Рубероидные кровли находят все большее распространение. Они дешевы, долговечны и просты в устройстве.
Чтобы кровли дольше служили, необходимо обрешетку (основание) для них сделать из сухих обрезных досок толщиной не менее 30 мм, чтобы они не прогибались при ходьбе.
Доски следует класть без зазоров и тщательно сплоченными и выровненными. На свесы крыши, где ощущается сильное ветровое давление, лучше употребить шпунтованные доски.
Величина нахлестки рулонных полотнищ должна составлять не менее 10 см. Конек перекрывается не менее чем на 25 см. Перед наклейкой рекомендуется снять с поверхности рубероида посыпку. Посыпка удаляется путем смачивания поверхностей соляркой с последующей механической очисткой. Растворитель размягчает покровный материал и делает удаление более легким.
Для кровель с уклоном более 15% рекомендуется брать не менее двух слоев рубероида, при меньшем уклоне — три слоя.
Для наклеивания и склеивания рубероида лучше всего использовать не чистый битум, а битумные мастики, которые по сравнению с чистым битумом обладают повышенной теплостойкостью и эластичностью и менее хрупки при низких температурах. Приготовляются мастики путем перемешивания горячего битума и напополнителя (асбеста 6—7 сортов, торфяной крошки, мелконарубленной минеральной ваты, древесных опилок и тонкомолотого мела и др.). Наполнители, входящие состав мастик, должны быть просеяны через сито с ячейками не более 3 мм и тщательно высушены (асбест до 5% влажности, другие — до 3% влажности).
Для приготовления 10 кг мастики берется 8,2—8,5 кг битума и 1,2—1,5 кг наполнителя (лучше всего мелкого асбеста). Емкость с плотно закрывающейся крышкой загружается битумом на 3/4 ее объема и нагревается до полного плавления и исчезновения комков. Когда битум начинает пениться, с его поверхности снимаются всплывшие посторонние примеси с помощью металлической сетки, натянутой на проволоку (типа сачка), или консервной банки с пробитыми на дне отверстиями и прикрепленной к длинной деревянной ручке.
Битум греют до тех пор, пока он не перестанет шипеть и пениться, по окончании варки масса должна получиться однородной, а поверхность зеркальной. После этого посуду снимают с огня и в битум добавляют сухой однородный наполнитель небольшими порциями при тщательном перемешивании, и масло (отработку). Готовую битумную мастику применяют только в горячем состоянии, поэтому ее готовят непосредственно перед началом работы для одноразового использования.
При производстве кровельных работ с горячей мастикой надо соблюдать особую осторожность. Попавший на кожу битум следует снять тампоном с керосином, а затем смыть мылом с теплой водой и смазать кремом (например, ланолином).
Для лучшего приклеивания к основанию кровельного ковра поверхность основания рекомендуется огрунтовать холодной грунтовкой.
Для приготовления 10 кг холодной битумной грунтовки требуется (ориентировочно) 3 кг битума и 7 кг растворителя: бензина автомобильного, керосина или солярки. Вначале расплавляют и обезвоживают битум, затем его переливают в емкости, где после остывания при температуре 70°—90°С его осторожно смешивают с растворителем. При применении бензина в него вливают битум с перемешиванием деревянными мешалками.
После наклейки поверхность рубероидной кровли должна быть окрашена горячей мастикой, непрерывным ровным слоем и посыпана сухим крупнозернистым песком. Это сделает кровлю более долговечной.
Битум для покрытия крыши рубероидом можно приготовить и таким способом. Перед тем, как он закипит, влейте в автотракторное картерное масло («АС-8, 10», дизельное любой вязкости) примерно 500—1000 граммов на ведро битума. Нагревание продолжайте до получения однородной массы. Вместо чистого свежего масла нужно использовать профильтрованную отработку.
Такой битум выдерживает температуру до — 35°С и не трескается. |