Идея и первый чертеж винтокрылого летательного аппарата тяжелее воздуха принадлежат Леонардо да Винчи. В сохранившейся рукописи он описывает «винтовой аппарат, который, если его вращать с большой скоростью, ввинчивается в воздух и подымается вверх». Почти через 300 лет в России Михаил Васильевич Ломоносов, не зная о работах Леонардо, изобрел, построил и испытал первый в мире летательный аппарат аналогичной конструкции. Позже его назвали геликоптером (от греческих helix — спираль, pteron — крыло).
Автор книги «История воздухоплавания и авиации в России» (М., «Наука», 1995) П. Д. Дузь на основе мно
... Читать дальше »
В середине 20-х годов прошлого столетия с освоением нового материала — кольчугалюминия у советских конструкторов появилась возможность проектировать не только легкие самолеты, но и большие, тяжелые.
В 1924 году А. Н. Туполев задумал гигантский по тем временам бомбардировщик. Впервые в мире машина должна была строиться из металла, что позволяло отказаться от традиционных для бомбардировщика тех лет схем биплана и даже триплана, то есть самолета с тремя парами крыльев. А. Н. Туполев впервые решил спроектировать тяжелый самолет-моноплан с толстым профилем крыла и двумя двигателями на плоскостях.
Новый самолет был построен в рекордно короткий срок — всего за девять месяцев. 25 ноября 1925 года летчик А. И. Томашевский поднял АНТ-4 — так назвали эту машину — в первый испытательный полет. Всего семь минут находился АНТ-
... Читать дальше »
18 августа 1946 года. В этот день зрители, собравшиеся на первый послевоенный авиационный праздник в Тушине, впервые увидели турбореактивные истребители МиГ-9 и Як-15, спроектированные в ОКБ А. И. Микояна и А. С. Яковлева. А первый свой полет они осуществили тремя месяцами ранее — 24 апреля.
Успешное освоение принципиально нового газотурбинного двигателя, идею которого еще до войны высказал молодой инженер А. И. Люлька, произвело в развитии авиации своеобразную революцию. Не только повысилась скорость реактивных самолетов, но и увеличилось время их полета.
Разрабатывая истребитель МиГ-9, конструкторы А. И. Микоян и М. И. Гуревич решили отказаться от классической схемы и впервые в практике отечественного самолетостроения разместили два турбореактивных двигателя не под крылом, а в фюзеля
... Читать дальше »
О бронированном самолете, который мог бы летать на малых высотах, уничтожая наземные цели противника, советские конструкторы думали уже на заре отечественного самолетостроения. И вот в 1930 году Центральное конструкторское бюро приступает к проектированию бронированных штурмовиков. Решили разрабатывать сразу четыре типа: ЛШ (легкий штурмовик), ТШ-1 и ТШ-2 (тяжелые штурмовики) и ШОН (штурмовик особого назначения).
Первым был построен штурмовик ТШ-1. Это был самолет смешанной конструкции, внешне напоминающий разведчик Р-5. Передняя часть фюзеляжа была составлена из броневых листов. В этой бронированной коробке поместили двигатель с радиатором, баки, здесь же находились кабины летчика и стрелка. К бронекоробке на четырех специальных узлах крепилась хвостовая часть фюзеляжа, обтянутая полотном.
1 февраля 1950 года летчик-испытатель Герой Советского Союза И. Т. Иващенко поднимает в небо истребитель МиГ-17 — первую ласточку сверхзвукового авиастроения. Самолет, построенный в ОКБ Артема Ивановича Микояна, еще не был в современном понимании сверхзвуковым, но на нем впервые в мире удается превысить в горизонтальном полете звуковой рубеж.
Преодоление звукового барьера было серьезным испытанием для конструкторов всего мира. Теоретические расчеты, эксперименты с моделями, а потом и полет МиГ-17 показали, что при переходе на сверхзвуковую скорость резко меняются основные аэродинамические характеристики: увеличивается сопротивление, ухудшается устойчивость, затрудняется управление машиной. Поэтому А. И. Микоян и его сотрудники понимали, что для сверхзвукового самолета нужно искать новые
... Читать дальше »
Михаил Васильевич Ломоносов. Не будучи знакомым с записями Леонардо да Винчи (они были найдены в Миланской библиотеке манускриптов и опубликованы только в конце XVIII века), русский ученый предложил совершенно новую, вполне реальную схему винтокрылого аппарата (рис. 1). Причем не только предложил, но и сам же испытал ее на модели.
Интересно, что Михаил Васильевич специально не занимался конструированием летательных аппаратов, свою «аэродинамическую машинку», сведения о которой хранятся в архивах Академии наук, он придумал как бы попутно. Ученый в то время был поглощен изучением атмосферных явлений, и для того, чтобы поднимать в воздух саморегистрирующие анемометры (заметим, им же изобретенные) и воздушные термометры, ему понадобился лет
... Читать дальше »
За пятьдесят восемь лет конструкторской деятельности Олега Константиновича Антонова их было несколько десятков — машин с лаконичной маркой «Ан» на борту. Машин самых разных: грузовых, пассажирских, специального назначения... Но все эти летательные аппараты, маленькие и огромные, летающие далеко и близко, роднит одна общая черта — неприхотливость.
Взять хотя бы скромную, любимую всеми авиаторами «Аннушку», самолет Ан-2. Он поставил своеобразный рекорд авиационного долголетия — вот уже пять с лишним десятков лет бороздит этот воздушный труженик небо нашей страны. Разве можно, казалось бы, поставить этот полотняный биплан рядом с одним из самых огромных самолетов мира — 225-тонным «Антеем»? Что между ними общего? Но обратите внимание: оба эти самолета способны при
... Читать дальше »
Первый полет истребитель-перехватчик БИ (БИ-1), спроектированный в ОКБ В. Ф. Болховитикова, совершил... без мотора.
Шел 1941 год. Конструкторы во главе с Л. С. Душкиным завершали работу над новым жидкостно-реактивным двигателем Д-1А, и построенный к тому времени планер БИ (то есть самолет без мотора) был, что называется, не у дел. Вот тогда и предложил летчик-испытатель Б. Н. Кудрин, в прошлом великолепный планерист, проверить новый истребитель в безмоторном полете. Поднявшись на буксире на высоту 3 тыс. м, Кудрин проверил устойчивость и управляемость самолета, его планирующие качества. Испытания прошли успешно.
И вот наступило 15 мая 1942 года. В истории самолетостроения этот день считается началом ракетной эры в авиации, потому что в этот день летчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи поднял в воздух первый в мире
... Читать дальше »
В начале 30-х годов прошлого столетия перед советскими конструкторами была поставлена задача: спроектировать хорошо вооруженный, скоростной фронтовой бомбардировщик, который в случае войны мог бы действовать совместно с сухопутными войсками и флотом.
Свой первый полет новый двухмоторный скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40), созданный в ЦАГИ под руководством А. А. Архангельского и А. Н. Туполева, совершил 7 октября 1934 года.
Это был цельнометаллический, с гладкой обшивкой самолет с обтекаемым фюзеляжем, полностью убираемым шасси.
Вначале на СБ были установлены два звездообразных двигателя воздушного охлаждения М-25 мощностью 730 л.с. С этими двигателями он развил скорость 325 км/ч. Взлетный вес СБ составил 5706 кг.
Но в период освоения СБ советскими конструкторами во главе с В. Я. Климовым был разработан дв
... Читать дальше »
На заре отечественного самолетостроения, в начале 20-х годов прошлого столетия, летательные аппараты в основном строились из дерева и полотна. Однако уже тогда Советское правительство понимало, что будущее за самолетами, сделанными из металла.
Из авиаконструкторов и инженеров создается комиссия, которой поручается проектирование цельнометаллического самолета. Руководителем назначают Андрея Николаевича Туполева.
Авиаконструктору А. Н. Туполеву и его сотрудникам пришлось решать множество задач, на первый взгляд не имевших непосредственного отношения к проектированию самолетов. Главная проблема заключалась в том, что наша страна еще не имела собственного алюминия и сплавов на его основе. Но и эта довольно сложная задача была успешно решена: в селе Кольчугине Владимирской области удалось наладить выпуск алюминиевого сплава, который получил
... Читать дальше »
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи