Шел 1667 год. В селе Дединове спускали на воду первый русский военный корабль «Орел». Это событие и послужило появлению на Руси военно-морского флага (1). Три цвета: белый, синий и красный, с давних пор входившие в московский герб, легли в основу расцветки нового знака доблести. Вертикальный крест перешел на полотнище с сотенных стрелецких знамен. Во время военной реформы Петр I отказался от прежнего рисунка, воплощавшего враждебную всему новому стрелецкую старину, и ввел в 1697 году новый флаг для военных кораблей (2). Выбирая для него рисунок, Петр поступил просто: разрезал старый флаг по вертикали и расширил среднюю (синюю) полосу. Через год флаг опять изменился: на него нанесли посередине косой синий крест (3). В 1699 году был учрежден орден Андрея Первозванного, которым награждались царские военачальники и сановники за особые заслуги перед империей; в рисунок ордена тоже вошел такой крест. Поле введенного в 1700 году военно-морского флага (4) перекрыто синим андреевским крестом, что показывало главенство этого креста над всеми другими эмблемами. Трехцветный флаг (2) без синего креста становится в 1700 году флагом торговых судов и остается им до конца империи. Примерно к этому же времени относится и учреждение гюйса (5). На нем синий андреевский крест пересекал знамя третьей флотской дивизии, в которой Петр I состоял адмиралом и сражался во время Шведской войны. Свод петровских законов гласил: «Всякий потентат (правитель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». Гюйс, являясь воплощением «двух рук» Петра, был пожалован кораблям в качестве носового флага при стоянке на якоре как символ государственной территории. Он же был флагом морских крепостей, штандартом главнокомандующего морских и сухопутных сил и флагом дипломатических представительств за границей. Свой рисунок гюйс сохранил до 1923 года. В 1710 году флаг опять изменился (6). Правда, просуществовал он недолго — всего два года, и свое полное завершение получил в 1712 году во флаге (7). Этот флаг у стал называться андреевским. В петровском морском уставе есть статья; «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускав флаги...» В серой завесе тумана расплывались мачты кораблей. «Хозяин» Балтийского моря — шведский флот стоял на якорях в районе полуострова Гангут. Предстояло ожесточенное сражение с подраставшим флотом русских. Раннее утро 1714 года принесло первую победу молодому русскому флагу. Полукольцом охватил Петр эскадру шведов, закипел бой. Горизонт заволокло дымом. Корабли сваливались на абордаж. Гул канонады, треск проламывающихся бортов и рушащихся мачт повисли над морем. К концу дня все было кончено. У Балтийского моря появился новый хозяин. Над флагманским кораблем его реял бело-голубой андреевский флаг. Впоследствии в память об втой победе на матросский воротник, который моряки любовно тоже называют «гюйсом», ляжет первая белая полоска. Потом будет вторая — Чесма. И наконец, третья... 11 ноября 1853 года русская эскадра адмирала Нахимова подошла к порту Синоп, мощные береговые батареи которого и военные корабли претендовали на звание «хозяина» Черного моря. 17 ноября, в полдень, над кораблем «Императрица Мария», на котором держал флаг Павел Степанович Нахимов, взвился сигнал, призывающий к битве. Море кипело вокруг кораблей от падающих ядер. Зловещий треск горящего дерева и парусов, гудение огня, свист осколков и пуль слились в сплошной гул. Вот уже не выдержал боя и сел на мель фрегат адмирал-паши «Ауни-Аллах». Взлетел на воздух, осыпая сражающихся каскадом горящих обломков, другой фрегат. Один эа другим турецкие корабли спускают флаги, сдаваясь на милость победителя. Лишь все так же гордо развевается бело-голубое полотнище на стеньгах мачт русских кораблей...
Императрица Мария
Январь 1904 года. Рассекая форштевнем воду, идет на прорыв блокады красавец крейсер «Варяг». В кильватер за ним, прикрываясь от ураганного огня японцев, следует маленькая канонерская лодка «Кореец». Четырнадцать вымпелов против двух! Командиры стоящих на рейде бухты Чемульпо кораблей Англии, Италии, Франции и Америки говорят, что русские сошли с ума. Нет, в здравом уме командир «Варяга» капитан I ранга Руднев, с ясным сознанием, геройски сражается команда. Над кораблями — флаг родины. А палуба крейсера - это часть родной земли...
Крейсер «Варяг»
Канонерская лодка «Кореец»
Слишком не равны силы: шесть крейсеров против одного. Нет, уже пять скрылся в пучине крейсер «Takahao». Но и на «Варяге» пожар. Разбито носовое орудие, сорван передний мостик. «Сдавайтесь!» — сигналят японцы. Спустить флаг? Нет! Огненный смерч взвивается над взорванным своей командой «Корейцем». Сине-зеленая воронка закручивается над потопленным своим экипажем крейсером. Медленно уходят в воду стройные мачты, увенчанные славным андреевским стягом.
