В июле 1892 года морское министерство России организовало закрытый конкурс на лучший проект броненосца. Конкурс проходил под девизами, то есть участники подписывали расчеты и чертежи не фамилией, а каким-либо девизом. В отдельном конверте, на котором стоял тот же девиз, находился листок с фамилией автора. Победителям назначались две очень крупные денежные премии. Жюри, рассмотрев множество проектов, пришло к заключению: первую премию присудить проему под девизом «Непобедимый», вторую — под девизом «Кремль»... Автором и первого и второго проектов был замечательный инженер-кораблестроитель Петр Акиндинович Титов. На маленькой деревянной пристани Петрозаводска по воскресеньям царили суета и гомон, как на настоящем базаре. Торговки визгливыми голосами нараспев зазывали пассажиров отведать их немудреную снедь. Степенные финские хуторяне, лесорубы-карелы и чухонцы, русские крестьяне, солдаты и матросы толпились около сходни небольшого чумазого пароходика с длинной закопченной трубой. Палубный матрос отвязал веревку, натянутую поперек прохода, и хриплым голосом крикнул: — На посадку! Разношерстная горластая толпа хлынула по мокрым ослизлым мосткам на палубу. Пароходик надсадно и хрипло загудел, отфыркнулся паром, выплюнул вверх шапку черного дыма и как-то нехотя отвалил от причала. В машинном отделении между двух тяжело и жарко дышащих паровых машин, держась рукой за поручень трапа, стоял невысокий русый паренек. — Проходи, Петруха, привыкай. — Высокий лохматый человек указал на машину: — Ее не бойся, она зла не сделает. Так впервые двенадцатилетний Петр Титов попал на пароход в подручные к своему отцу, машинисту, плававшему по линии Петрозаводск — Кронштадт. По машинному отделению разливалось тепло, пахло тавотом и нагретым металлом. Как купола маленьких церквей, желтым огнем горели надраенные до блеска масленки и пузатые краники. Огромные руки-шатуны мерно вращали лоснящиеся от масла суставы-кривошипы. Кругом все было необычно и интересно, хотелось самому потрогать, покрутить эти блестящие рычаги и вентили... — Вот смотри. Сюда будешь заливать масло, а сюда набивай солидол. И помни: как ты к машине, так и она к тебе. К ней подход нужен, ласка ей нужна, как живому человеку. До глубокой осени, до первого тонкого и прозрачного, застеклившего воду льда, плавал по Финскому заливу Титов-младший. А когда пароход встал в затон на долгую зимнюю дрему, отец новел Петра на Кронштадтский пароходный завод. — Вот поплавал, а теперь посмотри, как эти самые пароходы делают. Парень ты смышленый, да и на судне дурака не валял, машину понимаешь, рабочим человеком будешь. Корабельная мастерская поразила воображение Петра не меньше, чем пароход. На плазе — большом ровном полу, — как муравьи, ползали люди, вычерчивая в полную величину будущий корпус корабля. Работа сразу захватила Титова, он старался запоминать все: мудреные названия инструментов и деталей набора судна, действия рабочих во время размегки и ту последовательность, в которой рождается судно. Особенно он пристрастился к вычерчиванию с помощью огромных лекал и длинных гибких линеек конструкций и обводов корабельного корпуса. — Смышленый малец и работу любит, — говорили рабочие. Вскоре за аккуратность, трудолюбие и способности молодого Титова перевели работать в заводскую чертежную. Потом опять на плаз плазовым мастером, а затем помощником корабельного мастера, самого инженера Брейна, вечно страдающего от разных застарелых болезней, пожилого и безобидного англичанина. На верфи как раз начались работы по строительству полуброненосного фрегата «Генерал-адмирал» — большого боевого корабля с мощной по тому времени машиной, сильным артиллерийским вооружением и стройными металлическими мачтами. Днем и ночью можно было видеть на стапелях молодого помощника Брейна около одетого лесами, узкого корпуса будущего «Генерал-адмирала».
