В словаре даны объяснения лишь немногих терминов. В основном это термины и понятия из области судостроения (в первую очередь — мелкого судостроения) и парусного вооружения, которые могут быть незнакомы читателям-неспециалистам. Такие термины, значение которых общеизвестно, в словарь не вошли (например: камбуз, трап, руль, иллюминатор). Если термин имеет несколько значений, отмечается лишь то, которое относится к мелкому судостроению.
Апсепь — косой парус между грот-и бизань-мачтами, поднимаемый по апсель-лееру.
Ахтерпик — крайний кормовой отсек.
Ахтерштаг — расположенная в ДП снасть стоячего такелажа (растяжка), поддерживающая топ мачты сзади.
Ахтерштевень — прочный брус, образующий кормовую оконечность судна; внизу соединяется с килем.
Бак — приподнятая носовая часть палубы, под которой размещены те или иные помещения (чаще всего каюта).
Бакс, баксовая штука — деталь, соединяющая киль и форштевень в деревянной конструкции закладки. При соединении под углом такая деталь чаще называется кнопом.
Бакштаг — 1. Снасть такелажа (растяжка), поддерживающая мачту сбоку, но, в отличие от вант, не в плоскости шпангоутов, а несколько с кормы. При ходе полными курсами Б. противоположного галсу борта отдают. 2.— Курс судна по отношению к ветру, когда угол между ДП и направлением ветра больше 90°, но меньше 180° (считая от носа).
Баппер — ось руля.
Бапун, бапун-кпивер — большой пузатый парус, поднимаемый вместо стакселя (кливера).
Банка — доска, служащая сиденьем.
Бант, боут — усиливающая накладка (нашивка) в особо напряженных участках паруса (углы, места крепления риф-сезней).
Бархоут — усиленные (утолщенные) поясья деревянной обшивки на уровне палубы или в районе ГВЛ.
Батоксы — линии на проекциях теоретического чертежа, получающиеся при сечении корпуса судна вертикальными плоскостями, параллельными ДП.
Бегучий такелаж — совокупность подвижных снастей для подъема парусов, рангоута и т. п. и управления ими.
Бейдевинд — курс судна по отношению к ветру, когда угол между ДП и направлением ветра менее 90° (считая от носа).
Бейфут — шарнирная обойма для крепления гафеля к мачте.
Бермудское вооружение — тип парусного вооружения; состоит из косых парусов в виде вытянутых прямоугольных треугольников, передняя шкатори-на которых растягивается по мачте, а нижняя — по гику.
Бизань — задняя мачта судна (меньшая по высоте, чем грот-мачта) и парус, поднимаемый на этой мачте. Слово Б. добавляется к названиям всех деталей вооружения, относящихся к этой мачте и парусу.
Бимс — горизонтальная поперечная балка набора, поддерживающая палубу или иной настил.
Битенг — прочно закрепленный вертикальный брус для крепления якорного, швартовного и буксирного канатов.
Бок — проекция теоретического чертежа судна (вид на ДП).
Брасы — снасть для поворота рея с прямым парусом.
Брештук — горизонтальная треугольная деталь, соединяющая продольные связи обоих бортов на форштевне.
Брюканец — зашивка из кожи, смоленой парусины и т. п. для защиты от попадания воды.
Бугепь — металлическое кольцо, надеваемое на дерево рангоута.
Бупинь — пропущенный по кромке паруса трос, которым регулируют натяжение задней шкаторины.
Бупьбкиль — сигарообразной формы утолщение (балласт) на нижней части плоскости киля.
Буртик — продольная рейка, укрепленная снаружи вдоль кромки бортов для предохранения обшивки. Если палуба обтянута тканью, ее кромки закрывают Б.
Вап дейдвудный — часть валопро-вода, проходящая через дейдвудную трубу.
Ванты, вантины — снасти стоячего такелажа, раскрепляющие мачту с бортов. Ромбованты не доходят до бортов судна, а заканчиваются на самой мачте. Различают топ-ванты, верхние, средние и нижние В. в зависимости от высоты их крепления.
Ватервейс — идущий вдоль борта брус или утолщенная доска палубного настила.
Ватерлинии — 1. Линии на проекциях теоретического чертежа, получающиеся при сечении корпуса судна горизонтальными плоскостями, параллельными основной плоскости (ОП). 2. — В. грузовая (ГВЛ) — линия на борту, соответствующая осадке судна в полном грузу. 3. — В. конструктивная (КВЛ) — ватерлиния, соответствующая проектной осадке.
