Простое мужественное лицо умного скромного человека смотрит на нас с портрета. Темные пытливые глаза зорко устремлены в окружающий мир. Большие сильные руки напоминают руки человека, много переделавшего на своем веку.
Это автопортрет выдающегося прогрессивного итальянского художника Ренато Гуттузо. Художник увидел себя во многом похожим на тех рабочих, с которыми его постоянно сталкивает итальянская действительность. Труженик по происхождению, труженик по призванию («ничто не дается без упорного, большого труда», — говорит художник), Гуттузо и свое творчество посвящает простым людям труда. Он пишет о них и для них.
В 1949 году Гуттузо приезжал в Москву вместе с участниками конгресса в защиту мира. В августе 1961 года он посетил Советский Союз второй раз как почетный гость: в Москве и Ленинграде была открыта выставка его картин.
В тяжелые годы фашизма Гуттузо вместе с передовыми художниками боролся за большое, настоящее искусство, отражающее жизнь, зовущее к борьбе за свободного счастливого человека, за свободную родину. В 1940 году он вступил в Коммунистическую партию Италии и был активным участником движения Сопротивления.
Вскоре после окончания войны Гуттузо вместе с другими художниками основал «Новый фронт искусства» — организацию, объединившую всех передовых художников Италии, которым были дороги принципы реалистического искусства.
Мировая общественность высоко оценила творчество Гуттузо. За серию рисунков, направленных на борьбу с фашизмом, над которой он работал во время войны, художнику присудили Всемирную премию мира. И дальше Гуттузо продолжает изображать на своих картинах события, которые волнуют всех честных людей на земле. Это борьба в Алжире, судьба Патриса Лумумбы, патриотизм кубинцев.
Гуттузо — художник страстный, он постоянно, горячо и настойчиво ищет все более сильные и выразительные средства для передачи волнующих его тем и образов.
Ему близки героические события. Долго и упорно работал он над большой картиной «Битва на мосту адмирала», посвященной отряду Гарибальди — борцу за освобождение и объединение Италии.
В один год с «Битвой на мосту адмирала» написана и замечательная картина «Девушка, поющая «Интернационал». В героическом образе молодой итальянки Гуттузо сумел передать не только настроение и могучую призывность революционного гимна, но и показал прогрессивную молодежь Италии, ее надежду на будущее. Картина написана двумя тонами — красным и черным. Энергичный, свободный рисунок и цвет прекрасно передают пафос картины.
Как истинный художник, он любит природу, чувствует ее красоту и величие. Так появляются картины «Пейзаж Калабрии», «Снежный пейзаж в Ломбардии», «Неаполитанский залив вечером» и другие. И все-таки, пожалуй, самая любимая тема, самый близкий ему образ — образ его современника, итальянского рабочего.
Вспоминая свои детские впечатления, Гуттузо пишет «Раненого шахтера серных копей». На картине изображен гибкий худенький подросток, склонившийся над тяжелой корзиной с рудой.
В картине «Поход крестьян на помещичьи земли» нашло отражение подлинное событие, когда безземельные крестьяне Сицилии захватывали пустующие поместья. Художник стремился показать поход как большую народную эпопею. Гуттузо рассказывал московским друзьям, что ему хотелось важную современную тему передать с таким размахом и в такой монументальной форме, как работали великие мастера эпохи Возрождения в Италии. К сожалению, это полотно художнику так и не удалось закончить.
Гуттузо хорошо знает повседневную жизнь простых людей, дело жизни которых составляет труд. Знает он их и в немногие часы отдыха. На полотнах «Рабочий, читающий газету», «Человек, который ест спагетти» (любимую еду итальянцев, увы, не всегда доступную для рабочего), «В выходной день» и в других картинах художник тепло и проникновенно пишет об этих простых людях своей родины.
Вот большой город. Видны красно-желтые крыши небольших римских домов. Фигура рабочего Рокко занимает почти всю картину. Глубоко и напряженно думает о чем-то этот мужественный и суровый человек, одиноко чувствующий себя в столице. Маленький крутящийся диск патефона — вот и все развлечение трудового человека.
Тесно и неуютно большому энергичному человеку в маленьком узком дворике. Кажется, будто художник обращается к зрителю, спрашивая: справедливо ли, что этому человеку, сильному и молодому, так мало дано в жизни? Картина становится своего рода обвинением жизни в современной капиталистической Италии. Тем более что судьба Рокко — судьба многих. Эта работа привлекала на выставке общее внимание, как одна из самых интересных и глубоких. Картина осталась в Советском Союзе: художник подарил ее Музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Постоянно искать новые темы народного труда, смело пробовать, никогда не считать, что поиски уже завершены, — вот творческий девиз Гуттузо, одного из выдающихся прогрессивных художников наших дней.
Автор: О. Никитюк |