Полуброненосный фрегат «Генерал-адмирал»
Неожиданно умер инженер Брейн. Корабельным мастером назначили окончившего всего-навсего церковноприходское училище тридцатилетнего Петра Титова.
Биография кораблестроителя в яначительной мерс определяется количеством и качеством построенных им кораблей. После «Генерал-адмирала» в 1878 году Титовым был спущен клипер «Разбойник», потом, через два года, — клипер «Вестник».
Клипер «Вестник»
В 1880 году русский инженер Джевецкий спроектировал и построил миниатюрную подводную лодку. Экипаж ее состоял из трех человек, а двигалась она с помощью... педалей, подобно велосипеду. Тем не менее «малютка» успешно прошла испытания, и правительство решило по-сгроить 50 таких лодок. Строительство окружили тайной, заказы разослали на разные заводы. Чертежи все были составлены в разных масштабах и даже в различных метрических системах. В конце концов все они попали к Титову, и каково было удивление заказчиков, когда Петр Акин-динович предложил новую технологию изготовления корпусов лодок, с поразительной сообразительностью разгадав «совершенно секретный» заказ. Он перечертил все детали в одном масштабе, сложил их вместе и получил «секретный» корпус лодки.
В 1882 году было основано Франко-русское акционерное промышленное общество, судостроительные заводы и верфи перешли к нему. Петра Акиндиновича Титова назначили главным инженером Франко-русского судостроительного завода в Петербурге. Два года спустя он приступил к постройке первых кораблей из судостроительной стали (раньше применяли железо) — корветов «Витязь» и «Рында». В их строительство он ввел целый ряд технологических новшеств и усовершенствований, особенно по обработке стальных деталей.
Корвет «Витязь»
Корвет «Рында»
Титов обладал поразительной инженерной интуицией, поистине титанической работоспособностью и универсальностью мастерства. Случалось иногда наблюдать Титова, показывающего молодым мастерам, как делать разметку на плазе, или неопытным рабочим, как правильно обращаться с инструментом. Он умел клепать, рубить и обрабатывать металл лучше любого мастера. Делал он его виртуозно, за что рабочие исключительно уважали и любили его.
Всегда веселый и жизнерадостный, втот богатырь с голубыми с хитринкой глазами, казалось, одним своим присутствием вселял в людей бодрость и веру в свои силы. От всего его облика веяло добротой и каким-то жизнеутверждающим оптимизмом.
И часто, наблюдая за работой молодых парней, он вспоминал свои первые шаги в технике на маленьком пузатом пароходике, столь дорогом его сердцу, и, как когда-то отец, говорил:
— Ничего, не робей, металл, он тоже душу имеет: как ты к нему, так и он к тебе...
Накопив богатый опыт по строительству кораблей, Титов, обладая исключительным конструкторским чутьем, часто на глаз назначал размеры многих, иногда очень сложных деталей и устройств. И надо отдать ему должное — Ошибался очень редко. Работавший с ним старший судостроитель Н. Е. Кутейников, человек черствый и болезненно самолюбивый, правда, один из самых образованнейших и грамотных инженеров, сначала пытался проверять расчетами назначенные Титовым размеры, но потом махнул на вто рукой, так как результаты его вычислений только подтверждали то, что Титов определял на глаз.
В 1889 году Петр Акиндинович начал постройку броненосца совершенно новой конструкции. При сооружении итого корабля еще раз проявились незаурядные способности и талант изобретателя Титова. Предложения, которые он внес по технологии судостроительства и организации работ, дали большую экономию денег и времени. Труд рабочих стал более производительным. Уменьшилось количество операций, требующих большого физического напряжения.
Но развивалась наука, техника двигалась вперед, и одного таланта, даже такого оригинального, становилось мало. Нужны были знания, и в первую очередь математики, что очень хорошо понимал Петр Акиндинович.
