Воскресенье, 24.11.2024, 01:09 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [504]
Дела строительные [459]
Дизайн, интерьер [729]
Домашнему мастеру [2110]
Женсовет: рукоделие+ [993]
Здоровье, Красота [608]
Игры, игрушки [335]
Мебель [275]
Моделирование [273]
На кухне + Рецепты [928]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [143]
Оптика [74]
Работы с деревом [456]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [236]
Свое хозяйство * [2016]
** Обустройство [444]
** Парники, Теплицы [53]
** Приспособления [243]
** Цветы, Флористика [261]
** Деревья, Кустарники [236]
** Овощи [162]
** Бахчевые [27]
** Бобовые [20]
** Зелень и Приправы [116]
** Грибы [25]
** Болезни и Вредители [133]
** Кладовая (Закрома) [234]
** Птицеводство [74]
** Животноводство [100]
** Пчеловодство [23]
** Водоём [25]
Сотовые телефоны [44]
Спорт, снаряды [280]
Статьи Владимира Мао [142]
Транспорт и около [407]
Туризм, рыбалка, охота [534]
Экономим [169]
Это интересно! [908]
Только кулинария [3814]
Утилизация в РФ [90]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [2]
 Сборник
Главная » Статьи » Дела строительные

Деревянное зодчество
Деревянное зодчествоСтроительство и связанное с ним деревянное зодчество в Польше ухо­дят своими корнями в очень далекое прошлое. Первые следы строений об­наружены при раскопках древнеславянского городища на Бискупинском озере, около Познани, которое отно­сится к V веку до нашей эры, к периоду так называемой лужицкой культуры.
 
Жилища были сооружены из вер­тикально расположенных необрабо­танных бревен, соединенных на углах столбами с пазами. Единствен­ным украшением построек был грубо обтесанный паздур — шпиль, венчав­ший конек крыши.
 
Из хроник, дошедших до наших дней, следует, что около X века на­шей эры появились первые резные детали в деревянных языческих хра­мах. Наряду с развитием деревянно­го зодчества развивалось и приклад­ное декоративное искусство.
 
В X—XVI веках деревянное стро­ительство достигло в Польше боль­шого расцвета. Наряду с простыми жилыми и хозяйственными построй­ками сооружались усадьбы, амбары, трактиры, ветряные и водяные мель­ницы, кузницы, а также культовые постройки — храмы, звонницы, ча­совни и придорожные поклонные кресты. С течением времени все боль­ше внимания строители начинают уделять архитектурным деталям, на­ружному украшению и украшению помещений.
 
 
Вилла "Едлинка", построенная по проекту С. Виткевича, - наиболее характерный пример закопанского архитектурного стиля
 
 
Соединение углов сруба "на облап" - с выстающими концами бревен и "рыбьим хвостом", т.е. без выступов
 
Первоначально декоративную роль играла сама конструкция зданий. Со­единение бревен сруба по углам «на облап», когда образующиеся выпуски выходят за пределы стен, или в «ры­бий хвост», когда по углам не дела­ется выпусков, само по себе служило декоративным элементом в деревянном зодчестве.
 
Многие архитектурные детали зданий стано­вятся украшением бла­годаря богатой резьбе. Постепенно все чаще применяется декоратив­ное оформление на кон­цах несущих балок и резьба на свесах крыш. Резьба покрывает двер­ные рамы и полотно са­мих дверей. Все сложнее становится узор на кон­солях, притолоках, сое­динениях дверных косяков, стропилах, несущих балках, фри­зовых рейках.
 
 
Часовня в Ящурувке, под Закопане, построенная по проекту С. Виткевича
 
Очень интересны декоративные украшения в деревянной архитекту­ре Подгалья — большой горной до­лины, лежащей между Бескидами и Татрами, на юге Польши, а также в прилегающих к нему районах. Спе­цифика подгальского стиля в народ­ном искусстве складывалась на про­тяжении столетий, под влиянием климатических условий, традиций и верований местного населения, спе­цифики основного строительного ма­териала — дерева. Деревянное зодче­ство и декоративное искусство разви­вались в тесной гармонии с приро­дой, которая служила народным умельцам неиссякаемым источником вдохновения.
 
