Эту головоломку можно назвать универсальной, настолько разнообразны игры, в которые она позволяет играть. Игрушка представляет собой квадратную рамку, в плоскости которой свободно передвигаются 16 квадратиков. В одном из углов рамки имеется свободный участок игрового поля, он и дает возможность менять взаимное расположение квадратиков.
Конструкция квадратиков и рамки показана на рисунке. Материал — оргстекло, гетинакс, текстолит или листовой алюминий толщиной 0,8—1,5 мм. Изготовление игрушки начнем с квадратиков. Вырежем 48 одинаковых квадратных заготовок (наиболее удобны размеры 15х15 мм). Аккуратно склеим их по три — так, чтобы проекции двух внешних квадратиков совпадали, а внутренний выступал по диагонали на 1/4 длины. Удалим лишний клей и заусенцы, отшлифуем надфилем и шкуркой. Квадратики следует подогнать друг к другу так, чтобы каждый из них, двигаясь, свободно входил выступом в паз другого.
Сложите из готовых квадратиков игровое поле 4x4. Теперь можно уточнить размеры рамки. Склейте ее из полосок того же материала, что был использован для квадратиков. Рамка должна иметь выступы и пазы, чтобы составлять одно целое с системой квадратиков. Как этого добиться, показано на рисунке. Рамка имеет съемную ограничительную скобу.
Игрушка собрана, остается ее раскрасить. Делается это так. С одной стороны квадратики окрашиваются в четыре цвета: четыре квадратика в желтый, четыре в красный, четыре в синий, четыре в зеленый. Затем проставьте на квадратиках номера с 1 -го по 16-й. С обратной стороны квадратики раскрасьте так, как показано на рисунке (в качестве образца возьмите любую из четырех матриц). Когда краска высохнет, с обеих сторон рамки по левому и верхнему ее обрезам нанесите обозначения рядов (А, Б, В, Г и 1, 2, 3, 4). Это позволит записывать ход игры.
Игрушка готова. А вот несколько вариантов головоломок и игр. Для начала повернем игрушку нумерованными квадратиками кверху.
Задача 1. Расположите нумерованные квадратики в порядке номеров.
Задача 2. Постройте два «магических» квадратика из чисел: первый такой, чтобы у него суммы чисел по диагоналям были равны, второй такой, чтобы у него суммы любых двух чисел, симметричных относительно центра, были равны.
Задача 3. Расположите квадратики на игровом поле так, чтобы красный, зеленый, синий и желтый цвета встречались в каждой строчке и каждом столбике по одному разу.
Интереснее всего играть, если у каждого игрока будет своя собственная игрушка.
Перейдем на противоположную сторону игрушки — туда, где расположены двухцветные квадратики.
Задача 4. Соберите все четыре варианта мозаичного узора, изображенные на рисунке.
Можно сыграть в игру, напоминающую «крестики-нолики». Участвуют двое, каждый со своей головоломкой. Задача каждого из играющих — построить линию «своего» цвета
на своей головоломке. Установив на поле очередной квадратик, игрок называет сопернику координаты поля. Не зная выбранного противником цвета и линии, по которой он намерен выстроить свой ряд, второй игрок делает свой ход, стараясь пресечь предполагаемую линию соперника.
Поделив между собой цвета и разместив на поле квадратики втайне от соперника, можно играть в своеобразный «морской бой».
А если вы делаете эту игрушку для младших детей, можно нарисовать на одном из полей какую-нибудь несложную картинку и предложить собрать ее.
Мы перечислили лишь малую долю игр и развлечений, на которые способны занимательные квадратики.
Рисунки С. Завалова |