Вепьботная корма — заостренная корма (без транца). Водоизмещение судна — объем вытесненной плавающим судном воды, объем погруженной части корпуса (объемное В.) или вес вытесненной плавающим судном воды, равный весу судна (весовое В.).
Водорез — внешняя, рассекающая воду часть форштевня.
Воздушный ящик — водонепроницаемый ящик для обеспечения запаса плавучести.
Вопноотбойник, брызгоотражатель — брусок, закрепленный вдоль скулы остроскулого катера для уменьшения брызгообразования.
Выбрать — вытянуть, натянуть снасть.
Галс — 1. Положение судна относительно ветра: левый — если ветер дует с левого борта, и правый — если ветер справа. 2. — Снасть, заложенная за нижний наветренный угол (галсовый угол) паруса.
Галфвинд, вполветра — положение судна, при котором ветер дует в борт (под прямым углом к ДП).
Гардель — снасть для подъема пятки гафеля вверх по мачте.
Гафель — наклонный рей, упирающийся пяткой в мачту и поднимающийся по мачте. По нему растягивают верхнюю шкаторину гафельного паруса.
Гельмпорт — отверстие, через которое баллер руля выходит из корпуса в воду; гельмпортовая труба — это труба, через которую баллер проходит внутри корпуса.
Гик — горизонтальный рей, упирающийся пяткой в нижнюю часть мачты. По гику растягивают нижнюю шкаторину бермудского или гафельного паруса.
Гинцы — небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-либо снасть.
Грот — 1. Основная мачта. На двухмачтовом судне Г.-м. может быть задней мачтой, если передняя мачта (фок-м.) ниже (см. шхуна), или чаще передней мачтой, если ниже задняя мачта (бизань-м.). 2. — Основной парус. Слово Г. добавляется к названиям всех деталей вооружения, относящихся к этой мачте и парусу.
Гуари — вид гафельного вооружения, при котором гафель устанавливается почти вертикально.
Дейдвуд — узкая кормовая часть корпуса судна (угол между килем и ахтерштевнем), забранная деревянными брусками того же названия.
Дейдвудная труба — водонепроницаемая (снабженная сальником) труба, через которую гребной вал выходит из корпуса.
Дельные вещи — изготовляемые отдельно детали оборудования судна (иллюминаторы, люки, кнехты, утки и т. п.).
Дефлектор — специальное устройство с воздухоприемной головкой для вентиляции.
Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная плоскость, проходящая вдоль судна посредине его ширины; плоскость симметрии судна.
Дирик-фал — снасть для подъема нока гафеля. Дифферент — продольный наклон судна; разность между осадкой носом и кормой.
Дракон — килевая гоночная яхта-монотип (бермудский шлюп) международного класса с парусностью около 22 м2 и наибольшей длиной до 8,9 м. Дрейф — снос судна с линии курса под влиянием ветра (течения).
Закладка — киль с закрепленными на нем штевнями.
Заложить — закрепить конец снасти за утку, кнехт, битенг, кофель-планку и т. п.
Звездник — яхта «звездного класса»; самая маленькая килевая гоночная яхта-монотип (бермудский шлюп) международного класса с парусностью около 26,5 м2 и наибольшей длиной до 6,92 м.
Игла парусная — игла для шитья парусов и т. п., имеющая у острого конца трехгранное, а затем круглое сечение; И. П. бывают прямые и изогнутые.
Иол — тип парусного вооружения двухмачтовых яхт, при котором маленькая бизань-мачта расположена позади головки румпеля; паруса могут быть как гафельными, так и бермудскими. С кормы выстреливают бизань-выстрел.
Кабельтов — мера длины (0,1 морской мили; 185,2 м).
Кап — люк с задвигающейся крышкой. Кардан, карданов подвес — приспособление из двух концентрических колец, обеспечивающее отсутствие качки подвешенного внутри предмета (компас, примус и т. п.) при качании опор.
Карленгс, карлингс — продольная подпалубная балка; в мелком судостроении часто называется палубным (подпалубным) стрингером.
Катамаран — двухкорпусное судно.
Катбалка, крамбол — балка для подъема якоря на палубу.
Кеч, кэч — то же, что и иол, но бизань-мачта расположена в нос от головки румпеля.