В подгальском народном зодчестве чувствуется дыхание гор, оно впита­ло в себя их суровую красоту. Огромный вклад в культивирова­ние и популяризацию подгальского стиля в архитектуре внес Станислав Виткевич (1851—1915), художник, критик и писатель, поселившийся в 1888 году в сердце Татр — Закопане, Станислав Виткевич, прекрасный знаток и поклонник прикладного ис­кусства Подгалья, местного народно­го творчества, предложил во всем районе Татр и окрестностях распро­странить и закрепить стиль, опирающийся на горские традиции, их ар­хитектуру и искусство резьбы по де­реву.
 
Виткевич стремился к возрожде­нию и использованию всех самых ценных по форме художественного выражения элементов декоративного прикладного искусства и плотничье­го мастерства гуралей как в стро­ительных конструкциях, оформле­нии интерьера, так и архитектурных деталях.
 
Он считал Подгалье заповедником старого, исконно польского стиля в деревянном зодчестве.
 
Благодаря Виткевичу возрос инте­рес к народным умельцам Подгалья, а стиль, распространению которого он активно содействовал, стал назы­ваться стилем Виткевича, или закопанским. Его влияние распространи­лось на архитектуру и искусство как светское, так и церковное.
 
 
Деталь угла под навесом с фигурными концами стенных балок
 
Характерные черты закопанного стиля в архитектуре — каменный фундамент, бревенчатый сруб, часто обшитый досками, крутые, стрельчатые крыши с узорными, далеко выстающими навесами, веранды и кры­лечки с дощатыми перилами, укра­шенными резьбой или контурной по­резкой, треугольные фронтоны чер­дака с резным мотивом солнца и рез­ным фигурным шпилем на коньке крыши, профилированные консоли, резные столбы, резьба на дверных косяках и полотне дверей. Все эти детали можно увидеть в крестьянских домах, усадьбах, амбарах, трак­тирах, на воротах. Такие же декора­тивные детали применялись в цер­ковном строительстве — богато ор­наментированные воротники, прорез­ные подзоры в костелах, часовнях, на звонницах, на могильных памят­никах, которые зачастую бывают подлинными шедеврами малых форм деревянного зодчества.
 
 
Характерные завершения крыш - щиты
 
 
Наиболее распространенные формы навесов и паздуров - шпилей, украшающих коньки крыш
 
 
Рыси - балки под навесом крыши
 
Много труда и искусства вкладывали народные умельцы и в украше­ние интерьера. Богатая резьба по­крывала балки, потолки, карнизы, деревянную мебель, разную домаш­нюю утварь и посуду. Типичный дом татринского горца сложен из тесанных пихтовых бре­вен. Для него характерны стрельча­тые крутые крыши, покрытые гонтом или дранкой — тонкими деревянны­ми пластинками, заходящими одна на другую, как чешуйки. Далеко выстающие навесы крыш подпирают рез­ные балки — рыси. Конек крыши венчает резной шпиль — памдур. Двери, ведущие в дом, обычно закан­чиваются сверху луком или аркой.
 
Снаружи и внутри дома богато украшены резьбой — объемной и ажурной. Балки, поддерживающие свес крыши, бывают самой причуд­ливой формы. Щиты крыш зачастую обшиваются досками, уложенными в затейливый узор. Преобладает обыч­но мотив солнца. Тот же мотив повто­ряется на дверях. Двери вообще за­нимают важное место как декоративный элемент. Здесь дарование на­родных умельцев находит широкое приложение. Один из старых спосо­бов украшения дверей — колкование, то есть вбивание деревянных колыш­ков, образующих узор. Раньше ко­лышки, сделанные из прочного дере­ва, вбивали для соединения дверных стояков с притолокой. Позднее они приобрели самостоятельное декоративное значение. Их стали делать не только в местах соединений, но и на других частях дверной рамы и двер­ного полотна. Одним из излюбленных мотивов, повторяющихся и на дверных притолоках — лежухах, и на застшалах — элементах, связывающих дверной стояк с притолокой, был геометрический либо растительный орнамент, паженица — гуральский узор, встречающийся в вышивках, металлических украшениях, народ­ных костюмах. Очень часто встреча­ются различные варианты розеток.
 
