Строительство и связанное с ним деревянное зодчество в Польше уходят своими корнями в очень далекое прошлое. Первые следы строений обнаружены при раскопках древнеславянского городища на Бискупинском озере, около Познани, которое относится к V веку до нашей эры, к периоду так называемой лужицкой культуры.
Жилища были сооружены из вертикально расположенных необработанных бревен, соединенных на углах столбами с пазами. Единственным украшением построек был грубо обтесанный паздур — шпиль, венчавший конек крыши.
Из хроник, дошедших до наших дней, следует, что около X века нашей эры появились первые резные детали в деревянных языческих храмах. Наряду с развитием деревянного зодчества развивалось и прикладное декоративное искусство.
В X—XVI веках деревянное строительство достигло в Польше большого расцвета. Наряду с простыми жилыми и хозяйственными постройками сооружались усадьбы, амбары, трактиры, ветряные и водяные мельницы, кузницы, а также культовые постройки — храмы, звонницы, часовни и придорожные поклонные кресты. С течением времени все больше внимания строители начинают уделять архитектурным деталям, наружному украшению и украшению помещений.
Вилла "Едлинка", построенная по проекту С. Виткевича, - наиболее характерный пример закопанского архитектурного стиля
Соединение углов сруба "на облап" - с выстающими концами бревен и "рыбьим хвостом", т.е. без выступов
Первоначально декоративную роль играла сама конструкция зданий. Соединение бревен сруба по углам «на облап», когда образующиеся выпуски выходят за пределы стен, или в «рыбий хвост», когда по углам не делается выпусков, само по себе служило декоративным элементом в деревянном зодчестве.
Многие архитектурные детали зданий становятся украшением благодаря богатой резьбе. Постепенно все чаще применяется декоративное оформление на концах несущих балок и резьба на свесах крыш. Резьба покрывает дверные рамы и полотно самих дверей. Все сложнее становится узор на консолях, притолоках, соединениях дверных косяков, стропилах, несущих балках, фризовых рейках.
Часовня в Ящурувке, под Закопане, построенная по проекту С. Виткевича
Очень интересны декоративные украшения в деревянной архитектуре Подгалья — большой горной долины, лежащей между Бескидами и Татрами, на юге Польши, а также в прилегающих к нему районах. Специфика подгальского стиля в народном искусстве складывалась на протяжении столетий, под влиянием климатических условий, традиций и верований местного населения, специфики основного строительного материала — дерева. Деревянное зодчество и декоративное искусство развивались в тесной гармонии с природой, которая служила народным умельцам неиссякаемым источником вдохновения.
В подгальском народном зодчестве чувствуется дыхание гор, оно впитало в себя их суровую красоту. Огромный вклад в культивирование и популяризацию подгальского стиля в архитектуре внес Станислав Виткевич (1851—1915), художник, критик и писатель, поселившийся в 1888 году в сердце Татр — Закопане, Станислав Виткевич, прекрасный знаток и поклонник прикладного искусства Подгалья, местного народного творчества, предложил во всем районе Татр и окрестностях распространить и закрепить стиль, опирающийся на горские традиции, их архитектуру и искусство резьбы по дереву.
Виткевич стремился к возрождению и использованию всех самых ценных по форме художественного выражения элементов декоративного прикладного искусства и плотничьего мастерства гуралей как в строительных конструкциях, оформлении интерьера, так и архитектурных деталях.
Он считал Подгалье заповедником старого, исконно польского стиля в деревянном зодчестве.
Благодаря Виткевичу возрос интерес к народным умельцам Подгалья, а стиль, распространению которого он активно содействовал, стал называться стилем Виткевича, или закопанским. Его влияние распространилось на архитектуру и искусство как светское, так и церковное.
Деталь угла под навесом с фигурными концами стенных балок
Характерные черты закопанного стиля в архитектуре — каменный фундамент, бревенчатый сруб, часто обшитый досками, крутые, стрельчатые крыши с узорными, далеко выстающими навесами, веранды и крылечки с дощатыми перилами, украшенными резьбой или контурной порезкой, треугольные фронтоны чердака с резным мотивом солнца и резным фигурным шпилем на коньке крыши, профилированные консоли, резные столбы, резьба на дверных косяках и полотне дверей. Все эти детали можно увидеть в крестьянских домах, усадьбах, амбарах, трактирах, на воротах. Такие же декоративные детали применялись в церковном строительстве — богато орнаментированные воротники, прорезные подзоры в костелах, часовнях, на звонницах, на могильных памятниках, которые зачастую бывают подлинными шедеврами малых форм деревянного зодчества.
