Когда в разговоре упоминают о транспортном средстве с мускульным приводом, то в первую очередь мы вспоминаем велосипед. Однако существуют и самолеты с мускульным приводом. На них удалось перелететь Ла-Мапш Есть уже мускульные суда, скользящие по поверхности воды на подводных крыльях. На подводной лодке с мускульным приводом собирались даже устроить побег Наполеону с острова Святой Елены. Автомобиль с мускульным приводом — веломобиль — уже превысил скорость в 100 км/ч, поговаривают, что на Луне его скорость превысила бы 300...
Почему-то лишь для движения по снегу и бездорожью мускульный привод применения еще не нашел.
Попробуем же разобраться в причинах этого явления и сконструировать веломобиль пригодный для зимы и лета.
Основная причине успеха велосипеда в том, что он позволяет пройти расстояние с меньшими затратами энергии, чем при ходьбе или беге. Например, тренированный спортсмен может пройти на велосипеде более 200 км в день. Очевидно, что предполагаемый снежный веломобиль должен обеспечить меньший расход энергии на единицу пути по сравнению с пешеходом и лыжником, только тогда он пробьет себе дорогу в жизнь.
Начнем с главного. Какой движитель предпочтительнее для зимнего веломобиля? Может быть, гусеница? Скорее всего этот вариант отпадает. Для транспортного средства с гусеничным движителем потребуется по меньшей мере мотоциклетный двигатель. По той же причине отпадают такие экзотические схемы, как использование воздушной подушки или использование эффекта экрана при движении с большой скоростью вблизи земной поверхности. Все это не годится для мускулохода.
Есть, правда, один весьма древний движитель, который в последние годы решительно вытесняет и гусеницы, и лыжи, и воздушную подушку из конструкций снегоходов. Это... колесо. Правда, колесо не совсем обычное. Инженеры называют его пневматиком сверхнизкого давления. Ну а конструктивно такой движитель представляет собой камеру от автомобипьной шины, надетую на обод и закрепленную на нем текстильными ремнями. Такое колесо значительно превосходит по многим параметрам практически все известные движители, применяемые на снегоходах. У него хорошая несущая способность, неплохая проходимость даже по свежевыпавшему снегу, и к тому же такое колесо значительно проще и дешевле и гусеницы, и воздушного винта с лыжами, не говоря уже о воздушной подушке.
Итак, движитель мы выбрали. Теперь главное — сконструировать привод, да такой, чтобы он содержал возможно меньше звеньев, что обеспечит нам неплохой коэффициент полезного действия трансмиссии.
Вы, неверное, уже обратили внимание на наш рисунок в заголовке статьи, где изображен двухместный веломобиль-пневмоход. Как видите, седоки сидят в нем спинами друг к другу. Сиденья располагаются на едином основании, которое может двигаться на роликах по трубчатым лонжеронам рамы. Давайте же теперь попробуем разобраться, как действует привод веломобиля. Начиная движение, задний (или, если хотите, передний) седок с силой отталкивается от подножки, перемещая при этом кресло (и соответственно его основание-тележку). Трещотка храпового механизма захватывает первое попавшееся звено втулочно-роликовой цепи и перемещает ее. При этом вращается звездочка, расположенная на заднем колесе, приводя в движение веломобиль. Затем в действие вступает второй седок, перемещая тележку-основание в противоположную сторону. При этом вторая трещотка захватывает звено участка цепи, движущегося в ту же сторону, что и тележка-основание, и также перемещает цепь. Так выглядит полный цикл движения.
Привод, как видите, не имеет лишних звеньев, а седоки работают, используя наиболее сильную группу мышц — ног, спины, брюшного пресса.
Теперь немного о самой конструкции зимнего веломобиля.
Его рама — сварная, из стальных тонкостенных труб. Ее образуют два продольных трубчатых лонжерона, соединенных тремя поперечинами. Лонжероны рамы должны быть строго параллельны друг другу, поскольку по ним движется тележка-основание на роликах.
Задние полуоси — точеные, вваренные в стальную трубчатую ось-поперечину. Колеса — самодельные. Их основу составляют ступицы от колес мопеда или легкого мотоцикла, у которых срезаны тормозные барабаны. Диски колес лучше всего сделать из подходящих алюминиевых тазов или больших мисок, прикрепленных к ступицам 6-мм болтами с гайками и шайбами. Диаметры тазов подбираются в соответствии с внутренними диаметрами пневматиков (шин). Окончательно закрепляются шины плоским текстильным (хлопчатобумажным или капроновым) ремнем.
Передние поворотные колеса закрепляются на поворотных кулаках, сваренных из полуосей, аналогичных тем, что стоят на задних колесах, и втулок — отрезков труб подходящего диаметра. К поворотным кулакам привариваются также поворотные рычаги. При сборке поворотные рычаги шарнирно соединяются с поперечной тягой рулевой трапеции.
Рулевое колесо закрепляется на качающейся рулевой колонке, привод к поворотным рычагам рулевой трапеции — тросовый. Такое рулевое колесо позволяет переднему седоку передвигаться на тележке-основании, не выпуская из рук рулевого колеса.
Отметим, что веломобиль-вездеход нетрудно трансформировать в обычную машину для асфальтовых дорог, для этого достаточно пневматики низкого давления заменить велосипедными или, что лучше, мопедными колесами.
Конструкция веломобиля-вездехода:
1 — передние колеса, 2 — трос рулевого управления, 3 — рулевая колонка, 4 — барабан, 5 — рулевое колесо, 6 — подвижная тележка с двумя сиденьями, 7 — заднее колесо, 8 — ведущая звездочка, 9 — втулочно-ропиковая цепь привода, 10 — храповой механизм, 11, 12 — «собачки» храпового механизма, 13 — свободно вращающаяся звездочка, 14 — прокладки, 15 — ступица колеса, 16 — диски колеса, 17 — текстильный ремень, 18 — камера, 19 — ролик подвижной тележки, 20 — лонжерон рамы, 21 — сиденье, 22 — рама подвижной тележки. |