Как было положено начало Третьяковской галерее?
12 сентября 1892 года (31 августа по старому стилю), 121 год назад, купец Павел Михайлович Третьяков обратился в Московскую городскую Думу с предложением. Речь шла о том, чтобы город принял в дар картинную галерею, которую собирали братья Третьяковы – Павел и Сергей – с середины 50-х годов. Всего в коллекции насчитывалось 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков, а также картины, рисунки и статуэтки западноевропейских мастеров. Свои первые картины Павел Михайлович приобрел в 1853 году, когда ему понадобилось украсить стены дома в Лаврушинском переулке, который семья Третьяковых приобрела двумя годами ранее. Но эти покупки носили скорее случайный характер, по принципу: «понравилось – купил». Особого эстетического впечатления картины на гостей не производили – слишком уж разношерстными были произведения. И тогда, кто-то посоветовал миллионеру: если уж брать, то что-то цельное, например коллекцию живописи. Либо картины одного художника, либо мастеров, принадлежащих одной эпохе. Уже в следующем, 1854 году, Третьяков так и поступил, когда не поскупился на покупку сразу 9 картин старинных голландских мастеров. Кстати, они стали для Павла Михайловича своеобразным талисманом: он украсил ими свои комнаты на долгие годы. Скорее всего, глядя на эти холсты, купец подумал примерно следующее: «Сколько поколений голландцев бережно хранило эти шедевры, чтобы сегодня, спустя несколько столетий, люди могли ими любоваться? А много ли «ровесников» этих полотен, созданных русскими живописцами? Отнюдь. Значит, то, что выходит из-под кисти своих мастеров, нужно бережно собирать и хранить…»
Н.Г. Шильдер. «Искушение»
Предвижу, не все согласятся с подобным предположением, но факт остается фактом: уже спустя два года, 22 мая 1856 года, Третьяков положил начало коллекции, которая станет всемирно известной – будущей Третьяковской галереей. А первые две картины были такими: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова.
В.Г. Худяков. «Стычка с финляндскими контрабандистами»
А дальше собрание пополнили произведения Трутнева, Саврасова, Бруни, Брюллова и других мастеров кисти. Кстати, именно этот день отмечается Государственной Третьяковской картинной галереей, как день основания, хотя, повторюсь, широкие массы россиян не могли ознакомиться с произведениями вплоть до 1892 года. Причем, Павел Михайлович изначально знал, что собранные картины рано или поздно будут переданы на всеобщее обозрение. Он называл свое собрание «общественным, всем доступным хранилищем изящных искусств». В отличие от других известных купцов, которые коллекционировали полотна исключительно для себя и своих потомков. Следует заметить, что коллекционирование было в те времена не таким уж легким делом: произведения русских живописцев чаще всего расходились по многочисленным любителям прикупить картины. Потенциально часть национального богатства могла затеряться в мелких поместьях. И при этом Павел Михайлович, имея миллионы, старался никогда не переплачивать посредникам. Он всегда приговаривал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Одним из первых Третьяков начал спонсировать начинающих мастеров кисти, изыскивал возможность для того, чтобы проплатить заказ авансом признанным корифеям. Так, он помогал И. Крамскому, В. Перову, Ф. Васильеву, организовал приют для оставшихся без средств вдов и сирот художников. «Если художник имеет средства, у него не болит голова за завтрашний день, то он имеет больше возможности посвятить себя исключительно творчеству», – справедливо считал меценат. До сих пор не утих спор о том: почему Павел Михайлович решил передать коллекцию в дар городу только после смерти своего младшего брата Сергея, которому официально принадлежал особняк в Лаврушинском переулке вместе с богатейшей коллекцией? Об этом мы можем только предполагать. Но доподлинно известно, что незадолго до своей смерти младший Третьяков намеревался навсегда покинуть Москву и перебраться в Северную Пальмиру. Он даже решился проконсультироваться со старшим братом по вопросу цены за недвижимость. А вот судьбу коллекции Сергей Михайлович так и не успел решить: он явно колебался – перевозить ли все эти богатства в столицу (что было в принципе очень хлопотным делом) или оставить ее в Москве. Он намеревался приехать в златоглавую до 30 августа. Но внезапно в субботу, 25 июля 1892 года, С.М. Третьяков скончался. Для родных и близких, знавших, что Сергей Михайлович ничем особо не болел, это было страшным ударом. Эту смерть все пережили очень тяжело. Павел Михайлович старался больше времени проводить в одиночестве, много раздумывая над тем, как быть дальше. И только 31 августа принял окончательное решение – поставить последнюю точку в деле передачи коллекции. Городская дума пусть и не сразу, но ответила согласием. Остается добавить, что Павел Михайлович пережил брата всего на 6 лет. Он скончался 16 декабря 1898 года. Но его имя оказалось вписанным в российскую историю золотыми буквами. Третьяковская галерея – без преувеличения, одна из жемчужин не только Москвы, но и России в целом…
|