 
Орнамент на дверях
 
 
Орнамент на наличниках окон
 
Наличники, обрамляющие окна, покрывает не столь богатая резьба. Чаще всего их украшают фризами.
 
В некоторых больших домах гор­цев — гуралей, декоративным элемен­том служили столбы и узорчатые пе­рила веранд. Наружное оформление дополняли зубчатые навесы со сквоз­ной пропильной резьбой и такой же конек крыши, образованный срезан­ными по косой линии, а чаще — по­лукругом, крайними слоями гонтов. Народные мастера сумели открыть красоту даже в таком казалось бы малопримечательном материале, как волнёнка — древесное волокно или тонкая и длинная деревянная струж­ка, которой законопачивают щели между бревнами сруба. При кладке сруба между бревнами специально оставляют отверстие — шели шири­ной от 3 до 6 сантиметров, для чего между концами бревен кладут специальные колышки. Щели затыкают потом свернутой в жгут стружкой. Торчащие изнутри края срезают сня­той с рукоятки косой. Снаружи жгу­ты, лежащие между бревнами, обра­зуют красивые и затейливые узоры.
 
Давайте теперь заглянем внутрь такого дома. Обычно в нем две избы: черная, или жилая, где сосредото­чена вся жизнь обитателей, и белая, парадная, в которой стоят высо­ко застланные кровати с горой взби­тых подушек, расписные сундуки с приданым и праздничной одеждой, мебель, украшенная резьбой.
 
Внутренняя сторона дверей, цен­тральная потолочная балка — сосремб — покрыты богатой резьбой затейли­вого орнамента. Резьбу можно встре­тить и на потолке между балками.
 
 
Сосрембы - центральные потолочные балки
 
Вдоль стен под потолком, над окна­ми и вдоль балок тянутся резное фризы. Немало поработали народ­ные умельцы и над мебелью, кото­рую покрывает густой узор. Стол, стулья, лавки, колыбель, которая подвешивается обычно на потолочной балке, наклонные однорядные полки для посуды, полки для ложек — лыжники, — вырезанные из явора половники, ложки, вилки, кружки и другие предметы домашнего обихода, сделаны и украшены с любовью и мастерством. Орнамент повторяет многие геометрические узоры, укра­шающие дом снаружи и внутренние потолочные балки: зубцы, полу­кружья, дуги, розетки. Очень бога­тая резьба покрывает посудные пол­ки, особенно их верхнюю часть. Основная техника — рельефная резьба и долбление, а также ажурная сквоз­ная резьба.
 
Декоративные элементы можно встретить и в самых простых жилых и хозяйственных постройках: высокогорных пастушьих хижинах, ови­нах, амбарах. Как правило, это резные узоры на дверных рамах, свесах крыш, срезанный под углом гонт, об­разующий чешуйчатое покрытие крыш.
 
 
Фризы внутренней отделки помещений
 
Внутри хижины можно зачастую увидеть орнаментированный столб, профилированные выпуски балок, узорные головки колышков, укрепля­ющих деревянную конструкцию, резные «ядвиги» — специальные крюки с пазами, которые закреплялись на потолке, а служили для того, чтобы подвешивать над очагом на разной высоте котелки, в которых варилась пища.
 
 
Столбы
 
 
В гуральской избе
 
Изобретательность и талант народных масте­ров часто находят при­ложение в конструкции и украшении оград. Обычно столбики огра­ды делаются из четырех расположенных по углам квадрата жердей, при­крытых конусовидной крышей с резным краем и маленьким шпилем — паздуром.
 
Даже в самых простых оградах, отгораживаю­щих загоны для овец на высокогорных пастбищах, можно встретить декоративные элементы в угловых столбиках.
 
Ворота, ведущие в гуральское хозяйство, ча­сто имеют крышу, обыч­но четырехскатную, опирающуюся на столбы. И здесь повторяются те же, что и на крышах, резные шпили, декоративные навесы, часто зубчатые, орнамент на опор­ных столбах, профилированные выпуски балок, узор на полотне ворот, в котором встречается мотив солнца. Иногда декоративную роль играет об­шивка из досок.
 
