Папирусные плоты плавали по Нилу еще 7000 лет назад. Они-то и послужили той основой, что со временем трансформировалась в настоящие суда. Наблюдательные корабелы, чтобы не перекатывалась волна, оснастили сначала плот бортами. Это был первый шаг к созданию лодки. Для улучшения мореходности переднюю и заднюю части подняли над уровнем воды и стянули веревками — так родились нос и корма. А вскоре для защиты от палящих лучей появляется на палубе и своеобразная каюта-хижина.
Папирусные суда в длину не превышали 25 — 30 метров, а ширина составляла ее треть. Для прочности борта стягивались деревянными брусками. Мачта устанавливалась на деревянной крестовине. С ролью якорей справлялись камни, привязанные к канатам. А полотняный парус украшал красный круг - символ Солнца.
Такие суда плавали не только по Нилу, но и выходили в Средиземное море. Существует версия, что древние египтяне первыми достигли берегов Южной Америки. Справедливость гипотезы в свое время проверял норвежский мореплаватель и ученый Тур Хейердал. По старинным образцам было построено судно из тростника. Первая попытка в 1969 году пересечь Атлантику, правда, потерпела неудачу. Но через год экспедиция завершилась успешно.
К III веку до нашей эры пальму первенства на Средиземноморском бассейне перехватывают римляне. И не удивительно. Если судить по описаниям Птолемея, некоторые боевые корабли древних римлян достигали в длину 150 м. Столь внушительные размеры не позволяли им даже входить в гавань. А еще удивительнее было то, что в этот период появляются гигантские военные катамараны — два судна соединялись общей палубой, на которой устанавливали гигантские метательные машины.
Но период гигантомании быстро прошел - римляне быстро разобрались в низких мореходных качествах таких кораблей. И чтобы добиться решающего превосходства над Карфагеном, Рим за короткое время вводит в строй около 120 боевых судов, называемых пентерами и биремами с одним и двумя рядами весел. Размеры этих судов доходили до 80 метров в длину.
Часто неточно расшифровывается название пентера. Пента с латинского значит «пять». И некоторые считали, что это суда с пятью рядами весел. А это неверно. Ведь гребля на таких кораблях была бы невозможна из-за габаритов судна. Представьте, какой они должны быть высоты и какова длина самих весел! На самом деле картина вы глядела так: на каждом весле верхнего и среднего рядов «сидело» по два гребца, а нижнего - один. Таким образом, по вертикали одной группой весел управляло пять человек. Вот откуда и название — пентера. В дальнейшем для увеличения скорости хода число гребцов на одно весло увеличивали до трех-четырех человек.
Надо отдать должное, римляне многое переняли от греков. Как и греческие корабли, римские напоминали рыб, хотя и были крупнее, шире, а борта выше. Характерной особенностью древнеримских судов была небольшая щитовая башня с площадкой для лучников, а также «ворон» - опускающаяся поворотная сходня с острым клювом на конце. Во время абордажного боя она упиралась в палубу вражеского судна, и по нему, как по мосту, устремлялся десант. «Вороны» на римских судах использовались лишь короткое время, наиболее широко в период первой Пунической войны. В дальнейшем на корабли стали набирать команды, обладавшие виртуозной цепкостью и прыгучестью.
На главной боевой палубе, находящейся в средней части судна, устанавливались несколько метательных машин. Перил здесь не было, что облегчало ведение абордажного боя. На носу кораблей появилась вторая наклонная мачта, а в кормовой части имелся тент от солнца для военачальников. Как и на греческих судах, на бортах крепились аутригеры, но в отличие от греков римляне возводят на них узкие балконы. Уровень палубы балкона находился чуть ниже главной палубы корабля.
Римляне ввели еще одно новшество - шлюпку. Она крепилась на специальных шлюп-балках и подвешивалась в кормовой части, не занимая места на палубе. Удивительно, но это новшество вскоре было забыто и возродилось вновь только в конце XIX века.
После падения Карфагена Рим не имел соперников на море, разве только пиратов. Для борьбы с ними пришлось создать легкие быстроходные суда с одним рядом весел — либурны, которые с небольшими биремами постепенно и составили основу римского флота.
Надо отдать должное, что римские мореплаватели хорошо освоили воды не только Средиземного и Черного морей, но и рисковали плавать далеко за Гибралтар, на юг— вдоль берегов Африки и на север — вплоть до Британских островов... |