Можно ли сделать самодвижущимся миниатюрный игрушечным автомобильчик длиной всего в три-четыре сантиметра? Оказывается, можно. При этом не потребуется никаких дорогостоящих или труднодоступных материалов. Обрезки жести и латунной фольги, кусок тонкого провода, булавка, нитки, клей — вот и все, что понадобится для постройки микромоторчика, который был сконструирован еще в 1935 году изобретателем Ю. Ереминым. Источником питания могут служить, например, выработавшие свой срок, но еще дающие достаточное напряжение крохотные батарейки от наручных электронных часов.
Если вы успешно справитесь с изготовлением микромоторчика Ю. Еремима, вам не покажется трудным и другое деле — ремонт серийного электродвигателя для моделей. Зачем покупать новый мотор, если можно починить старый?
Итак...
Коллекторный микродвигатель, сконструированный Ю. Ереминым, был по тем временам выдающимся изобретением: ведь весил он всего 0,371 г! Работал от постоянного тока напряжением 4,5 В, а сделан был в основном из тонкой жести и проволоки от радионаушников.
Конструируя свой двигатель, автор, по-видимому, хотел создать сверхминиатюрную модель-копию реального электромотора. И надо сказать, с этой задачей он спрввился: моторчик легко умещался на копеечной монете, несмотря на то, что состоял из 30 частей. Признаться, и сегодня построить микроэлектродвигатель Ю. Еремина непросто, но нам это удалось. Думаем, что и вы при желании справитесь с этой работой, если будете точными и аккуратными.
На рисунках мы приводим размеры, указанные Ю. Ереминым. Свой первый миниатюрный двигатель вы можете сделать в два-три раза крупнее, а уже потом, научившись работать с мелкими деталями, можете браться и за двигатель поменьше.
Самая трудоемкая деталь двигателя — якорь (рис. 1А). Ось якоря сделана из никелиновой проволоки диаметром 0,3 мм (можно взять швейную иглу или булавку). Половинки якоря согните из тонкой жести. В середине каждой детали сделайте желобок. Для этого пропилите в деревянной планке неглубокую канавку, положите на нее полоску жести шириной 3 см, сверху проволоку диаметром 0,3—0,5 мм и ударьте молотком (рис. 1 Б). Потом сложите заготовки, впаяйте в них ось (предварительно пролудив ее) и отогните полюсные наконечники. Барабан коллектора можно аккуратно намотать из ниток, а чтобы они не распались, хорошо промажьте их клеем. Наружный диаметр барабана должен быть не более 2 мм. Ламели коллектора выгните на круглом стержне подходящего диаметра из медной фольги. Внутренние части якоря, где должна быть обмотка, покройте два-три раза нитролаком, чтобы не было замыкания на корпусе. В пазы якоря уложите 480 витков эмалированного провода диаметром 0,05 мм. Чтобы спаять такой тонкий провод, вам придется намотать на паяльник медную, заостренную на конце проволоку диаметром 1 мм (рис. 2).
Корпус статора согните тоже из тонкой жести. Его размеры приведены на рисунке 3. Намотайте на него 280 витков эмалированного провода диаметром 0,05 мм. С якорем статор соединяется последовательно. Как видите, конструкция держателей сразу намного упростилась (рис. 4).
Если коллектор, который делал Ю. Еремин, вам покажется трудоемким, сделайте другой, более простой, например, как на рисунке 5.
Из ниток с клеем сделайте два барабана и соедините их с обмоткой якоря, предварительно зачистив провод мелкой наждачной бумагой. На каждый барабан нанесите нитрокраской полоску. Полоски эти должны быть немного меньше полуокружности барабана. Располагаются они с противоположных сторон. Незакрашенные участки проволоки будут выполнять те же функции, что и ламели. Щетки расположите по обе стороны оси.
В 1930-е годы микроэлектродвигатель Ю. Еремина не получил широкого распространения. Легко объяснить почему: в то время мало было микромеханизмов, да и с миниатюрными источниками тока было туго. В наше время микроэлектродвигатели используются во многих областях промышленности, например в часовой. Есть для них и миниатюрные источники тока.
И моделисты сегодня все чаше и чаще применяют крохотные электродвигатели.
Если вы захотите «оживить» миниатюрную модель-копию автомобиля, купленного в магазине игрушек, вспомните о двигателе Ю. Еремина.
Рисунки М. Симакова |