Пятница, 22.11.2024, 00:59 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
Авиа и Космос [30]
Арт [123]
Архитектура [0]
Бизнес и е-Бизнес [8]
Вестник Гондураса [23]
Видео [12]
ВНИИСПК [0]
Военная техника [13]
Военные хитрости [17]
Ворчалки [6]
Вылазки [6]
Деньги [2]
Дневники пользователей [0]
Еда [7]
Ж/Д техника [1]
Из истории [2]
Интернет [12]
Казусы [8]
Лохотрон [3]
Мирная техника [0]
Новости [14]
Оружие [9]
Прикольное [15]
Разная писанина [26]
Разные интересности [34]
Религия [1]
Скрипты для сайтов [99]
События [9]
Страшные сны [4]
Техноген [3]
Флот [23]
Хорошие вещи [2]
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
 Блог
Главная » 2013 » Сентябрь » 9 » Жизнь, отданная кораблям
16:19
Жизнь, отданная кораблям
Жизнь, отданная кораблямВ июле 1892 года морское министерство России организовало закрытый конкурс на лучший проект броненосца. Конкурс проходил под девизами, то есть участники подпи­сывали расчеты и чертежи не фамилией, а каким-либо де­визом. В отдельном конверте, на котором стоял тот же де­виз, находился листок с фамилией автора. Победителям назначались две очень крупные денежные премии. Жюри, рассмотрев множество проектов, пришло к заключению: первую премию присудить проему под девизом «Непобе­димый», вторую — под девизом «Кремль»... Автором и пер­вого и второго проектов был замечательный инженер-кораб­лестроитель Петр Акиндинович Титов.

На маленькой деревянной пристани Петрозаводска по воскресеньям царили суета и гомон, как на настоящем ба­заре. Торговки визгливыми голосами нараспев зазывали пассажиров отведать их немудреную снедь. Степенные финские хуторяне, лесорубы-карелы и чухонцы, русские крестьяне, солдаты и матросы толпились около сходни не­большого чумазого пароходика с длинной закопченной тру­бой. Палубный матрос отвязал веревку, натянутую поперек прохода, и хриплым голосом крикнул:

— На посадку!

Разношерстная горластая толпа хлынула по мокрым ос­лизлым мосткам на палубу. Пароходик надсадно и хрипло загудел, отфыркнулся паром, выплюнул вверх шапку чер­ного дыма и как-то нехотя отвалил от причала. В машин­ном отделении между двух тяжело и жарко дышащих па­ровых машин, держась рукой за поручень трапа, стоял не­высокий русый паренек.

— Проходи, Петруха, привыкай. — Высокий лохматый человек указал на машину: — Ее не бойся, она зла не сделает.

Так впервые двенадцатилетний Петр Титов попал на па­роход в подручные к своему отцу, машинисту, плававшему по линии Петрозаводск — Кронштадт.

По машинному отделению разливалось тепло, пахло таво­том и нагретым металлом. Как купола маленьких церквей, желтым огнем горели надраенные до блеска масленки и пу­затые краники. Огромные руки-шатуны мерно вращали лос­нящиеся от масла суставы-кривошипы. Кругом все было необычно и интересно, хотелось самому потрогать, покрутить эти блестящие рычаги и вентили...

— Вот смотри. Сюда будешь заливать масло, а сюда на­бивай солидол. И помни: как ты к машине, так и она к тебе. К ней подход нужен, ласка ей нужна, как живому человеку.

До глубокой осени, до первого тонкого и прозрачного, застеклившего воду льда, плавал по Финскому заливу Ти­тов-младший. А когда пароход встал в затон на долгую зимнюю дрему, отец новел Петра на Кронштадтский паро­ходный завод.

— Вот поплавал, а теперь посмотри, как эти самые па­роходы делают. Парень ты смышленый, да и на судне дура­ка не валял, машину понимаешь, рабочим человеком бу­дешь.

Корабельная мастерская поразила воображение Петра не меньше, чем пароход. На плазе — большом ровном полу, — как муравьи, ползали люди, вычерчивая в полную величи­ну будущий корпус корабля. Работа сразу захватила Тито­ва, он старался запоминать все: мудреные названия инструментов и деталей набора судна, действия рабочих во время размегки и ту последовательность, в которой рож­дается судно. Особенно он пристрастился к вычерчиванию с помощью огромных лекал и длинных гибких линеек конструкций и обводов корабельного корпуса.

— Смышленый малец и работу любит, — говорили ра­бочие.