Очень красивые ворота бывают ча­ще всего в хозяйствах замкнутой за­стройки, где жилой дом вместе с сое­диненными с ним хозяйственными постройками образуют замкнутый четырехугольник, со двором посере­дине.
 
Важное место среди гуральских по­строек, больших и малых, занимают колодцы. Украшение наземной части колодезного сруба часто чрезвычайно богато и разнообразно. Нередко колодцы — это подлинные шедевры плотничьего искусства.
 
Богато украшенные колодцы стро­ились на рубеже XIX и XX веков, в период расцвета закопанского сти­ля, пропагандируемого большим его поклонником Станиславом Виткевичем, архитектором, художником и писателем. Колодцы напоминают маленькие домики с затейливыми бал­кончиками, крышами, резными шпи­лями. Они покрыты богатым орна­ментом, в котором повторяются гуральские мотивы, геометрические и растительные, часто встречается до­щатая обшивка.
 
Декоративное мастерство в церков­ной архитектуре Подгалья тоже но­сит на себе печать характерного за­копанского стиля, столь гармонично сросшегося с горным пейзажем.
 
Стрельчатые контуры, высокие, крутые крыши, строгое внешнее убранство, в котором первостепенную роль играет сама фактура древесины.
 
Основные детали внешней отделки — фризы, навесы, узорчатая обшив­ка из досок, резной орнамент, балю­страды.
 
В свое время идеи Станислава Виткевича много сделали для возрожде­ния и распространения традиций подгальского искусства, для пробужде­ния в обществе интереса к ним и рас­цвета деревянного народного зодче­ства и искусства Подгалья, которые к концу XIX века почти заглохли.
 
 
Фризы наружной отделки
 
 
Балюстрады
 
Аналогичную роль сейчас, почти сто лет спустя, играют музеи-заповедни­ки народного прикладного искусства и деревянной архитектуры.
 
Правда, после второй мировой вой­ны наметилось некоторое оживление старого закопанского стиля в подгальском народном творчестве, деко­ративном искусстве и строительстве, однако не всюду в Подгалье это про­ходило последовательно, к тому же иногда утрачивалась чистота стиля из-за многочисленных псевдонарод­ных наслоений и влияния псевдосовременной моды.
 
Музеи-заповедники под открытым небом, в которых собраны наиболее характерные и самобытные примеры народного мастерства в его чистой форме, служат делу культивирования и развития народных традиций. Один из таких заповедников — Сондецкий этнографический парк.
 
Этот заповедник создан в 1967 году и занимает около 20 гектаров. Он расположен в живописном районе, с типичным для Подгалья рельефом.
 
 
Деревянная часовня в Закопане
 
В 1969 году сюда была перенесена первая постройка — старинная дере­вянная изба из местности Верхомия. Сейчас в заповеднике около 20 объек­тов, а будет — более 50. Их реставра­цией занимаются искусные народные мастера — плотники и резчики.
 
В музее-заповеднике есть четыре сектора: лемковского народного творчества (объекты из района Лабовой), подэгродский, старосондецкий и списский. Здесь представлены богатые и старые традиции всей Сондецкой земли: дома, хозяйства, подсобные постройки, усадьбы, часовни, колодцы выглядят так, словно они всегда сто­яли в этих местах.
 
 
Колодец
 
С культурой и народным творче­ством мастеров Оравской земли зна­комит музей-заповедник в Зубжице-верхней, в районе Оравы.
 
Существование музеев-заповедни­ков, проекты создания новых, боль­шой интерес, проявляемый к ним, служат залогом того, что старые и прекрасные традиции народной культуры Подгалья будут развиваться и процветать.
 
По материалам журнала "Горизонты техники для детей" (Польша)
Категория: Дела строительные | Добавил: Mao (11.08.2012) | Автор: Влодзимеж Вайнерт
Просмотров: 5715 | Теги: Деревянное зодчество | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Люди:
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700