных материалов. (Кстати, детали и узлы, сделанные нами самостоятельно, на рисунках выделены черным цветом.) Каркас ее собран из нетолстых трубок диаметром от 10 до 20 мм, а пол и сиденье — из жести, дерева, поролона и дерматина.
В. Ованесян, руководитель кружка автолюбителей СЮТ г. Вознесенска Николаевской обл.
Об изготовлении микромотоцнкла «Чебурашка» рассказывает инженер К. Кириллов.
Рама. Это несущий или, как говорят еще, силовой элемент мотоцикла, и поэтому к ее изготовлению нужно подойти с особой аккуратностью. Средняя часть 1 изготавливается из рамы любого взрослого велосипеда. У велосипедной рамы обрежьте верхнюю часть и укоротите перья задней вилки. К перьям приварите фигурные пластины 2 для крепления оси заднего колеса и лапку 3. (К ней привинчиваются крыло и проушины 4 для оси тормоза.) Проушина 5 потребуется вам только в том случае, если вы захотите сделать для микромотоцикла коляску. Внутри каретки приварите трубку 6 для подножек. Эта часть работы, пожалуй, не вызовет у вас больших затруднений. А вот с передней частью рамы придется повозиться подольше. Приварите чорпус 8 передней вилки к трубе рамы 1. Трубки 7 подгоняются к корпусу 8 по месту, поэтому окончательная длина их подбирается практически. Следите, чтобы опиленные концы трубок плотно (с зазором не более 0,3—0,6 мм) прилегали к каретке и корпусу 8.
На «Чебурашке» установлен корпус передней вилки от детского велосипеда «Зайка». Однако совсем не обязательно искать именно эту деталь — для нашего мотоцикла подойдет корпус или узел передней вилки в сборе от любого другого детского или взрослого велосипеда. Перья передней вилки большого велосипеда, естественно, придется укоротить.
Как вы уже, наверное, заметили, поперечина в верхней части нашей рамы отсутствует. Ее с успехом заменяет бак от мопеда «Верховина», установленный на кронштейнах 9 и 10.
Если такого бака у вас не окажется, попробуйте использовать какой-нибудь бак от легкого мотоцикла или сделайте его сами из листового металла или жести. Самодельный бак может иметь любую форму.
Теперь о последней детали рамы. Вилка 11 изготовляется из остатков велосипедной рамы: верхнюю часть сохраните, а нижнюю укоротите, расплющьте, просверлите в ней отверстия диаметром 6,2 мм и, наконец, двумя виитамн М6 приверните к пластинам 2.
Тормоз. Вы, конечно, понимаете, что это одни из самых ответственных узлов микромотоцикла.
В нашей конструкции тормоз действует только на заднее колесо. Устроен он довольно просто.
Нажимая на педаль 17, водитель приводит в движение коромысло 12, которое давнт колодкой 13 на колесо мотоцикла и тормозит его. Как видите, легче не придумаешь!
Коромысло 12 вращается на оси (болт М8 с гайкой и контргайкой). Сама же ось вставлена в проушины 4 рамы. Чтобы закрепить коромысло посередине проушин, воспользуйтесь втулками 14. Педаль 17 установлена на оси 18 подножки тоже подвижно. Соединяется она с коромыслом скобами 15 и тягой 16. Скобы 15 согните так, чтобы помещенные внутри их гайки М8 не проворачивались. Это облегчит регулировку тормоза. А чтобы он всегда находился в «боевой готовности», снабдите его пружиной, оттягивающей колодку 13 от шииы колеса. Здесь возможны по меньшей мере два варианта. Можно установить внтую пружину прямо на оси коромысла (сверху одной из втулок 14), а можно соединить спиральной пружиной нижнюю часть коромысла 12 и трубку 6. Выбирайте, какой из вариантов вам больше подходит.
Чтобы повысить эффективность торможения, лучше установить тормоз и на переднее колесо. Из готовых подойдет тормоз от велосипеда «Зайка» (без переделок), тормоз от взрослых дорожных (в этом случае нужно укоротить вертикальную тягу) или от спортивных велосипедов. Не забудьте, что ручка переднего тормоза устанавливается с правой стороны руля.
