Автомобили сегодня охраняют не только сторожа на автостоянках, но и электроника. Коснись металлического кузова, и сработает специальное устройство, предупредив о готовящемся покушении на машину. Здорово! Да вот закавыка. Задел машину случайный прохожий или мальчишка, заглянувший в салон через стекло, и — испуганно отпрянул от резкого звукового сигнала. Отключить его, заметим, может только хозяин. И если он далеко, сирена оглушит всех в округе, да и посадит аккумулятор.
Как избежать недоразумений? Видимо, поставив охранное устройство совершенно иного принципа. О нем мы и расскажем. Суть же в том, что оно сработает, лишь когда злоумышленник попытается открыть дверь, капот, багажник или снять стекло. А прекратил неудавшиеся попытки — звуковая сигнализация сама отключится. Если у вас в семье есть машина, думаем, нелишне собрать такое устройство.
Принципиальная схема электронного сторожа показана на рисунке 1. Она включает датчики SB1—SBN, RS-триггер, собранный на логических элементах DD1.1 и DD1.2, генератор управления звуковым сигналом на элементах DD2.1—DD2.4 и реле времени на DD3.З и DD3.4. Питается устройство от бортовой сети автомобиля, к которой подключается через специальный стабилизатор. Его схема изображена на рисунке 2. Потребляемый ток в ждущем режиме не более 20 мА.
Датчики SB1—SBN — обычные микропереключатели с самовозвращающимися после снятия воздействия контактами. Они закрепляются в дверных проемах, под капотом и внутри салона около стекол. Когда машина закрыта, кнопки переключателей нажаты, при открывании же дверей, капота или попытки снятия стекол они возвращаются в нормальное состояние. Вариант такой установки датчика показан на рисунке 3. Как видите, задействованы те выводы, которые при нажатой кнопке разомкнуты, а при отпущенной — замкнуты. Все датчики соединены друг с другом параллельно, и сторожевое устройство включится при срабатывании любого из них.
Действует прибор так.
Предположим, кто-то пытается открыть дверь автомобиля. При этом срабатывает один из датчиков. На входе 5 DD1.1 появляется напряжение низкого логического уровня. В результате триггер переключается в единичное состояние. Происходит запуск генератора, который начинает вырабатывать импульсы с частотой около 1 Гц, открывающие транзистор VT1. С такой же частотой срабатывает и реле К2, периодически включая и выключая звуковой сигнал. Одновременно на выходе DD3.2 появляется напряжение высокого логического уровня. Поскольку конденсатор С2 был сначала заряжен до низкого логического уровня, начинается процесс его перезарядки через вход элемента DDЗ.З. Длится он примерно 4 секунды, после чего элементы DDЗ.З и DD3.4 переключаются, транзистор VТ2 открывается и реле К1 срабатывает, замыкая контакты К1.1 и К1.2. И если контакты датчика по-прежнему замкнуты, то триггер остается в единичном состоянии и сигнализация продолжает работать. Одновременно через замкнутые контакты К1.2 разряжается конденсатор С2, что приводит к переключению элементов DDЗ.З и DD3.4 и закрытию транзистора VТ2. Реле К2 размыкает контакты, и процесс перезарядки конденсатора С2 повторяется заново. Еще через 4 секунды вновь открывается VТ2 и срабатывает реле К2. Так будет повторяться до тех пор, пока контакты датчика не разомкнутся. Когда это произойдет, замыкание контактов К1.1 реле К1 приведет к переключению триггера в исходное состояние, и работа генератора и реле времени будет заблокирована, а звуковой сигнал отключится. Прибор вновь перейдет на «ждущий» режим.