Вскоре за аккуратность, трудолюбие и способности мо­лодого Титова перевели работать в заводскую чертежную. Потом опять на плаз плазовым мастером, а затем помощ­ником корабельного мастера, самого инженера Брейна, веч­но страдающего от разных застарелых болезней, пожилого и безобидного англичанина. На верфи как раз начались работы по строительству полуброненосного фрегата «Гене­рал-адмирал» — большого боевого корабля с мощной по тому времени машиной, сильным артиллерийским вооруже­нием и стройными металлическими мачтами. Днем и ночью можно было видеть на стапелях молодого помощника Брейна около одетого лесами, узкого корпуса будущего «Генерал-адмирала».
 
Полуброненосный фрегат «Гене­рал-адмирал»
 
 
Неожиданно умер инженер Брейн. Корабельным масте­ром назначили окончившего всего-навсего церковноприход­ское училище тридцатилетнего Петра Титова.

Биография кораблестроителя в яначительной мерс опре­деляется количеством и качеством построенных им кораб­лей. После «Генерал-адмирала» в 1878 году Титовым был спущен клипер «Разбойник», потом, через два года, — кли­пер «Вестник».
 
Кли­пер «Вестник»
 
 
В 1880 году русский инженер Джевецкий спроектировал и построил миниатюрную подводную лодку. Экипаж ее состоял из трех человек, а двигалась она с помощью... пе­далей, подобно велосипеду. Тем не менее «малютка» ус­пешно прошла испытания, и правительство решило по-сгроить 50 таких лодок. Строительство окружили тайной, заказы разослали на разные заводы. Чертежи все были со­ставлены в разных масштабах и даже в различных метри­ческих системах. В конце концов все они попали к Тито­ву, и каково было удивление заказчиков, когда Петр Акин-динович предложил новую технологию изготовления кор­пусов лодок, с поразительной сообразительностью разгадав «совершенно секретный» заказ. Он перечертил все детали в одном масштабе, сложил их вместе и получил «секрет­ный» корпус лодки.

В 1882 году было основано Франко-русское акционер­ное промышленное общество, судостроительные заводы и верфи перешли к нему. Петра Акиндиновича Титова на­значили главным инженером Франко-русского судострои­тельного завода в Петербурге. Два года спустя он присту­пил к постройке первых кораблей из судостроительной стали (раньше применяли железо) — корветов «Витязь» и «Рында». В их строительство он ввел целый ряд техно­логических новшеств и усовершенствований, особенно по обработке стальных деталей.
 
Корвет «Витязь»
 
Корвет «Рында»
 
 
Титов обладал поразительной инженерной интуицией, поистине титанической работоспособностью и универсаль­ностью мастерства. Случалось иногда наблюдать Титова, показывающего молодым мастерам, как делать разметку на плазе, или неопытным рабочим, как правильно обращаться с инструментом. Он умел клепать, рубить и обрабатывать металл лучше любого мастера. Делал он его виртуозно, за что рабочие исключительно уважали и любили его.

Всегда веселый и жизнерадостный, втот богатырь с голу­быми с хитринкой глазами, казалось, одним своим присут­ствием вселял в людей бодрость и веру в свои силы. От всего его облика веяло добротой и каким-то жизнеутверж­дающим оптимизмом.

И часто, наблюдая за работой молодых парней, он вспо­минал свои первые шаги в технике на маленьком пузатом пароходике, столь дорогом его сердцу, и, как когда-то отец, говорил:

— Ничего, не робей, металл, он тоже душу имеет: как ты к нему, так и он к тебе...

Накопив богатый опыт по строительству кораблей, Ти­тов, обладая исключительным конструкторским чутьем, ча­сто на глаз назначал размеры многих, иногда очень слож­ных деталей и устройств. И надо отдать ему должное — Ошибался очень редко. Работавший с ним старший судо­строитель Н. Е. Кутейников, человек черствый и болезнен­но самолюбивый, правда, один из самых образованнейших и грамотных инженеров, сначала пытался проверять расче­тами назначенные Титовым размеры, но потом махнул на вто рукой, так как результаты его вычислений только под­тверждали то, что Титов определял на глаз.

В 1889 году Петр Акиндинович начал постройку броне­носца совершенно новой конструкции. При сооружении итого корабля еще раз проявились незаурядные способно­сти и талант изобретателя Титова. Предложения, которые он внес по технологии судостроительства и организации работ, дали большую экономию денег и времени. Труд ра­бочих стал более производительным. Уменьшилось количе­ство операций, требующих большого физического напря­жения.

