Велосипед — прочная и надежная машина, которая послужит не один десяток лет, если владелец будет относиться к нему с должным вниманием и уважением. Дело в том, что случайных, неожиданных поломок велосипеда почти не бывает. Ну разве что знакомая многим «восьмерка» — деформация колеса, возникающая из-за наезда на препятствие, падения и так далее. А все прочие поломки, с которыми владельцы велосипедов обращаются в ремонтные мастерские, как правило, следствие небрежной эксплуатации.
Часто все начинается с небольшого люфта каретки, втулки. И всего-то нужно — подтянуть регулировочную гайку, однако велосипедист не придает этому особого значения, люфт становится все больше и наконец каретка начинает «гулять», разрушая подшипники.
Отсюда — первый совет: конуса каретки, передней и задней втулок должны быть всегда хорошо затянуты. А если вам пришлось разобрать втулку или каретку для смазки, замены подшипников, сборку всегда надо проводить в такой последовательности.
Вначале на ось навертывается правый конус и затягивается до предела. После этого на ось втулки (каретки) надеваются остальные детали и подтягиваются левым конусом, который играет роль регулировочного. Устанавливая подшипники, запомните нехитрое правило: во всех узлах велосипеда подшипники устанавливаются шариками в чашку. Если это правило нарушено, подшипник неизбежно разрушится а самое ближайшее время. Единственное исключение представляет подшипник рулевой колонки, который устанавливается обоймой на посадочное место.
Нередко допускаются ошибки при сборке педалей. Клинья, крепящие шатуны педалей к оси каретки, нужно вначале забить в гнезда до предела и лишь после этого фиксировать гайкой. Если же попытаться притянуть клин на свое место, закручивая гайку, резьба почти наверняка будет сорвана. Кстати, обращайте внимание на то, чтобы клинья заняли положение навстречу друг другу — это необходимо для равномерного распределения нагрузки на ось и подшипники.
Бывает и так, что при сборке задней втулки велосипеда неверно устанавливают ее корпус. Глубина посадочных мест подшипников с левой и правой стороны корпуса различна, и если втулка расположена неверно, один из подшипников останется неподжатым, будет болтаться и, естественно, разрушится.
А теперь о том, как можно самостоятельно справиться с наиболее распространенной неисправностью — выправить колесо и устранить «восьмерку». Работа эта требует определенного навыка, и вполне возможно, что результата сразу добиться не удастся. И все же попробовать стоит, тем более, что никаких специальных приспособлений для этого, в общем, не требуется.
Велосипед переворачивается вверх колесами, на руль и седло. С поврежденного колеса удаляется камера и покрышка, если выправлять нужно заднее колесо, оно освобождается и от цепи. Прежде всего надо устранить люфт втулки, подтянув конуса. Перед началом правки установим на вилке колеса своего рода шаблоны, по которым и станем ориентироваться. В качестве шаблона можно использовать металлическую полоску, стерженек, закрепленный на вилке с помощью резинки,— он будет отмечать наибольшее смещение обода.
Вначале устраним радиальное биение колеса. Вращая колесо, определим, ориентируясь по шаблону, участок обода, имеющий наибольшую деформацию в радиальном направлении, и подтянем спицы на этом участке. Эту операцию будем продолжать до тех пор, пока овальность колеса не исчезнет.
После этого займемся устранением осевой деформации. Определив с помощью вертикального шаблона участки смещения обода в сторону, ослабим спицы, соединяющие обод с той же стороной втулки. Проделаем это по всему ободу, а потом начнем подтягивать спицы, соединяющие обод с той стороной втулки, которая противоположна смещению.
|