Залп крейсера «Аврора» потрясает мир. Рушится навеки ненавистный строй. Над кораблями революционной Балтики флаги свободы. Это еще не военно-морские флаги, а просто красные штурмовые полотнища, которые с гордостью и честью поднимали и «Потемкин» и «Очаков». Теперь это флаг первой в мире социалистической республики.
Крейсер «Аврора»
Броненосец «Потемкин»
Крейсер «Очаков»
Пятый Всероссийский съезд Советов. Июль 1918 года. Учрежден первый военно-морской флаг страны социализма. Он предназначался одновременно и для торговых судов (8).
С высокого правого берега Волги далеко видна гладь великой русской реки. Ни островка, ни кустика — сплошное открытое пространство. А там, ниже по течению, притаились под крутымл волжскими утесами вооруженные пароходы белых. Кажется, что и рыба не проскочит сквозь этот заслон мин и пушек. Но идет вперед славная канонерка «Ваня-коммунист». И как факел полыхает на гафеле алое полотнище революционного флага. Фонтаны разрывов встают вокруг маленького, переделанного из буксира корабля, сотни пуль шлепают по палубе и бортам канонерки. Прорвались! Разгоряченные боем матросы перевязывают раненых и убирают мертвых А эа кормой, как будто вобрав в себя всю кровь павших героев, полощет пробитый пулями красный флаг...
Канонерка «Ваня-коммунист»
В 1920 году в рисунке флага произошли некоторые изменения (9), а три года спустя были учреждены новые военно-морской флаг (10) и гюйс (11).
И наконец, в 1935 году на военных кораблях впервые подняты флаг (12) и гюйс (13), существующие и поныне.
Грозный 1941-й. Из опаленной огнем красавицы Одессы, загруженные «по самую трубу», идут транспорты с ранеными, женщинами и детьми. В охранении всего два маленьких морских охотника. Отблески пожаров и клубы стелющегося по воде черного дыма провожают моряков на Большую землю. Корабли выходят в море. Выше становится чистое небо. Но не такое уж оно чистое. С ревом и завыванием на суда набрасываются стаи фашистских стервятников. Тоненькие, как иголочки, стволы катерных пушек бьют по самолетам оранжевыми вспышками огня. Треск крупнокалиберных пулеметов сливается с грохотом разрывов бомб.
Не допустить к транспортам, взять огонь на себя! И катера бьются даже тогда, когда комендоры стоят по колено в воде. Катер тонет, а орудия и пулеметы его ведут огонь. И вон уже третий фашистский «юнкерс», оставляя шлейф черного дыма, исчезает в волнах. Но и МО скрывается под водой... На пустынный черноморский берег, еле держась на ногах, поддерживая друг друга, выходят два матроса с погибших катеров. Распахнув мокрый бушлат, один из них снимает с груди бело-голубой флаг. Белого цвета почти не видно, флаг красный — красный от горячей матросской крови. Вдали за горизонтом исчезают дымки плывущих на восток транспортов...
Много лет отделяет нас от того далекого времени, когда на мачте «Орла» взвился первый русский военно-морской флаг. Давно отгремели войны, но живы традиции, выкованные историей. Как будто перекликаясь со словами старинного петровского устава, звучат слова устава военно-морских сил: «Корабли Советского Союза никогда и ни при каких обстоятельствах не спускают флага, предпочитая гибель позорной сдаче врагу».
Флаг — это жизнь корабля, его закон. Подъемом флага начинается на кораблях трудовой день и заканчивается его спуском. По флагу можно узнать, что переживает экипаж — радость или горе, стоит ли корабль на якоре или идет в бой.
Каждый военнослужащий приветствует флаг, входя на корабль или покидая его, и члены экипажа выстраиваются для этого утром и вечером — при подъеме и спуске флага.
За заслуги в Великой Отечественной войне флаги многих кораблей украсили гвардейские ленты и боевые ордена. В наши дни гюйс — это флаг крупных военных кораблей (линкоров, крейсеров, эсминцев, учебных кораблей, подводных лодок). При стоянке на якоре он поднимается на гюйсштоке (на носу корабля). Флаг в это время на флагштоке (на корме). При выходе в море флаг переносится на гафель, а гюйс убирается вообще. Гюйс является также флагом военно-морских крепостей. Кроме военно-морского флага и гюйса, сейчас существуют флаги пограничных кораблей (14), гидрографических судов и плавучих маяков военно-морского флота (15), аварийно-спасательных судов ВМФ (16) и вспомогательных судов (17).
Оснащенные самым мощным оружием, построенные по последнему слову науки и техники, наши военные корабли зорко несут свою службу, охраняя морские рубежи Родины, и свято чтят традиции героического флота и символ его славы — флаг.
Первый русский военный корабль «Орел»
Авторы: К. Павлов, И. Чернышев |