Килеватость — форма корпуса, характеризующаяся заостренностью килевой части (в поперечных сечениях) и резкой выпуклостью килевой линии (вид сбоку).
Киль — основная балка продольного набора, проходящая по всей длине судна; в оконечностях переходит в штевни.
Кильсон — продольная днищевая балка, проходящая внутри судна поверх шпангоутов; средний К. соединяется с килем и резенкилем.
Киповая планка — деталь швартовного устройства для направления пропускаемого через нее конца.
Кливер — косой треугольный парус, поднимаемый перед фок-мачтой по кливер-лееру.
Клотик — точеный приплюснутый шар на топе со шкивами для фалов.
Клюз — отверстие, обделанное массивной рамой (труба, фигурный вырез) для пропуска якорного, швартовного или буксирного каната.
Кнехты — парные тумбы, за которые закладывают (восьмеркой) буксирный или швартовный конец.
Кница, косынка — деталь, подкрепляющая угловые соединения частей набора, например бимса со шпангоутом (бимсовая К.), бортовой и днищевой ветвей шпангоута (скуловая К.), транца с контртимберсом (транцевая К.).
Кноп — деталь (деревянная штука), соединяющая штевень с килем (правильнее — только с кильсоном).
Кокпит — открытый вырез в палубе (углубление), в котором располагаются рулевой и матросы.
Комингс — обделка выреза; порожек двери.
Композитное судно — судно, корпус которого построен из двух различных материалов (например, набор из стали, а обшивка — из дерева).
Компромисс — парусная яхта, на которой совмещены балластный киль и шверт.
Контртимберс — наклонная продольная балка набора кормового подзора.
Корпус — проекция теоретического чертежа (вид на плоскость мидель-шпангоута).
Коуш — металлическое кольцо, вставляемое в огон для предохранения троса.
Кофель-планка (крепительная планка) — планка или брусок с кофель-нагелями — стержнями, за которые закладывают те или иные снасти.
Кранец — переносное приспособление (например, сплетеный мешок) для смягчения ударов корпуса судна при швартовке и т. п.
Краслица — поперечный брус на мачте для разноса (увеличения угла встречи с мачтой) стоячего такелажа.
Кренгельс — круглое кольцо из троса (с коушем) в углах паруса для закладывания шкотов и галсов.
Кэт — одномачтовое судно с одним парусом (гротом) той или иной формы.
Лаг — прибор для определения скорости хода.
Лата — тонкая деревянная полоса, вставляемая в латкарман на парусе и поддерживающая его заднюю шкаторину для придания лучшей аэродинамической формы.
Латинское вооружение — вооружение треугольными парусами, верхняя шкаторина которых пришнурована к длинному наклонному рейку.
Лик — самая кромка полотнища паруса, обшитая (ликованная) тросом — ликтросом.
Ликпаз — паз, в который входит ликтрос при подъеме паруса по мачте.
Линь — пеньковый трос диаметром до 25 мм.
Лопарь — ходовой внешний конец, за который тянут ту или иную снасть.
Лот — прибор для измерения глубины.
Люверс — небольшие обделанные медными кольцами круглые отверстия в парусе для пришнуровки.
Мидель-шпангоут, мидель — средний по длине судна шпангоут. Конструктивный М. — чертеж поперечного сечения, показывающий конструкцию корпуса судна. На реданных судах М. расположен в плоскости редана.
Мидельвейс, забойная доска — средняя доска палубного настила (в ДП).
Миля морская — мера расстояния, равная 1852 м.
Монотип — установленный действующей классификацией тип, все суда которого строятся по единому проекту.
Набить — натянуть снасть, втугую выбрать слабину.
Набор — остов, каркас корпуса судна, образованный продольными и поперечными связями.
Нагель — болт с продолговатой фигурной головкой.
Нок — конец горизонтального или наклонного рангоутного дерева.
Обечайка — часть (по длине) тонкостенной цилиндрической конструкции. Обнести — обвести снасть вокруг чего-либо.
Огон — петля на конце троса.
Олимпик — швертбот монотип-одиночка международного класса О (бермудский кэт) длиной до 5 м с парусом площадью не более 11,5 м2.
Отдать — освободить снасть, выпустить из рук, снять с креплений.
Основная пиния (ОЛ) — базовая горизонтальная линия (вдоль судна в ДП) для всех построений при постройке судна; плоскость ОЛ (ОП) обычно проходит параллельно КВЛ от нижней точки киля.
