Снимки, сделанные для альбома и казавшиеся вам хорошими, при увеличении получились нечеткими, откуда-то взялись царапины (на негативе их не было видно), черные и белые полосы, пятна... Как же быть! Воспользуйтесь искусством ретуширования. Именно искусством. Ведь тут вам понадобится не только умение, но и художественное чутье.
Что нужно иметь
Возможно, все материалы и инструменты вам не потребуются одновременно. Но если вы собираетесь заняться ретушированием серьезно, то лучше запастись всем необходимым на будущее. Вам могут пригодиться кисточки беличьи, а лучше колонковые № 1—5 (рис. 1), черная тушь и анилиновая краска нескольких цветов, флакон спирта, черная и белая гуашь, ватные тампоны, карандаш «Ретушь» № 2 (если такого не найдете, подойдет и обычный графитный — мягкий). Заточите его, как показано на рисунке 2. Очень важно при работе над снимком иметь хороший скребок. Им может быть скальпель или кусочек лезвия безопасной бритвы, вставленной в губки зажимного цангового карандаша. Для держателя бритвы подойдет и тонкая деревянная палочка (рис. 3). Хотелось бы обратить особое внимание на правильную, качественную точку и правку лезвия скребка: при неисправном инструменте на поверхности эмульсионного слоя появятся царапины, исправить которые довольно трудно.
Чем тоньше и острее вы заточите острие, тем тоньше и ровнее будет соскребаемый слой. Точат скребки на тонкозернистом бруске, который предварительно смачивают смесью машинного масла с керосином (примерно одна часть машинного масла и девять частей керосина). Для снятия заусениц скребок правят на мелкой, так называемой бархатной наждачной шкурке.
Качество заточки и правки проверяют практически на краешке фотоотпечатка, то есть пробуют, насколько хорошо и ровно лезвие снимает эмульсионный слой.
Работа со скребком
Прежде чем брать в руки скребок, вы должны раз и навсегда запомнить — соскабливать можно только верхний эмульсионный слой, не нарушая лежащий под ним баритовый. Иначе испорченное место всегда будет отличаться от общего фона по фактуре. Если вы собираетесь ретушировать снимок, выполненный на глянцевой фотобумаге, то сначала отглянцуйте его, а потом уже беритесь за работу скребком. Почему?
До глянцевания бумага шероховата, имеет микроуглубления, это как бы более темные точки фона. Рядом с выступами шероховатости (с более светлой точкой) они смотрятся общим серым фоном. Но стоит вам соскоблить шероховатость, и фон станет неровным. Кое-где светлым, кое-где покрытым темными точками, образующими темные линии.
Как и в каких случаях пользуются скребком?
Им убирают лишние детали на снимке, порой это случайно попавшие в кадр предметы, мешающие восприятию композиции, особенно плохо смотрятся они в портрете. Иногда снимок портит и неровность фона — кое-где появилась густая темная тень. Но перед тем, как браться за скребок, подумайте — не проще ли подогнать, утемнить под эту тень общий фон, в особенности если размер ее велик. Если же выровненный тон будет сливаться с изображением на снимке, к тому же сама тень не слишком велика, можете пользоваться скребком. При ослаблении какого-либо участка изображения скребок ведите слегка, без нажима, в одном направлении, снимая тонкую полоску эмульсионного слоя. А затем, возвратив скребок в первоначальное положение, нужно чуть сместить его так, чтобы он одним краем перекрыл первую полоску слоя. И так далее. При такой работе скребком на снимке не останется ребер и полос на границе снимаемых участков. Постепенно снимая слой за слоем, вы добьетесь равномерного уменьшения силы тона, или, иначе, оптической плотности.
Очень часто на снимке появляются темные пятна и линии, которых на фотопленке видно не было. Это могли отпечататься соринки, приставшие к негативу. От них также избавляются скребком. Причем сначала избавляются от более крупных, затем переходят к мелким.
