И зимой и летом можно использовать комбайн, показанный на рисунке: зимой для того, чтобы чистить от снега дорожки или каток, а летом — косить траву. На рисунке вы видите зимний вариант, летом с комбайна снимается агрегат для уборки снега и на место малой звездочки устанавливается нож как у газонокосилки.
Поговорим о зимнем варианте — снежном комбайне.
В отличие от бесшнековых роторных снегоочистительных агрегатов наш комбайн способен убирать не только свежевыпавший рыхлый снег, но и слежавшиеся сугробы, плотные наметы, а если позволяет мощность электродвигателя, то и крепкий наст — схваченный морозом мокрый снег.
Устроен комбайн просто. Тележка с электрическим приводом и навесной снегоочистительный агрегат, состоящий из двух барабанов, связанных между собой рамой и транспортерной лентой с зацепами, скреперный нож со щитом, кронштейны — вот его основные узлы.
Мы неспроста выбрали электрический привод: электромотор работает практически бесшумно, поэтому убирать снег можно утром и вечером — в любое время, не нарушая тишину поселка, городского двора.
КАК ИЗГОТОВИТЬ СНЕЖНЫЙ КОМБАЙН
Начнем с ходовой части. Тележку 7 можно собрать из труб, уголков, фанеры и колес от детских колясок или велосипедов. Примерные размеры ее: 800х400 мм. Если у кого-то есть отслужившая свое детская коляска, используйте ее ходовую часть.
Сначала укрепите на тележке толстую фанеру, а потом и ручку 11, согнутую из трубы диаметром 18—20 мм — ходовая часть готова.
Более подробно расскажем о главном узле — рабочем органе. Он собран из барабанов 5, осей 15, втулок 14, транспортерной ленты 3 с уголками-зацепами 4, рамы (детали 10, 16, 17, 18, 20), кронштейнов 19 и скреперного ножа 1.
В качестве корпуса барабанов 5 можно использорзть большие жестяные банки, например, из-под томатной пасты, вырезав в них крышку и днище и установив вместо них две пары деревянных кругов. Но мы будем рассматривать вариант, когда все придется изготавливать самим.
Итак, из фанеры толщиной 12 мм или широкой доски вырежьте восемь дисков: четыре внешних диаметром 200 мм, четыре внутренних диаметром 170 мм. Скрепите их попарно шурупами или болтами М5. К нижним дискам одного из барабанов прикрепите теми же болтами большую (педальную) велосипедную звездочку 2, предварительно вставив в них втулку 14. От листа кровельного железа отрежьте полосу шириной 250 мм и длиной, равной окружности внутреннего диска: к нему на гвоздях или шурупах эта полоса и будет крепиться. Сверху вставьте в барабан еще одну втулку 14. Второй барабан собирается так же, как и первый, но без звездочки.
Барабаны устанавливаются на раме, которая собирается из верхней поперечной балки 10, нижней опорной планки 17 с подпяточными втулками и уголком для соединительной крестовины 16.
Балку изготовьте из дюралюминиевого или стального уголка сечением 35х35 мм. Укоротите концевые части боковой полки уголка на 35 мм, в нижней полке выгните торцовые площадки под натяжные болты М5. Затем проделайте в уголке пазы диаметром 13х26 мм. Пазы нужны для того, чтобы можно было натягивать транспортерную ленту. Для этой же цели нижняя втулка ведомого барабана устанавливается на планке 18 подвижно, а на верхние концы осей барабанов крепятся натяжные уголки 20. К торцовым площадкам поперечной балки уголки 20 натягиваются винтами М5х65 мм.
Транспортерная лента 3 соединяет барабаны. Для нее вам потребуется резинотканевая полоса и дюралюминиевые уголки 4 сечением 25х25 мм. К ленте они присоединяются заклепками с плоской головкой и шайбами. Стык ленты можно сшить капроновой толстой ниткой или соединить металлическими скрепками, выгнутыми из стальной проволоки диметром 1,5—2 мм.
Следующий немаловажный узел — скреперный нож 1. Его можно согнуть из дюралюминиевого листа толщиной 1,5—2 мм. К нижней поверхности скреперного ножа, на расстоянии 250 мм от линии продольного сгиба, приклепывается опорная планка. Габаритные размеры его зависят от размеров готового рабочего органа. Поэтому к изготовлению ножа приступайте после того, как барабаны будут окончательно собраны на раме.
И наконец, последние детали — кронштейны 19, на них навешивается рабочий орган комбайна. Их можно изготовить из дюралюминиевого или стального уголка сечением 30х30 мм или согнуть из стального прутка диаметром 12 мм. Сгибайте и отпиливайте заготовки по месту, после установки электродвигателя и предварительной сборки рабочего органа.
Несколько слов о приводе. Как уже было сказано, на комбайне использован электродвигатель 9 с длинным кабелем 13 и выключателем 12. Если у вас есть мощная электродрель, используйте ее. Как она устанавливается, показано на рисунке общего вида.
В качестве ведущей шестерни использована велосипедная звездочка 8 от заднего колеса. С ведомой звездочкой 2 она соединяется укороченной велосипедной цепью 6. Для этого в щитке по месту проделывается соответствующее отверстие. Цепь укорачивайте с таким расчетом, чтобы она слегка натягивалась при установке барабана.
СБОРКА РАБОЧЕГО СТОЛА
Сначала к скреперному ножу 1 приклепайте опорную планку 17. К уголку планки приверните крестовины 16. Во втулки вставьте оси 15, наденьте на них барабаны 5. Сверху на оси установите втулки или несколько толстых шайб.
На звездочку 2 ведущего барабана накиньте цепь 6. Затем на барабаны наденьте уже сшитую ленту 3. Верхние концы осей 15 вставьте в пазы поперечной балки 10, установите уголки 20 и закрепите оси на балке гайками (пока неокончательно). Потом закрепите верхние концы крестовины 16 на балке 10.
К щитку скреперного ножа 1 приверните кронштейны 19, на отогнутые концы (длина их примерно 200—250 мм) приверните гайками раму с барабанами. Затем укрепите на тележке 7 электродвигатель 9 (или дрель) со звездочкой 8. Накиньте на звездочки цепь и опытным путем определите место крепления отогнутых нижних концов кронштейнов 19. Устанавливайте их так, чтобы после сборки скреперный нож 1 слегка касался поверхности земли.
Натяжными болтами и смещением подвижной планки 18 отрегулируйте натяжение транспортерной ленты 3. После этого можете окончательно затягивать все гайки.
Рисунки П. Ефименкова |