Пайоп, паеп — внутренний настил, пол (часто — съемный).
Паруса штормовые — более прочные паруса меньшего размера, поднимаемые вместо обычных в свежую погоду.
Пасынки — две доски, между которыми закрепляют шпор складной мачты.
Пипперс — вертикальная стойка (труба, брусок), служащая опорой для палубы.
Плазовая разбивка — вычерчивание в натуральную величину теоретического чертежа судна по таблице плазовых ординат и чертежам судна.
Планширь — продольный брус, проходящий по концам шпангоутов и образующий (на беспалубных судах) кромку борта; обделка фальшборта, швертового колодца.
Погон — металлический прут, поставленный поперек палубы, по которому блок какой-либо снасти переходит с борта на борт.
Погибь бимсов — изогнутость бимсов, придающая палубе выпуклость вверх в поперечном сечении.
Подволок — потолок, внутренняя поверхность палубного настила.
Подзор — свес, наклонная часть кормы над водой, свешивающаяся за ахтерштевень.
Полубак — см. бак.
Полубимс — бимс, проходящий лишь на части ширины палубы.
Полуширота — проекция теоретического чертежа (вид сверху на ватерлинии).
Пузо — выпуклость паруса, увеличивающая его подъемную силу.
Путенс — прочно заделанная в корпус полоса, к которой закрепляют конец той или иной снасти стоячего такелажа (вант-путенсы, штагпутенсы и т. п.).
Привальный брус — деревянный брус, укрепленный снаружи вдоль борта для смягчения ударов при швартовке. Внутренний П. Б. — продольная связь, соединяющая верхние концы шпангоутов.
Пяртнерс — усиленное обделочными брусками отверстие в палубе (крыше рубки), сквозь которое проходит нижний конец мачты.
Пятка — конец рангоутного дерева (гафеля, гика), которым оно упирается в мачту; нижняя часть баллера руля, опирающаяся на подпятник.
Равендух — толстая льняная ткань (вид парусины).
Раздернуть — распустить, ослабить, растянуть.
Раксы — 1. Полукольца или специальные ракс-карабины, которыми передняя шкаторина стакселя крепится к штагу. 2. — Деревянные шарики на куске троса, охватывающем мачту.
Рангоут — совокупность деревянных (реже — металлических) частей вооружения, служащих для несения парусов, флагов и др. (мачты, реи, стрелы и т. п.).
Реек — тонкое рангоутное дерево (рей) для растягивания паруса при рейковом вооружении (например, на шлюпках). Тонкий брусок для придания жесткости тенту (реже — парусу).
Резенкипь — внутренняя балка составного киля (между собственно килем и кильсоном).
Риддерсы, диагональные шины — стальные раскосины из полос поверх внутренней обшивки или набора.
Риф-сезни — продетые рядами в парус короткие кончики (завязки) для уменьшения площади паруса при сильном ветре (брать рифы, рифиться).
Роульс — вращающийся ролик (например, в киповой планке) для направления троса.
Румпель — рычаг (сектор), надетый на головку баллера для перекладки руля.
Рундук — ларь, ящик для хранения вещей, на котором можно сидеть.
Рыбины — съемные решетки или доски на днище.
Рым — кольцо.
Седловатость — продольный изгиб палубной линии чаще всего с подъемом к носу и (несколько меньше) к корме.
Сезневка — обвязывание, крепление концом — сезнем.
Слань — деревянный настил в трюме.
Сорпинь — линь для подъема опускающейся части пера руля.
Спинакер — большой пузатый носовой дополнительный парус из легкой ткани; ставится на полных курсах на стороне, противоположной гроту, с помощью спинакер-гика; управляется брасом и контр-брасом.
Стаксель — треугольный носовой парус, поднимаемый по штагу; С. «генуэзский» — лавирочный балун (более плоский и меньших размеров).
Старнкница — кница, связывающая ахтерштевень с килем.
Стандерс — трубчатая стойка, в которую вставляют шлюп-балку, мачту и т. п.
Степс — гнездо для крепления шпора мачты.
Стоячий такелаж — совокупность снастей, раскрепляющих рангоут.
Стрингер — продольная балка набора корпуса.
Такелаж — см. бегучий и стоячий Т.
Талреп — винтовая стяжка.