Характерные завершения крыш - щиты
Наиболее распространенные формы навесов и паздуров - шпилей, украшающих коньки крыш
Рыси - балки под навесом крыши
Много труда и искусства вкладывали народные умельцы и в украшение интерьера. Богатая резьба покрывала балки, потолки, карнизы, деревянную мебель, разную домашнюю утварь и посуду. Типичный дом татринского горца сложен из тесанных пихтовых бревен. Для него характерны стрельчатые крутые крыши, покрытые гонтом или дранкой — тонкими деревянными пластинками, заходящими одна на другую, как чешуйки. Далеко выстающие навесы крыш подпирают резные балки — рыси. Конек крыши венчает резной шпиль — памдур. Двери, ведущие в дом, обычно заканчиваются сверху луком или аркой.
Снаружи и внутри дома богато украшены резьбой — объемной и ажурной. Балки, поддерживающие свес крыши, бывают самой причудливой формы. Щиты крыш зачастую обшиваются досками, уложенными в затейливый узор. Преобладает обычно мотив солнца. Тот же мотив повторяется на дверях. Двери вообще занимают важное место как декоративный элемент. Здесь дарование народных умельцев находит широкое приложение. Один из старых способов украшения дверей — колкование, то есть вбивание деревянных колышков, образующих узор. Раньше колышки, сделанные из прочного дерева, вбивали для соединения дверных стояков с притолокой. Позднее они приобрели самостоятельное декоративное значение. Их стали делать не только в местах соединений, но и на других частях дверной рамы и дверного полотна. Одним из излюбленных мотивов, повторяющихся и на дверных притолоках — лежухах, и на застшалах — элементах, связывающих дверной стояк с притолокой, был геометрический либо растительный орнамент, паженица — гуральский узор, встречающийся в вышивках, металлических украшениях, народных костюмах. Очень часто встречаются различные варианты розеток.
Орнамент на дверях
Орнамент на наличниках окон
Наличники, обрамляющие окна, покрывает не столь богатая резьба. Чаще всего их украшают фризами.
В некоторых больших домах горцев — гуралей, декоративным элементом служили столбы и узорчатые перила веранд. Наружное оформление дополняли зубчатые навесы со сквозной пропильной резьбой и такой же конек крыши, образованный срезанными по косой линии, а чаще — полукругом, крайними слоями гонтов. Народные мастера сумели открыть красоту даже в таком казалось бы малопримечательном материале, как волнёнка — древесное волокно или тонкая и длинная деревянная стружка, которой законопачивают щели между бревнами сруба. При кладке сруба между бревнами специально оставляют отверстие — шели шириной от 3 до 6 сантиметров, для чего между концами бревен кладут специальные колышки. Щели затыкают потом свернутой в жгут стружкой. Торчащие изнутри края срезают снятой с рукоятки косой. Снаружи жгуты, лежащие между бревнами, образуют красивые и затейливые узоры.
Давайте теперь заглянем внутрь такого дома. Обычно в нем две избы: черная, или жилая, где сосредоточена вся жизнь обитателей, и белая, парадная, в которой стоят высоко застланные кровати с горой взбитых подушек, расписные сундуки с приданым и праздничной одеждой, мебель, украшенная резьбой.
Внутренняя сторона дверей, центральная потолочная балка — сосремб — покрыты богатой резьбой затейливого орнамента. Резьбу можно встретить и на потолке между балками.
Сосрембы - центральные потолочные балки
Вдоль стен под потолком, над окнами и вдоль балок тянутся резное фризы. Немало поработали народные умельцы и над мебелью, которую покрывает густой узор. Стол, стулья, лавки, колыбель, которая подвешивается обычно на потолочной балке, наклонные однорядные полки для посуды, полки для ложек — лыжники, — вырезанные из явора половники, ложки, вилки, кружки и другие предметы домашнего обихода, сделаны и украшены с любовью и мастерством. Орнамент повторяет многие геометрические узоры, украшающие дом снаружи и внутренние потолочные балки: зубцы, полукружья, дуги, розетки. Очень богатая резьба покрывает посудные полки, особенно их верхнюю часть. Основная техника — рельефная резьба и долбление, а также ажурная сквозная резьба.
Декоративные элементы можно встретить и в самых простых жилых и хозяйственных постройках: высокогорных пастушьих хижинах, овинах, амбарах. Как правило, это резные узоры на дверных рамах, свесах крыш, срезанный под углом гонт, образующий чешуйчатое покрытие крыш.