Но развивалась наука, техника двигалась вперед, и одно­го таланта, даже такого оригинального, становилось мало. Нужны были знания, и в первую очередь математики, что очень хорошо понимал Петр Акиндинович.

Приблизительно в это же вр«мя он близко подружился с впоследствии известным ученым и знаменитым кораб­лестроителем профессором Алексеем Николаевичем Кры­ловым, тогда одним из наиболее способных и знающих ученых в области теории корабля и математики.

Алексей Николаевич вспоминал: «Как-то раз приехал я на завод, где строился броненосец «Наварин», увидел меня Титов, отозвал в сторону и говорит:

— ...Вижу я, ты по цифирному делу мастак. Обучи ты меня этой цифири, сколько ее для моего дела нужно, — только никому не говори, а то засмеют...
 
Броненосец «Наварин»
 
Трудно было найти более способного и усердного уче­ника, чем Титов. За короткое время, занимаясь по ночам, он прошел элементарную алгебру, тригонометрию, анали­тическую геометрию, начало высшей математики, основы сопротивления материалов и теории корабля. А когда Алексей Николаевич научил его пользоваться логарифмической линейкой, то Петр Акиндинович, кото­рому тогда было уже под пятьдесят, радовался как ребенок. В 1891 году, когда строительство «Наварина» было в са­мом разгаре, к Титову пожаловал сам председатель прав­ления общества франко-русских заводов, член Парижской академии, инженер-судостроитель де Бюсси. Он как специалист сразу оценил оригинальные методы работы Титова и, несмотря на свой весьма преклонный возраст, обошел всю стройку и после четырех часов беседы с Титовым сказал:

— Я сорок восемь лет строил суда французского флота, я бывал на верфях всего мира, но нигде я столь м: не научился, как на этой постройке... Петр Акиндинович был очень растроган словами старого кораблестроителя.

...Автору оригинальных, прекрасно выполненных, разрабо­танных с учетом всех новейших достижений науки и тех­ники проектов броненосцев под девизами «Непобедимый» я «Кремль» присуждаются первая и вторая премии мор­ского министерства...
 
Броненосец «Кремль»
 
— Поздравляем вас, Петр Акиндинович, — с весьма кис­лой миной провозгласили члены технического совета. Ведь, несмотря на всю гениальность, он оставался для них му­жиком — сыном бывшего крепостного крестьянина рязан­ского захолустья. А во главе флота и морского ведомства стоял великий князь Алексей Алексеевич, чье бездарнейшее руководстве рождало больше анекдотов, чем кораблей.

На холодность и недоброжелательность комиссии побе­дитель конкурса не обратил никакого внимания. Сын своего народа оставался верным себе — главное, что проект при­нят и Россия получит хорошие корабли. От премиальных денег Титов отказался в пользу будущих инженеров флота. После банкета с друзьями он довольный и радостный воз­вращался домой. Кораблям будет дана жизнь...

Он еще не знал тогда, что через несколько лет дорого заплатит Россия за рутинерство и невежество царских чиновников, только что так незаслуженно проявивших к нему, русскому судостроителю, столько бестактности и чванства. Сколько русских людей найдет свою могилу в холодных водах Цусимы и у стен Порт-Артура из-за кос­ности и интриг, бытующих в адмиралтействе! Он не знал этого и был счастлив. Теплый ласковый ветерок с Невы шевелил уже начинающие седеть волосы. И ему казалось, что он идет не домой, а навстречу мечте, о которой грезил всю жизнь, и она уже рядом. Там, недалеко, впереди — са­мое приятное, чего только может желать настоящий кон­структор: самому, по своим собственным проектам строить могучие броненосцы...
 
Броненосный корабль
 
 
Мечте не суждено было осуществиться. В ночь с 15 на 16 августа 1894 года в возрасте пятидесяти одного года скоропостижно скончался гениальный русский корабле­строитель, инженер-самоучка Петр Акиндинович Титов.

И хотя давно уже нет тех кораблей, в которые когда-то вдохнул жизнь Титов, но есть тысячи людей, они учатся жить и работать, как жил и работал атот прекрасный че-ловек, верный патриот своей родины, отдавший ей всего себя до конца...

Автор: И. Подколзин
Категория: Флот | Просмотров: 1781 | Добавил: Mao | Теги: Петр Акиндинович Титов | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Люди:
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700