Оказывается, обычный детский калейдоскоп может пригодиться в повседневной работе оформителям и дизайнерам, художникам и ювелирам, архитекторам и декораторам.
Известно, что разнообразие узоров многих изделий — и не только в текстильной промышленности — результат труда сотен художников. Но и их фантазии есть предел. Сегодня широко и успешно для составления рисунков используются ЭВМ. Практика показала, что и художники могут получать подсказки электронных помощников. Так, в чехословацком институте «Оргатекс» провели ряд экспериментов с машиной. Ей была поставлена задача создать эскизы из простых фигур — кругов и четырехугольников. Машина выдала множество рисунков, и все оказались пригодными для производства. Тогда задачу усложнили — требовалось создать узоры и орнаменты с использованием цветов. Воображение, эстетическое чувство и опыт человека, соединенные с математическими законами, «понятными» машине, позволили создать причудливые расцветки и рисунки. Как результат, 110 «электронных» образцов были переданы промышленности, многие из них нашли применение. Как видим, возможности машин неисчерпаемы в художественном оформлении.
Работал на Лентварской ордена Трудового Красного Знамени ковровой фабрике инженер-изобретатель К. Петкунас. Однажды в старом журнале попалась ему небольшая заметка. Там говорилось: «В 1810 году в Эдинбурге молодой физик Давид Брюстер изобрел калейдоскоп. Сделал открытие совершенно случайно, дабы сделать приятное своей невесте. Оба были бедными. Невеста любила вышивать. Чтобы ей легче и быстрей выбирать замысловатые узоры, жених и смастерил цветную узорчатую шпаргалку».
Петкунас тут же смекнул, а почему бы и в самом деле не использовать калейдоскоп как шпаргалку при отыскании новых орнаментов для ковров. Однако обычный детский калейдоскоп имеет ограниченные возможности. И вот почему. Торцевая стенка прибора прозрачна, и свет в призму попадает сквозь нее. В качестве элементов орнамента здесь можно использовать только прозрачные цветные стеклышки.
Изобретатель торцевую стенку калейдоскопа закрыл цветной непрозрачной крышкой, а в боковых стенках камеры создал щели. Теперь свет в камеру попадает не с торца, как обычно, а через эти щели. Такая конструкция позволила в качестве элементов калейдоскопического орнамента использовать непрозрачные предметы: камни, кольца, цепочки, кусочки янтаря и т. д.
Этот калейдоскоп демонстрировался на ВДНХ СССР и получил высокую оценку художников. Изобретение было внедрено на ковровой фабрике. Художники использовали его при создании рисунков ковров. Кроме того, калейдоскоп Петкунаса мог широко использоваться ювелирами, художниками промышленной графики и, конечно, как игрушка для детей.
Вы тоже можете сделать себе такой калейдоскоп. Трубку изготовьте из картона. Камеру для элементов орнамента — из прозрачного материала, например, органического стекла. Крышку — из непрозрачной цветной пластмассы. Призму — из трех зеркал или блестящей жести.
Размеры прибора могут быть самыми разными. Калейдоскоп можно использовать и просто как игрушку, и как учебный прибор на уроке рисования и в кружке.
1 — корпус; 2 — зеркала, собранные в трехгранную призму; 3 — круглые пластинки из стекла; 4 — камера на торце корпуса, выполненная из прозрачного материала (органического стекла); 5 — цветные фильтры, огибающие снаружи поверхность камеры; 6 — непрозрачная крышка; 7 — калейдоскопический орнамент; 8 — винт, фиксирующий положение подвижной камеры.
Рисунки А. Матросова |