Фризы внутренней отделки помещений
Внутри хижины можно зачастую увидеть орнаментированный столб, профилированные выпуски балок, узорные головки колышков, укрепляющих деревянную конструкцию, резные «ядвиги» — специальные крюки с пазами, которые закреплялись на потолке, а служили для того, чтобы подвешивать над очагом на разной высоте котелки, в которых варилась пища.
Столбы
В гуральской избе
Изобретательность и талант народных мастеров часто находят приложение в конструкции и украшении оград. Обычно столбики ограды делаются из четырех расположенных по углам квадрата жердей, прикрытых конусовидной крышей с резным краем и маленьким шпилем — паздуром.
Даже в самых простых оградах, отгораживающих загоны для овец на высокогорных пастбищах, можно встретить декоративные элементы в угловых столбиках.
Ворота, ведущие в гуральское хозяйство, часто имеют крышу, обычно четырехскатную, опирающуюся на столбы. И здесь повторяются те же, что и на крышах, резные шпили, декоративные навесы, часто зубчатые, орнамент на опорных столбах, профилированные выпуски балок, узор на полотне ворот, в котором встречается мотив солнца. Иногда декоративную роль играет обшивка из досок.
Очень красивые ворота бывают чаще всего в хозяйствах замкнутой застройки, где жилой дом вместе с соединенными с ним хозяйственными постройками образуют замкнутый четырехугольник, со двором посередине.
Важное место среди гуральских построек, больших и малых, занимают колодцы. Украшение наземной части колодезного сруба часто чрезвычайно богато и разнообразно. Нередко колодцы — это подлинные шедевры плотничьего искусства.
Богато украшенные колодцы строились на рубеже XIX и XX веков, в период расцвета закопанского стиля, пропагандируемого большим его поклонником Станиславом Виткевичем, архитектором, художником и писателем. Колодцы напоминают маленькие домики с затейливыми балкончиками, крышами, резными шпилями. Они покрыты богатым орнаментом, в котором повторяются гуральские мотивы, геометрические и растительные, часто встречается дощатая обшивка.
Декоративное мастерство в церковной архитектуре Подгалья тоже носит на себе печать характерного закопанского стиля, столь гармонично сросшегося с горным пейзажем.
Стрельчатые контуры, высокие, крутые крыши, строгое внешнее убранство, в котором первостепенную роль играет сама фактура древесины.
Основные детали внешней отделки — фризы, навесы, узорчатая обшивка из досок, резной орнамент, балюстрады.
В свое время идеи Станислава Виткевича много сделали для возрождения и распространения традиций подгальского искусства, для пробуждения в обществе интереса к ним и расцвета деревянного народного зодчества и искусства Подгалья, которые к концу XIX века почти заглохли.
Фризы наружной отделки
Балюстрады
Аналогичную роль сейчас, почти сто лет спустя, играют музеи-заповедники народного прикладного искусства и деревянной архитектуры.
Правда, после второй мировой войны наметилось некоторое оживление старого закопанского стиля в подгальском народном творчестве, декоративном искусстве и строительстве, однако не всюду в Подгалье это проходило последовательно, к тому же иногда утрачивалась чистота стиля из-за многочисленных псевдонародных наслоений и влияния псевдосовременной моды.
Музеи-заповедники под открытым небом, в которых собраны наиболее характерные и самобытные примеры народного мастерства в его чистой форме, служат делу культивирования и развития народных традиций. Один из таких заповедников — Сондецкий этнографический парк.
Этот заповедник создан в 1967 году и занимает около 20 гектаров. Он расположен в живописном районе, с типичным для Подгалья рельефом.
Деревянная часовня в Закопане
В 1969 году сюда была перенесена первая постройка — старинная деревянная изба из местности Верхомия. Сейчас в заповеднике около 20 объектов, а будет — более 50. Их реставрацией занимаются искусные народные мастера — плотники и резчики.
В музее-заповеднике есть четыре сектора: лемковского народного творчества (объекты из района Лабовой), подэгродский, старосондецкий и списский. Здесь представлены богатые и старые традиции всей Сондецкой земли: дома, хозяйства, подсобные постройки, усадьбы, часовни, колодцы выглядят так, словно они всегда стояли в этих местах.
Колодец
С культурой и народным творчеством мастеров Оравской земли знакомит музей-заповедник в Зубжице-верхней, в районе Оравы.
Существование музеев-заповедников, проекты создания новых, большой интерес, проявляемый к ним, служат залогом того, что старые и прекрасные традиции народной культуры Подгалья будут развиваться и процветать.
По материалам журнала "Горизонты техники для детей" (Польша) |