Тендер — одномачтовая яхта с двумя или тремя передними парусами.
Топ — верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева.
Топенент — снасть для поддержания нока гика.
Топсель — треугольный парус, поднимаемый над гафелем.
Топтимберс — бортовая ветвь (верхняя часть) шпангоута.
Травить — ослаблять, выпускать снасть.
Транец — срезанная корма; плоская конструкция кормовой стенки корпуса.
Трисель — штормовой парус (вместо грота), не прикрепляемый к гику.
Узел — единица скорости судна, равная 1,852 км/час или 0,514 м/сек.
Утка — двурогая планка для временного крепления снастей.
Усы — вилка на конце гафеля, которая схватывает мачту.
Фал — снасть для подъема паруса, рея, флагов и т. п.
Фаловый угол — верхний угол паруса, за который заложен фал.
Фальшборт — легкое сплошное ограждение по краю палубы.
Фальшкиль — 1. Доска или брус, пришиваемые снаружи к килю для предохранения его от повреждений. 2. — Опущенный вниз балластный киль (на яхтах).
Финн — швертбот монотип-одиночка международного класса (бермудский кэт) с парусом до 10 м2. Не имеет стоячего такелажа; гик вставлен во вращающуюся мачту.
Флор — деталь поперечного набора, являющаяся днищевой частью шпангоутной рамки; плоская деталь, соединяющая в ДП обе днищевые ветви.
Фпортимберс — днищевая ветвь натесного шпангоута.
Фок-мачта — 1. Носовая мачта многомачтового судна; на двухмачтовом судне Ф. будет передняя мачта в том случае, если задняя мачта выше, 2. — Парус, поднимаемый на Ф. Слово Ф. прибавляется к названию всех деталей вооружения, относящихся к этой мачте и парусу.
Фордевинд — курс парусного судна прямо по ветру.
Фордун — верхний бакштаг (если их две пары).
Форпюк — люк, ведущий в форпик.
Форпик — крайний носовой отсек.
Форштевень — прочный брус, образующий носовую оконечность судна.
Футокс — часть составного шпангоута.
Ходовой конец — конец, за который выбирают снасть.
Цепной ящик — ящик, отсек в носовой части для укладки якорной цепи, каната.
Шарли — тип упрощенной формы корпуса с гранеными, угловатыми обводами.
Швартов — трос швартовного устройства для замаливания судна.
Шверт — выдвижной, опускающийся киль. Отсюда — швертбот.
Шепьф — 1. Горизонтальная балка на переборке. 2. — Продольная балка, усиливающая внутренний привальный брус.
Шкаторина — кромка, край паруса; различают переднюю, заднюю, верхнюю и нижнюю Ш.
Шкот — снасть для управления парусом; закладывается за шкотовый угол.
Шпюп — наиболее распространенный тип парусного вооружения одномачтового судна, когда кроме грота (и топселя при гафельном гроте) имеется только стаксель.
Шпангоут — основная поперечная связь набора корпуса. Днищевые и бортовые ветви Ш., соединенные наверху бимсом, образуют т. наз. Ш-ную рамку. По конструкции различают Ш. цельные (гнутые; вырезанные из куска фанеры) и натесные (составленные из отдельных частей — футоксов). Теоретический Ш. — сечение формы корпуса судна плоскостью, параллельной плоскости мидель-шпангоута, изображенное на теоретическом чертеже. Количество и расположение теоретических Ш. может не совпадать с количеством и расположением практических, конструктивных Ш.
Шпация — расстояние между шпангоутами (Ш. также может быть как теоретической, так и практической).
Шпигат — отверстие для стока воды.
Шпор — нижний конец вертикальных дерев рангоута (мачт, стеньг и т. п.).
Штаг — расположенная в ДП снасть стоячего такелажа, поддерживающая топ мачты спереди и сзади (см. ахтерштаг).
Штевень — см. ахтер- и форштевень.
Штуртрос — тросик, проложенный через ряд неподвижных блоков от штурвала на румпель, для управления рулем.
Шхуна — крупное парусное судно, имеющее не менее двух мачт с косым парусным вооружением. На двухмачтовых шхунах грот-мачта, как правило, выше фок-мачты.
Ял — стандартная мореходная транцевая шлюпка. Наз. по числу весел (от двойки — до восьмерки).
Ялик — маленькая шлюпка для перевозки людей на небольшое расстояние. |