Седло. Поскольку на «Чебурашке» нет амортизаторов, седло желательно сделать помягче. Одна из возможных конструкций показана на рисунке внизу справа. К трубе 19 приварите пластину 20 и привинтите к ней шурупами доску 21. На доску положите толстый (не менее 50 мм) слой поролона 22 и обтяните его чехлом 23 из дерматина или искусственной кожи. Лучше всего чехол прибить к доске 21 мебельными гвоздями.
Коляска. Это один из самых оригинальных узлов «Чебурашки». Микромотоцикл с коляской выглядит гораздо солиднее и напоминает настоящий.
Как уже говорилось, для коляски потребуются трубы, поролон, дерматин. Работу начинайте с основания 24. Приварите его к поперечной трубе 25 и приступайте к ограждению 33. Оно заменяет кузов коляски и выгибается из одной трубки. Теперь займитесь распорками 34. Вообще-то можно обойтись и одной распоркой, но лучше, если их будет несколько. Ограждение вместе с распорками приварите к деталям 24 и 25.
А вот поручень 35 и растяжку 36 приваривать не нужно. Эти детали лучше закрепить винтами Мб.
Колесо коляски устанавливается внутри кронштейна 29, выгнутого из трубки. Закрепите ось колеса в прорезях 30, а крыло — на поперечине 31. На изгибе кронштейна приварите небольшой отрезок трубки 32. Собранный кронштейн приварите к основанию 24, трубе 25 и ограждению 33 коляски.
Пол 37 коляски крепится к основанию 24 хомутами 38 и винтами М4. Сверху он закрывается куском резины. Сиденье коляски — это деревянная доска 39 с положенным на нее поролоном 40 и обтянутая дерматином 41. Доску привинтите шурупами к полу 37.
С рамой мотоцикла коляска соединяется лапкой 26 (привинчивается к перу задней вилки), горизонтальной тягой 27 и наклонной тягой 28. Сначала приварите к раме лапку 26 и тягу 27, а уж потом по месту — тягу 28.
Колеса. У «Чебурашки» их три. Два из них (переднее и колесо коляски) подходят без переделки. Побеспокойтесь лишь о том, чтобы все колеса вашей машины были оснащены велосипедными шарикоподшипниками. Это влияет на ходовые качества мотоцикла. Заднее (ведущее) колесо вряд ли удастся найти готовым, поэтому внимательно разберитесь с чертежом (см. разрез колеса) и приступайте к делу. По размеру обода 42 вырежьте из листа стали толщиной 1,5—2,5 мм диск 43 и приварите его к ободу. В диске сделайте отверстие, точно соответствующее диаметру втулки 44 (диск должен надеваться на втулку с трудом.). Теперь к втулке приварите шестерню 45 (она имеется в комплекте двигателя Д4 или Д5). Приваривать шестерню лучше всего по месту, установив двигатель на раме и втулку в задней вилке. Предварительно не забудьте впрессовать во втулку подшипники 46 размерами 8х22х12 мм с осью 47 от передней втулки взрослого велосипеда.
Правда, один из них (ближний к шестерне) придется на время сварки заменить подходящей шайбой. Иначе его можно безнадежно испортить.
Итак, шестерня окончательно приварена. Теперь установите колесо, замерьте, расстояние между шестерней и диском и выточите или отрежьте от трубки дистанционные втулки 49 (5—6 штук). Закрепите колесо болтами 48. Осталось только заменить шайбу на шарикоподшипник (не забудьте вставить дистанционную втулку 50, освобождающую подшипники от осевых усилий при затяжке) и окончательно установить колесо на место.
Об основных операциях сборки мотоцикла мы рассказали вам. Надеемся, чго с креплением крыльев багажника, двигателя и освещения вы справитесь самостоятельно.
Регулировка микромотоцикла (исключая двигатель) сводится к регулировке, схождения. Термин «схождение» обозначает положение, при котором колесо коляски слегка наклонено по отношению к плоскости рамы. Этот угол подбирается экспериментально. Правильным схождение будет лишь в том случае, если мотолнкл с неуправляемым рулем сможет двигаться по прямой. Регулируется схождение гайками на конце тяги 27.
Рисунки А. Матросова |