В истории почти всех народов определенные изделия из камня становились особенно приметными в культуре, в религии, в быту, превращаясь в некий символ той или иной страны. У древних египтян им стало вырезанное из камня изображение жука скарабея, в Древней Греции — изящные мраморные статуэтки, в Китае — изделия из нефрита, хочкары — каменные надгробные плиты — у армян, в средневековой Европе — четки и кресты, изготовленные из гагата, янтарные украшения — у народов Северной Европы. В России с развитием камнерезного дела на Урале таким национальным символом выступили изделия из малахита и особенно малахитовые шкатулки. Они были чем-то большим, чем просто распространенным промыслом. Изделия из уральских камней стали носителем традиций народного камнерезного искусства.
Шкатулки и ларцы работы уральских мастеров можно было видеть и в домах людей богатых и у людей среднего достатка. В XVIII и XIX веках изделия с Урала завоевали международную славу, во многих музеях Европы их можно увидеть и сейчас.
Кроме малахита, камнерезы в России пользовались и другими камнями: яшмой, орлецом, родонитом, мрамором, агатом. Самое удивительное, что прекрасные произведения искусства, которые поражают своим совершенством по сей день, чаще всего создавались крепостными мужчинами и женщинами, не имевшими возможности получить даже примитивного образования, никогда не выезжавшими за пределы своей волости, и, конечно, почти не знавшими, что и как работают мастера в других землях. Все, что у них было,— это природный материал — камень, природный врожденный вкус, природное трудолюбие и учитель красоты — сама природа. До всего остального доходили своим умом. И дошли, достигнув замечательных высот прикладного искусства, создав свою технику, свой стиль, свои традиции.
Первое, что бросается в глаза, когда рассматриваешь великолепные малахитовые изделия,— исключительная естественность, ненарочитость в использовании материала. Малахит, выполняющий декоративную функцию, благодаря своему цвету и рисунку создает иллюзию естественного природного орнамента. Но на самом деле этот орнамент составил мастер.
Уральские малахитовые изделия, а их вырабатывалось великое множество —
тут были и письменные приборы, и крышки книжных переплетов, всевозможные коробочки и табакерки, подставки для карандашей, подсвечники, ларцы, шкатулки и прочее,— изготовлялись примерно по одному образцу. Вначале изделие выполнялось в металле (шкатулки) или в камне (столешницы), а затем на поверхность его наклеивали пластинки малахита. (Эта техника напоминает технику флорентийской мозаики) Когда в работу шел другой, более твердый и прочный камень, металлом пользовались как каркасом, в котором закрепляли детали, вырезанные из камня. Перед сборкой все каменные детали шлифовали и полировали.
Искусство мастера должно было сочетать в себе умение создать изящную форму, перевести ее в металл, чаще всего латунь, а затем подобрать и выполнить само малахитовое покрытие всей наружной поверхности шкатулки. Иногда изделие дополняли и другими декоративными деталями.
В начале прошлого века поток уральских малахитовых изделий начал иссякать. И если раньше их можно было найти в любом магазине, купить в рядах ремесленников на базаре, то сейчас малахитовую шкатулку встретишь в редком доме и даже не в каждом музее. Дело в том, что добыча малахита на Урале стала постепенно падать и в настоящее время практически совсем прекратилась. Из дешевого поделочного камня, добывавшегося многотонными глыбами, он превратился у нас в камень почти ювелирный, который стали считать на граммы. Это и послужило причиной прекращения производства малахитовых изделий.
Однако если отвлечься от малахита, надо заметить, что интерес вообще к изделиям из камня нисколько не угас, более того, год от года он возрастает — и в этом видна тенденция всеобщего внимания к естественным природным материалам, к народным промыслам. Украшения и другие изделия из недорогих поделочных камней широко вошли в нашу повседневность. И, конечно же, выполненная со вкусом шкатулка из камня, пусть не малахита, всегда будет желанным подарком, предметом, на который можно любоваться и любоваться.
Вы тоже можете самостоятельно попробовать свои силы в изготовлении шкатулки.
Технология ее изготовления будет отличаться от технологии уральских мастеров: работа с металлом здесь исключена. Появление эффективных клеев, таких, как БФ-2, и особенно эпоксидных, позволило отказаться от металлического каркаса и дало возможность прочно склеивать друг с другом все необходимые детали.
