Для уборки снега придумано немало машин: «рукастые» снегоподборщики легко расправляются с громадными снежными холмами, есть механизмы, «заглатывающие» целый сугроб, применяются даже реактивные установки для сдувания снега со взлетно-посадочных полос аэродромов. Но... если нужно расчистить снег на небольшой спортивной площадке или тротуаре, по-прежнему основными инструментами остаются лом, скребок да лопата.
А нельзя и здесь облегчить ручной труд? Предлагаем вашему вниманию необычное устройство, названное роторной мотолопатой.
Прототипом ее стал промышленный роторный снегоуборочный агрегат. Но тот монтируют на шасси мощного грузовика. А это устройство невелико по размерам и легко управляемо даже на небольшой площадке.
Разберемся, как работает мотолопата. Она состоит из приемного лотка, ротора, силовой установки и органов управления (см. рис.).
Приемный лоток напоминает обычный совок или, точнее, совковую лопату. С помощью эксцентрикового привода лопата соединена с валом ротора и при вращении совершает колебательные движения — как бы ворошит снег. Это облегчает и передвижение лотка по снегу и обеспечивает хорошую подачу снега к ротору. Через лоток снег попадает
в снегоприемник — 1 металлический барабан в форме улитки. Там его встречают лопасти ротора, увлекают за собой и с силой выбрасывают из барабана на расстояние в несколько метров.
Работает мотолопата от вело-двигателя типа Д-6 мощностью 1,2 л. с. С валом ротора его ведущая звездочка соединена втулочно-роликовой цепью (передаточное число — 1,7). Как известно, велодвигатель работает обычно в режиме интенсивного охлаждения набегающим потоком воздуха. Но скорость движения мотолопаты небольшая, поэтому конструкторы мотолопаты для охлаждения двигателя смонтировали на валу, непосредственно за барабаном, вентилятор.
Вероятно, вы уже обратили внимание, что у агрегата нет традиционного топливного бака. Два литра топливной смеси, которой хватает на три часа непрерывной работы, заливаются в корпус-колонку — тонкостенную стальную трубу, в верхней части которой приварена заливная горловина, а в нижней — штуцер бензокрана. К колонке также прикреплен велосипедный руль, на котором монтируется устройство управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя (ручка газа). Конструкторы мотолопаты, кстати, отказались от плавного регулирования газа и поставили переключатель на три положения — это вполне достаточно для работы.
Основной узел агрегата — ротор. Как видите, он напоминает пароходное колесо (его внешний диаметр — 320 мм, диаметр стальной ступицы — 120 мм, лопасти резинотканевые, толщина каждой — 10 мм).
Ротор вращается на валу, передний конец которого эксцентрично проточен по диаметру подшипника № 201. Через шарнирную тягу корпус соединен с лотком.
Запуск двигателя производится пусковой рукояткой — для этого на вал ротора установлен штифтовый фиксатор, а на пусковой рукоятке — втулка с прорезью.
Помимо уборки снега, конструкторы из считают, что их мотолопгта может выполнять и другие работы — например, разгрузку автомобилей, тракторных прицепов и платформ с сыпучим материалом — сухим песком, щебнем, гранулированными удобрениями. Правда, для этих целей понадобится более мощный двигатель, например от бензопилы «Дружба».
При работе с материалами, вызывающими повышенный износ вращающихся узлов и коррозию, придется также существенно доработать подшипниковые узлы и воздушный фильтр двигателя. В противном случае попавшие в двигатель абразивные частицы и влага быстро выведут его из строя.
Технические характеристики мотолопаты:
Ширина захвата, мм — 350
Диаметр ротора, мм — 320
Двигатель, тип — Д-6
Мощность двигателя, л. с. — 1,2
Емкость топливного бака, л. — 2
Передаточное число цепного привода — 1,7
Масса мотолопаты, кг — 31
Рисунки М. Симакова |