Давно миновал книжный бум и приобрести теперь для своей библиотеки полюбившуюся книгу стало проще, чем прежде. И все же обладатель годового комплекта толстых журналов не спешит избавиться от них, надеясь когда-нибудь собраться и переплести наиболее интересные страницы. В общем-то не такое это сложное дело, а если вы приобрели какое-либо приспособление, например, станок для брошюровочно-переплетных работ, задача упростится еще более. Правда, станок этот, с моей точки зрения, обычно нуждается в некоторых усовершенствованиях, но о них речь впереди.
Вначале же напомним о том, что нам предстоит сделать.
Прежде всего из переплетаемых страниц журналов или ветхой книги нужно сформировать книжный блок, сложив их аккуратной стопкой. Зажав блок под прессом вашего станка, проделаем ножовкой или же тонким напильником четыре-пять бороздок в будущем корешке книги миллиметровой глубины, которые тут же заполним клеем. На мой взгляд, удобнее всего работать с клеем «Момент», хотя, вероятно, применимы и другие клеящие составы с аналогичными свойствами. В бороздки вставим куски прочной тесьмы. Концы тесьмы должны выступать с каждой стороны корешка на 2—3 см. После этого приклеиваем полоску марли, которая также несколько шире корешка и выступает за его толщину на те же 2—3 см.
Когда клей подсохнет, обрезаем на станке разлохматившиеся края страниц и на время откладываем блок в сторону. Теперь займемся изготовлением переплета.
Посмотрите, как сделан твердый переплет любой книги. Это твердый картон, обтянутый переплетным материалом. Точно такой же переплет сделаем и мы. Из картона вырезаем два прямоугольника, ширина которых точно соответствует ширине книжных страниц, а высота больше на 4—5 мм. На корешок пойдет полоска плотной бумаги. Обе картонки и полоску приклеиваем на лист переплетного материала, в качестве которого можно использовать дерматин, клееную ткань и так далее. При этом между картонками и полоской должны оставаться трехмиллиметровые промежутки. Затем аккуратно загибаем ткань, оклеивая края и уголки картонки.
Пока обложка сохнет, вновь займемся блоком. С обеих его сторон предстоит приклеить форзац — двойной лист плотной бумаги. Кончики тесьмы и марлю приклеиваем к верхнему листу форзаца клеем ПВА. Одновременно укрепим края корешка двумя кусочками тесьмы.
Остается склеить обложку с блоком. Торопиться не следует. Вложив книжный блок в обложку, нужно тщательно примерить и выровнять края и лишь после этого приклеить форзац к переплету и положить книгу под пресс.
Переплетный станок действительно здорово упрощает всю эту работу, однако пользоваться им будет еще удобнее если сразу же после покупки произвести кое-какую доработку, в противном случае вам предстоит столкнуться с рядом проблем.
Руководствуясь инструкцией, вы свинчиваете станок, прикрепляете к ручке круглый нож, зажимаете прессом — изо всей силы — книжный блок и начинаете обрезать размахрившийся грязный край книги. Но нож идет туго, бумага задирается, рвется... В чем дело? Внимательный осмотр инструмента приводит к трем выводам. Во-первых, режущая кромка ножа тупая. Во-вторых, нож «утонул», его плоскость не совпадает с боковой плоскостью ручки, и надо подобрать прокладку, можно картонную, чтобы это исправить. Наконец, в-третьих, служащая основанием станка крышка фанерного ящика прогнулась от нажима пресса: гвозди, крепящие ее к боковым стенкам, вылезли, и книга в середине сжимается слабо. Так что прежде всего советую укрепить крышку шурупами по всем четырем ее сторонам.
Но вот все условия выполнены, и наточенный в мастерской нож легко и плавно входит в бумажный пласт. Но что это? Поначалу ровные полоски отрезаемой бумаги на одном конце становятся все уже, а на другом — все шире. Открываем книгу и видим: на первых страницах обрез прямой, а к середине — уже кривоватый, к концу же — совсем кривой.
Новые наблюдения над инструментом и новые выводы. Ввинчиваемые в основание стояки «ходят», траверса пресса и подкладка из фанеры надеваются на них свободно и тоже точно не фиксируются. Поэтому надо очень внимательно следить за тем, чтобы книжный блок под прессом лежал ровно, не перекашивался. Установив брусок пресса по линии обреза, надо крепко его держать одной рукой, а другой — завинчивать гайки до тех пор, пока нужное положение бруска не будет зафиксировано, лишь после этого можно докручивать гайки окончательно.
Но вот и первая удача. Вполне сносно обрезан один край книги, второй, третий. Но, вставив новый блок, замечаем, что нож идет туже и туже, снова начинает рвать бумагу. Меняем режущую кромку, повернув нож на четверть оборота в ручке, потом еще раз и еще. Обрезано блоков восемь-девять, нож снова тупой. Но не весь, есть еще острые участки в промежутках между теми, что служили режущей кромкой. Как их использовать? Очень просто: проделать в ручке два дополнительных отверстия — и можно будет переставлять нож не на четыре. а на восемь позиций, ресурс его увеличится ровно вдвое.
Еще один совет, но уже о другой операции — о склеивании книжного блока и обложки. Получить ровную бороздку между корешком книги и обложкой поможет очень простое приспособление: две дощечки, на торцах которых укреплены металлические полоски, выступающие над плоскостью дощечки на 1,5—2 мм и имеющие такую же толщину. Углы полоски следует закруглить напильником. Склеенная книга заключается в эти дощечки как в корешок и кладется под пресс.
Конечно, приятно сознавать, что на ошибках учимся, что умеем преодолевать трудности. Конечно, и в таком варианте переплетные станки будут нарасхват, как и положено остродефицитному товару. Но все же, думаю, заводу-изготовителю никто не попеняет, если он усилит основу станка, возьмет для ножа сталь получше и поаккуратнее, будет выстругивать для него выемку в ручке, если просверлит в ручке эти два дополнительных отверстия и даже если вопреки всем традициям снабдит переплетный комплект запасным круглым ножом. |