Шелкография — изобретение наших дней. Техника ее возникла и развилась в середине XX века. А сегодня шелкография широко используется для получения ярких, контрастных изображений на самых различных материалах не только в промышленности, но и при создании авторских произведений. Как и любое ремесло, шелкография имеет немало собственных секретов. С некоторыми из них нас знакомит художник А.Полянский.
Простенькие хлопчатобумажные футболки, украшенные броскими надписями, фирменными знаками, профилями эстрадных звезд, стали самостоятельной частью одежного ансамбля. Но и стоят соответственно.
Между тем, имея чистую футболку, немного времени и желания, каждый вполне может самостоятельно воспроизвести на ткани любой рисунок.
В отличие от фотоспособа, который тоже используется в тех же целях, шелкография не требует ни специальной лаборатории, ни дефицитных химикатов. Понадобится лишь краска — масляная, типографская или даже гуашь, все остальные приспособления нетрудно изготовить самостоятельно. При определенных навыках и, естественно, терпении вы сможете добиться очень четких и тонких оттисков понравившегося вам рисунка.
Вначале же займемся приспособлениями.
Сито
Его рамка делается из деревянных брусков сечением примерно 25x25 миллиметров, скрепленных металлическими уголками. На рамку натягивается кусок шелковой или капроновой ткани с очень мелким плетением. Идеальный вариант — 100-200 ячеек на квадратный миллиметр. Размер рамки будет зависеть от размера изображения. Контур рисунка должен отстоять от любого края рамки на 5-6 сантиметров.
Ракель
Делается он так. Отрежьте полоску толстой (4-5 мм) резины шириной 5-6 сантиметров. Рабочий край необходимо срезать на угол 45°. Резина зажимается в оправе, сложенной из трех дощечек или заготовок из толстой фанеры, которые скрепляются гвоздями или прошиваются проволокой.
Хорошо ли получился ракель, можно проверить, приставив его лезвие к ровной поверхности: никаких просветов быть не должно.
Вот, собственно, и вся подготовка. Теперь можно приступать к делу.
Наложите сито на выбранное вами изображение-оригинал и обведите контуры мягким карандашом или тонким фломастером. Сквозь тонкую ткань изображение будет хорошо видно, и с этой задачей вы справитесь легко.
Затем на те участки рисунка, которые при оттиске должны остаться незакрашенными, тонкой кистью нужно нанести клей ПВА (можно с той же целью использовать лак для ногтей или спиртовой лак, которым художники обычно разводят алюминиевую или бронзовую краску). Когда клей подсохнет, посмотрите сито на просвет: возможно где-то остались пропуски — их нужно, конечно же, проклеить еще раз.
Переводить рисунок начнем после того, как клей высохнет окончательно. Неплохо бы вначале попробовать, как будет получаться рисунок на бумаге, да и вообще потренироваться в технике перед тем, как браться за содержимое вашего гардероба — потери в случае неудачи могут оказаться невосполнимыми.
Итак, положите сито на сантиметровую стопку бумаги. На край сита выдавите из тюбика или наложите лопаточкой заранее приготовленную краску — консистенцию ее вам предстоит подобрать опытным путем. Ракелем протащите краску по ситу, как бы выдавливая ее на бумагу сквозь ячейки сита. Краски должно хватить на один прогон — то есть на одну копию. Оттиск готов.
Разумеется, описанный способ годится лишь для самых простых, однотонных и одноцветных рисунков — это лишь азы техники шелкографии. Но для того, чтобы воспроизвести на майке модный лозунг, надпись или символ он вполне пригоден.
Впрочем, стоит здесь же рассказать о том, как справиться и с более сложной задачей — воспроизведением рисунка, имеющего полутона. Достигается это следующим образом. Полутона передаются точками, которые нужно нарисовать на ткани сита и аккуратно обвести кисточкой с клеем. Работа достаточно кропотливая, но чем мельче будут наши точки, тем менее заметным окажется на готовом изделии чередование светлых и темных пятен, тем качественнее будет рисунок.
Несколько забегая вперед, можно добавить, что, научившись работать с одноцветной шелкографической печатью, можно попробовать и многоцветную. Разница в том, что вам понадобится столько сит, сколько цветов имеет оригинал — на каждое сито переводится контур одного цветового пятна. Если каждьй цвет рисунка четко ограничен, проблем не возникнет. Но если оригинал имеет плавные цветовые переходы, они также воспроизводятся при помощи точек, о которых мы уже говорили чуть выше. |