С чего начинать работу, если вами овладела идея сделать шкатулку? Прежде всего нужно выполнить эскизный чертеж с учетом имеющихся каменных пластинок. Выбора формы изделия и других вопросов, связанных с художественными проблемами, мы здесь касаться не будем — к услугам художника музеи, книги, альбомы. Небольшая статья никак не сможет дать тех сведений, которые можно найти только там.
Один из возможных вариантов — шкатулка, сделанная преподавателем московского института С. Тришиным. Шесть полированных пластин из армянского мохового агата — это дно, четыре стенки и крышка. Они вырезаны из одной агатовой миндалины, из этого же камня сделаны две ножки, ручка и две небольшие призмы, фиксирующие крышку. Все детали шкатулки, в том числе суконные полоски на торцах стенок и металлические декоративные полоски, скреплены при помощи клея.
Выбирая конструкцию и разрабатывая эскиз, нужно учесть некоторые технические проблемы, которые могут возникнуть во время работы. Например, изготовление стенки шкатулки. Она может быть целиковой или составной. Очень интересные рисунки в камне обнаруживаются, если составить пластинку из двух соседних срезов. Здесь можно использовать эффект калейдоскопа, а при подборе пластин применить зеркало, как «орудие поиска».
Гораздо легче изготовить пластинку, у которой торцы образуют углы в 90 °, чем, например, углы в 45°. Но острые углы скрывают шов. В шкатулке С. Тришина торцы стенки образуют с поверхностью угол в 45°.
Дно шкатулки можно выполнить двумя способами. В первом случае стенки ставятся на дно и приклеиваются к нему. Однако образующийся внизу шов приходится заклеивать декоративными металлическими полосками. В другом варианте дно помещают внутрь стенок. И хотя в первом случае работа менее сложная, чтобы скрыть шов, нередко действуют по второму варианту.
Когда авторский замысел полностью созрел, пластины приготовлены и соответствуют тому, что изображено на эскизе, можно приступить к их обработке. Лучше всего начать с коротких боковин. Для этого к деревянному бруску, несколько меньшему окончательных габаритов пластин, приклеивают сургучом обе боковины и совместно обрабатывают на чугунной планшайбе. Так же нужно обрабатывать все остальные детали. Если крышка или стенки шкатулки составные, то обрабатываются они тоже совместно. Склеивают их на плоской поверхности, подложив под склеиваемую деталь лист бумаги. Как в любом деле, конечный результат будет зависеть от замысла и мастерства исполнителя.
Кроме шкатулки, пользуясь теми же приемами, можно сделать чернильный прибор, стакан для карандашей, подсвечник и т. д.
Шкатулка С. Тришина сделана из агата. Но очень хороши для той же цели яшма, родонит, нефрит, лазурит, мрамор. Несколько слов о мраморе. Камень этот настолько мягкий, что поддается обработке твердосплавным инструментом и шлифуется обыкновенной шкуркой. Это обстоятельство позволяет сделать корпус шкатулки из цельного куска. В заготовке по внутреннему периметру просверливается ряд сквозных отверстий, перемычки между ними прорезаются пилкой по металлу или надфилем. После удаления серединки внутренняя поверхность выравнивается напильником и шлифуется шкуркой. Донышко делается и монтируется по обычной технологии. Крышка может быть изготовлена из одной заготовки, а фиксирующий уступ на ней лучше выпилить напильником. Мраморная шкатулка получится очень привлекательной, особенно если она сделана из красивого камня, тщательно и если удалось найти хорошее соотношение ее размеров, внешних и внутренних.
По мере накопления опыта появится желание взяться за все более сложные и интересные вещи. Можно, например, сделать шкатулку, у которой в прорезные стенки вставлены пластинки из другого камня. Можно украсить крышку друзой кристаллов, причем друзой не только естественного происхождения, но и составленной из различных по форме и цвету кристаллов, обычно в природе не существующих. Очень хорош для каменных изделий нефрит. Его исключительная вязкость позволяет вырезывать особенно тонкие элементы, отчего все произведение приобретает изящество, легкость и прозрачность. Нет сомнения, что творчество самодеятельных художников-камнерезов послужит делу возрождения традиционного промысла России.
Изготовление дна шкатулки
Обработка парных деталей
Обработка поверхностей склеивания
Так склеивают составные детали из камня
Чтобы крышка не соскакивала, к ней приклеиваются ограничительные призмы
Схема изготовления цельного корпуса мраморной шкатулки
Фиксирующий уступ крышки мраморной шкатулки |