Поясним назначение некоторых элементов нашего устройства. Конденсатор С1 и резистор R1 образуют цепь обратной связи генератора. Резисторы R2 и RЗ ограничивают базовые токи транзисторов VT1 и VТ2. Диод VD1 способствует разряду конденсатора С2 через выход логического элемента DD3.2, когда последний находится в нулевом состоянии, а если на выходе логическая единица — препятствует заряду. Таким образом С2 разряжается только через выход элемента DD3.2 или замкнутые контакты К1.2 реле К1, а заряжается только через входные цепи DDЗ.З. Это позволяет при максимальной простоте схемы получить требуемое время выдержки и быстрый возврат реле времени в исходное состояние. Диоды VD2 и VD3 защищают элементы устройства от индуктивных выбросов тока из обмоток реле К1 и К2. Логические элементы VD3.1 и VD3.2 выполняют роль развязки между генератором и реле времени, исключая их взаимное влияние друг на друга.
Блок питания электронного сторожа собран по типовой схеме. На его входе установлен диодный двухполупериодный выпрямительный мост и может подключаться к бортовой сети автомобиля без соблюдения полярности. На выходе блок выдает два постоянных напряжения: 12 и 5 В. Включается прибор тумблером SA1.
Разобравшись в принципе действия, можно приступить к сборке. Элементы конструкции размещаются на монтажной плате подходящих размеров, выполненной из гетинакса или текстолита толщиной 1,5...2 мм. Все необходимые соединения на плате выполняют тонкими многожильными проводами в хлорвиниловой изоляции. Можно применить также печатный монтаж. Транзистор VТ1 устанавливают на алюминиевом теплорассеивающем радиаторе с полезной площадью не менее 25 кв. см.
Для сборки сторожевого устройства подберите следующие детали. Микросхемы — К155ЛАЗ или аналогичные им из серий К133, К555 и т.д. Транзисторы - марки КТ601 - КТ603, КТ602(М), КТ608, КТ801, КТ805(М), КТ807, КТ815, КТ817, КТ819 с любым буквенным индексом. Диод VD1 в схеме «сторожа» —Д2, Д9, Д18, Д20, КД503, VD2 и VDЗ - Д219, Д220, Д223, Д226, Д237. Диодный блок VD1 в схеме источника питания — КЦ402, КЦ404, КЦ405, КЦ407, КЦ410 или четыре диода Д 7, Д206, Д237, соединенные по мостовой схеме. Стабилитрон VD2 — КС147А или КС156А. Оксидные конденсаторы — серии К50-16, К50-20, К50-24, ЭТО, ЭМ, неполярный СЗ (в источнике питания) — малогабаритный керамический, например, КМ5 или КМ6. Постоянные резисторы — любой марки. Реле К1 — РЭС47 (паспорт РФ4.500.421). Подойдут и другие, имеющие две группы контактов и рассчитанные на рабочее напряжение 5...6 В и ток обмотки не более 100 мА. Реле К2 — типа РП-2 или РПУ-0 на рабочее напряжение 10...12В или рассчитанное на коммутацию постоянного тона величиной не менее 4 А. Если реле имеет несколько групп контактов, то желательно соединить их параллельно. Тумблер SA1 — любого типа, например, ТЗ-С, МТ1, МТД1, ПДМ.
В роли датчиков SB1—SBN могут быть любые микропереключатели типа П1М или подобные. Количество их тоже может быть любым. Но наиболее оптимальный вариант — по одному на капот, багажник и двери и по два на лобовое и заднее стекло.
Все устройство надо разместить в металлическом или пластмассовом корпусе и закрепить в удобном месте. Затем подсоедините питание. Один из проводов, идущих от прибора, подключите к «массе», а второй — к потенциальной шине. Контакты реле К2 проводом подсоединяют параллельно с выключателем звукового сигнала, который располагают на рулевом колесе.
Для тумблера SА1 подыщите потайное место снаружи автомобиля, чтобы его можно было включать или выключать при закрытых дверях. Например, установите внутри заднего бампера, незаметно протянув провода. Но лучше упрятать его где-нибудь в кабине. Что с того, если, открывая дверь, «сторож сработает». Ведь автомобиль вскрыл сам хозяин. Постарайтесь только быстрее отключить сигнал. А самое надежное — установить вместо тумблера электронный кодовый замок.
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи