За пятьдесят восемь лет конструкторской деятельности Олега Константиновича Антонова их было несколько десятков — машин с лаконичной маркой «Ан» на борту. Машин самых разных: грузовых, пассажирских, специального назначения... Но все эти летательные аппараты, маленькие и огромные, летающие далеко и близко, роднит одна общая черта — неприхотливость.
Взять хотя бы скромную, любимую всеми авиаторами «Аннушку», самолет Ан-2. Он поставил своеобразный рекорд авиационного долголетия — вот уже пять с лишним десятков лет бороздит этот воздушный труженик небо нашей страны. Разве можно, казалось бы, поставить этот полотняный биплан рядом с одним из самых огромных самолетов мира — 225-тонным «Антеем»? Что между ними общего? Но обратите внимание: оба эти самолета способны приземляться не только на бетонные дорожки, но и на грунтовые аэродромы. То есть, говоря другими словами, попросту в чистом поле.
— Самолет должен работать! — любил повторять генеральный конструктор и его сотрудники. И созданные ими самолеты работают в самых тяжелых полевых условиях, рядом с геологами, полеводами, нефтеразведчиками, полярниками...
Ан-2 (Аннушка)
Есть еще два качества, которыми отличаются машины О. К. Антонова, — дешевизна и надежность. Любая, создаваемая в конструкторском бюро Антонова машина подвергается тщательной экономической оценке. Из всех возможных вариантов выбирается самый недорогостоящий. Именно поэтому долгое время на Анах ставились исключительно поршневые и турбовинтовые двигатели.
— Мир увлекался реактивными самолетами, — говорит генеральный конструктор, — а мы строили турбовинтовые. Не из-за консерватизма. Наше конструкторское бюро работает главным образом над созданием транспортных самолетов. Они широко используются для освоения труднодоступных районов страны. Здесь особенно важен расход горючего. А у турбовинтовых машин он раза в полтора меньше, чем у реактивных. И дело не только в стоимости топлива. Его необходимо доставлять на временные отдаленные аэродромы в районах новых рудников, нефте- и газопромыслов. Значит, целесообразно и, более того, исключительно важно максимально экономить горючее. До последнего времени турбовинтовые транспортные самолеты большой грузоподъемности позволяли как нельзя лучше выполнять эту задачу...
Ан-22 (Антей), © Sergey Ablogin 2011
Что же касается надежности антоновских машин, на память приходит хотя бы такой случай.
...Шум приближающегося самолета резко оборвался. Наблюдатели с земли увидели застывшие трехлопастные винты: остановились оба двигателя! Но это была не авария, нет. Моторы были выключены согласно заранее заданной программе. Испытатели спокойно посадили планирующий самолет с неработающими двигателями.
Так проходил один из этапов испытаний нового легкого 15-местного пассажирского самолета Ан-28. Этот оборудованный новейшей навигационной техникой самолет приходит на смену АН-2.
Ан-28
А в канун 75-летия О. К. Антонова, конструкторское бюро преподнесло своему генеральному конструктору хороший подарок: успешно завершило испытания Ан-72 — первого реактивного Ана.
Ан-72 (Чебурашка)
Что это — нарушение традиций? Ничуть.
— Да, наше бюро взяло на вооружение реактивный двигатель, — говорит Олег Константинович. — Но не обычный, а созданный специально для самолета Ан-72...
Действительно, двухконтурные турбовентиляторные двигатели, которые разработаны в КБ В. А. Лотарева, как нельзя лучше отвечают всем требованиям, предъявляемым к Анам. Легкие, мощные, экономичные, они способны поднять машину даже с размокшего после дождя грунтового аэродрома.
В немалой степени этому способствует и расположение двигателей. Они установлены не под крылом, как обычно, а над ним. Столь неожиданное инженерное решение продиктовано вот какими соображениями. Высоко расположенные вентиляторы не будут засасывать в двигатели пыль, песок кусочки льда. Кроме того, мощный поток газов, вытекающий из сопла и несущийся с большой скоростью, проходя над крылом, создает зону разрежения, а значит, дополнительную подъемную силу.
Ан-72 — воздушный грузовик Он перевозит грузы в самые труднодоступные точки нашей страны. Авиаторы, уважительно и любовно относящиеся к каждой хорошей машине, придумали этому самолету ласковое прозвище. Из-за его необычных, похожих на большие уши двигателей Ан-72 зовут «Чебурашкой».
Автор С. Николаев |