Если вам нужно избавиться от пятна, то сначала скребком сбейте его контур, а уж потом движением скребка в одном направлении, снимая слой за слоем, как было сказано, убираете всю деталь.
Если же нужно избавиться от линии, то соскоблите ее так, чтобы след от скребка — снятая им полоска — был чуть шире самой линии. Это нужно для того, чтобы при заделке не оставалось резкого следа. Вообще, работая скребком, нужно учитывать фактуру снимка и изображения на нем. Скажем, темное пятно, которое нужно убрать, оказалось на волосах изображенного на портрете человека, тогда скребок ведут волнообразно, как бы повторяя очертания волос. Если пятнышко на буклированной поверхности платья, поверхность пятна снимают небольшими точками. Кстати, это правило сохраняется и при работе карандашом или кистью.
Ретушь на матовой или полуматовой бумвге
На такую бумагу очень хорошо ложится обычный карандаш графитный или «Ретушь», особенно если вам не нужны глубокие темные тона. Зажмите карандаш поближе к заточенному концу и тоненькими штрихами нанесите, учитывая, как говорилось раньше, особенность линий на фотографии, свои линии. Штрихи должны быть легкими, чтобы не осталось продавленных линий или темных царапин на снимке. Для этой же цели подложите под фотографию твердую пластинку. Постепенно, линия за линией добивайтесь уплотнения цвета на закрашиваемом участке (будь то белая полоска или пятно), до тех пор, пока эти участки перестанут зрительно отличаться от окружающего фона. Если вам нужно затемнить довольно большой участок, то нанесенные тоненькие карандашные штрихи лучше растереть тугим ватным тампоном. Может получиться, что вы случайно нанесли лишний штрих, его можно убрать, чуть коснувшись отпечатка ластиком.
Портрет девушки до и после ретуширования
Если на снимок нужно нанести особенно глубокие темные тона, затемнить какое-то место без постепенных переходов (градационное утемнение), то лучше воспользоваться гуашью, темперой или акварелью. Все эти красители ложатся на матовую фотобумагу хорошо, особенно если перед этим вы потрете отпечаток ластиком или ватным тампоном, чуть смоченным спиртом. Но прежде чем наносить кистью любую из красок, проверьте цвет ее на краешке блюдца. Если цвет слишком темный, то аккуратно — тут же на блюдце — разбавьте краску водой. Стряхните с кисточки лишнюю влагу — капля может проникнуть очень глубоко в баритовый слой отпечатка, и от пятна уже никак не избавишься. Теперь полусухой кистью наносите краску на светлые места. Однако не стоит пользоваться ни одной из этих красок, если ретушируемая площадь велика, — такая ретушь будет выглядеть грубо. Тут лучше добиться нужного цветового фона — пусть даже темного — при помощи карандаша или грифельной пыли, плотно втертой в поверхность снимка.
Ретушь на глянцевой фотобумаге
Почти все работы кистью или карандашом на фотоотпечатке выполняются до глянцевания на шероховатой бумаге. На ней, как вы уже знаете, краска ложится лучше. Исключение составляет лишь самая простейшая ретушь, ее можно делать и на глянцевой. Допустим, вам нужно заделать маленькое белое пятнышко на костюме или тоненькую белую линию. Тут лучше всего использовать чертежную тушь. Наносите ее так же, как было сказано для ретуши на матовой бумаге.
На ретуши, которую следует проводить до глянцевания, стоит остановиться подробнее.
Если вам предстоит сложная заделка фона там, где есть тональные переходы, сложные рельефные линии, надежнее всего воспользоваться карандашом «Ретушь-2». Так же, как и при работе на матовой бумаге, под ретушируемый фотоотпечаток подкладываете гладкую твердую пластинку, чтобы карандаш не продавил бумагу. Для того чтобы он лучше ложился на поверхность, фотоотпечаток протрите ватным тампоном со спиртом, дайте подсохнуть. Излишки карандаша сотрите сухим ватным тампоном. Для самых светлых участков, там, где есть тональная неравномерность, подойдет грифельная пыль. Плотно вотрите ее ватным тампоном в более светлые участки поверхности. Лишняя интенсивность цвета легко убирается скребком.
Когда все работы карандашом, кистью и скребком закончены, аккуратно размочите отпечатки в холодной воде и можете глянцевать. Но обязательно холодным способом (при температуре до +40° С), так как при горячем (на электроглянцевателе) тушь может расплыться.
Опытные ретушеры часто используют для работы анилиновый краситель, тот самый, которым хозяйки красят шерстяные ткани.
Половину пакетика порошка черного красителя разводят в стакане кипятка. Сосуд с раствором помещают в эмалированную посуду с горячей водой (водяная баня), ставят на огонь и кипятят минут 10—15, после чего раствору дают отстояться в течение нескольких часов. Затем его фильтруют через вату.
Такой краситель при разведении не всегда дает нейтральные серые полутона. Иногда основа черного красителя имеет другой (в зависимости от исходного сырья) цвет. Вы и сами, наверное, видели — стираете, к примеру, черный свитер, а вода после него синяя или коричневая. Так и здесь, полученный анилиновый раствор вдруг оказывается не серым, а голубоватым. Как тут ретушировать? Вместо серого фона может получиться голубоватый? Не отчаивайтесь: получить нейтральный серый цвет несложно. В уже полученную голубоватую краску вам нужно добавить красного или оранжевого красителя. Раствор его приготовьте точно так, как готовили основной. А потом постепенно смешивайте две жидкости, добиваясь нужного цвета.
Бывает, что ваш первоначальный черный краситель дает коричневатый оттенок, тогда в него нужно добавить немного зеленого красителя. Результаты исправления красителем попробуйте на бумаге. Полученную смесь кипятите еще 20 минут. Дайте отстояться и еще раз отфильтруйте.
Работают анилиновым красителем так. Вначале фотоотпечаток протрите, мягким ластиком или тугим ватным тампоном, слегка смоченным в растворе соды (одна чайная ложка на полстакана воды). Затем поверхность отпечатка протрите ваткой, смоченной в воде. С помощью промокашки удалите лишнюю влагу.
После того как поверхность фотоотпечатка подготовлена, на чайное блюдце налейте несколько капель красителя и смоченной в воде кистью разведите его до нужной плотности тона. Проверить цвет можно на листе чистой бумаги. Начинайте с заделки технических дефектов — белых линий, пятен. Возьмите на кисть немного красителя так, чтобы излишки его не растекались по бумаге, и начинайте постепенно, нанося его от середины к краям, выравнивать светлое пятно под нужную цветовую плотность.
При заделке светлой линии закрывайте ее не сразу по всей длине, а легкими прикосновениями. Кончиком кисти наносите отдельные точки или штрихи, так же, как и при работе карандашом, учитывая характер изображения.
Таким же образом закрашиваются совсем крошечные белые точки и пятнышки. Если по краям исправленного участка останется темная каемка, то, после того как краска хорошо подсохнет, эти места выровняйте кончиком скальпеля.
Итак, технические дефекты вы устранили. Но очень часто снимок портят дефекты другого рода, например, неправильно распределенный на снимке свет, так что лицо на портрете высветлено и сливается с общим фоном. Иногда за счет неправильно выбранного ракурса пропадают нужные предметы, например облака над городом и т. д. Все это вы можете восстановить — подрисовать. Но тут нужно действовать особенно осторожно. Краситель следует наносить не сразу в полную силу тона, а постепенно, в несколько приемов, давая немного подсохнуть предыдущему слою. Такие постепенность и осторожность нужны потому, что анилиновый краситель, проникший в эмульсионный слой бумаги, не смывается и исправить испорченное место бывает очень трудно. |