Приблизительно в это же вр«мя он близко подружился с впоследствии известным ученым и знаменитым кораблестроителем профессором Алексеем Николаевичем Крыловым, тогда одним из наиболее способных и знающих ученых в области теории корабля и математики.
Алексей Николаевич вспоминал: «Как-то раз приехал я на завод, где строился броненосец «Наварин», увидел меня Титов, отозвал в сторону и говорит:
— ...Вижу я, ты по цифирному делу мастак. Обучи ты меня этой цифири, сколько ее для моего дела нужно, — только никому не говори, а то засмеют...
Броненосец «Наварин»
Трудно было найти более способного и усердного ученика, чем Титов. За короткое время, занимаясь по ночам, он прошел элементарную алгебру, тригонометрию, аналитическую геометрию, начало высшей математики, основы сопротивления материалов и теории корабля. А когда Алексей Николаевич научил его пользоваться логарифмической линейкой, то Петр Акиндинович, которому тогда было уже под пятьдесят, радовался как ребенок. В 1891 году, когда строительство «Наварина» было в самом разгаре, к Титову пожаловал сам председатель правления общества франко-русских заводов, член Парижской академии, инженер-судостроитель де Бюсси. Он как специалист сразу оценил оригинальные методы работы Титова и, несмотря на свой весьма преклонный возраст, обошел всю стройку и после четырех часов беседы с Титовым сказал:
— Я сорок восемь лет строил суда французского флота, я бывал на верфях всего мира, но нигде я столь м: не научился, как на этой постройке... Петр Акиндинович был очень растроган словами старого кораблестроителя.
...Автору оригинальных, прекрасно выполненных, разработанных с учетом всех новейших достижений науки и техники проектов броненосцев под девизами «Непобедимый» я «Кремль» присуждаются первая и вторая премии морского министерства...
Броненосец «Кремль»
— Поздравляем вас, Петр Акиндинович, — с весьма кислой миной провозгласили члены технического совета. Ведь, несмотря на всю гениальность, он оставался для них мужиком — сыном бывшего крепостного крестьянина рязанского захолустья. А во главе флота и морского ведомства стоял великий князь Алексей Алексеевич, чье бездарнейшее руководстве рождало больше анекдотов, чем кораблей.
На холодность и недоброжелательность комиссии победитель конкурса не обратил никакого внимания. Сын своего народа оставался верным себе — главное, что проект принят и Россия получит хорошие корабли. От премиальных денег Титов отказался в пользу будущих инженеров флота. После банкета с друзьями он довольный и радостный возвращался домой. Кораблям будет дана жизнь...
Он еще не знал тогда, что через несколько лет дорого заплатит Россия за рутинерство и невежество царских чиновников, только что так незаслуженно проявивших к нему, русскому судостроителю, столько бестактности и чванства. Сколько русских людей найдет свою могилу в холодных водах Цусимы и у стен Порт-Артура из-за косности и интриг, бытующих в адмиралтействе! Он не знал этого и был счастлив. Теплый ласковый ветерок с Невы шевелил уже начинающие седеть волосы. И ему казалось, что он идет не домой, а навстречу мечте, о которой грезил всю жизнь, и она уже рядом. Там, недалеко, впереди — самое приятное, чего только может желать настоящий конструктор: самому, по своим собственным проектам строить могучие броненосцы...
Броненосный корабль
Мечте не суждено было осуществиться. В ночь с 15 на 16 августа 1894 года в возрасте пятидесяти одного года скоропостижно скончался гениальный русский кораблестроитель, инженер-самоучка Петр Акиндинович Титов.
И хотя давно уже нет тех кораблей, в которые когда-то вдохнул жизнь Титов, но есть тысячи людей, они учатся жить и работать, как жил и работал атот прекрасный че-ловек, верный патриот своей родины, отдавший ей всего себя до конца...
Автор: И. Подколзин |