Ранним утром 1854 года в небольшой бухте залива Иеддо бросил якорь русский военный фрегат «Диана». В тот день, как это часто бывает в районах Японских островов, разразилось землетрясение. В бухту хлынул огромный водяной вал. Яростные волны захлестнули корабль, и он вертелся по бухте, раскачиваясь и кренясь во все стороны.
На борту корабля среди матросов выделялся высокий, широкоплечий лейтенант. Ветер сорвал с его головы фуражку, трепал его светлые волосы, водяные брызги до нитки промочили его одежду...
Много лет плавал Александр Федорович Можайский по морям и океанам. Наблюдая могучие порывы ветра, надувающего огромные паруса тяжелых кораблей и стремительно мчащего их по волнам, он часто думал о том, как бы заставить эту упругую силу двигать и воздушные корабли.
В те времена люди уже научились подыматься под облака на воздушных шарах и аэростатах, но эти воздушные корабли были беспомощными игрушками во власти ветра. А большинство ученых того времени утверждало, что покорить воздушный океан можно только с помощью аппаратов легче воздуха.
Задумывался над этим и лейтенант Можайский, Часто, наблюдая полет птиц, он спрашивал себя: «Почему же птицы летают? Ведь они тяжелее воздуха! Надо учиться у птиц».
Вспомнился ему и полет воздушного змея, с помощью которого во время шторма, когда нельзя спустить шлюпку, перебрасывают на берег линь. Змей также тяжелей воздуха, а все же он летит.
Как-то Александр Федорович подстрелил чайку. Матросы спустили шлюпку и доставили птицу на фрегат. Можайский унес ее в свою каюту, долго разглядывал, изучал строение ее крыльев. Затем он взял карандаш, начал чертить. На корабле уже все спали, лишь узкая полоска света пробивалась из дверей каюты Можайского. К утру листы его дневника были испещрены рисунками птиц и воздушных змей. За много лет до работ француза Марея и немца Лилиенталя Можайский произвел точные расчеты механики птичьего полета. Он стремился раскрыть тайну соотношения между тяжестью, скоростью н площадью крыльев птицы. Ему удалось установить, что чем больше скорость полета, тем большую тяжесть может нести та же парящая плоскость. Это была одна из основных идей создания самолета.
В 1862 году Можайский вышел в отставку. Он занял скромную должность мирового судьи. Все свободное от службы время он отдавал любимому делу — расчетам и чертежам летательного снаряда. «Будущий аэроплан, — рассуждал он, — должен представлять собой гигантский змей, приводимый в движение с помощью механической тяги».
Вскоре в провинциальной глуши распространился слух: мировой судья для каких-то таинственных целей строит огромный змей. А однажды утром по проселочной дороге мчалась во весь дух тройка лошадей, запряженных в телегу, К телеге яа канате был прикреплен огромный змей, а к нему привязан человек И змей и человек неслись по воздуху невысоко над землей. В этом радостно возбужденном человеке, со всклокоченной рыжей бородой и рыжими волосами все узнали мирового судью... Опыт окончился печально: канат оборвался, и змей, вместе с воздушным пассажиром, рухнул на землю. Толпа Просилась к месту падения. Можайского подняли с земли и положили на телегу. По лицу его стекала струйка крови, он тяжело и прерывисто дышал.
— Какая досада, — через силу промолвил он, — какая досада, что полет не удался... Ну ничего, опыт придется повторить.
Много времени прошло, пока изобретатель оправился от тяжелых ушибов. Снова и снова повторял он свои рискованные опыты, пока они наконец увенчались успехом. Можайский испытал то неизъяснимое наслаждение полетом, которое знакомо человеку, впервые поднявшемуся в воздух. Если раскрыть любую книгу по истории воздухоплавания и авиации, го можно встретить там имя француза Майо, который первым поднял на змее груз, равный весу человека. Известны также имена австралийского инженера Харгрева и англичанина Баден-Поуэла, сконструировавших змеи, на которых мог подняться человек. Но француз совершил свой опыт на 10 лет позже Можайского, австралиец и англичанин почти на двадцать лет позже. Подлинным пионером полетов на воздушном змее был наш русский моряк Александр Федорович Можайский.
От полетов на воздушном змее Можайский перешел к решению новой, более сложной задачи. Он начал конструировать аэроплан. Свои расчеты изобретатель проверял на сконструированной им небольшой модели. Это была занятная летающая игрушка с тремя винтами, приводимыми в движение часовой пружиной. Под корпусом ее были прикреплены четыре колесика для разбега во время взлета и посадки. Модель имела вертикальные и горизонтальные рули. В облике этой игрушки можно было уже угадать контуры будущего самолета.
Трудно передать радость изобретателя, когда с легким шумом завертелись винты и миниатюрный аэроплан, поднявшись в воздух, пролетел некоторое расстояние и плавно опустился на землю.
Чтобы добыть средства на постройку настоящего аэроплана. Можайский поехал в Петербург. Там его горячо поддержал энтузиаст воздухоплавания знаменитый ученый Д. И. Менделеев. По настоянию Менделеева, воздухоплавательная комиссия военного министерства признала полезным продолжать опыты над новыми моделями и отпустила Можайскому для этой цели три тысячи рублей.
Продолжая конструировать, изобретатель построил новую, более совершенную модель. Пора приступить к постройке настоящего самолета. Можайский снова обратился за помощью в военное ведомство. На этот раз Менделеев был в отъезде и добиться новой ссуды изобретателю не удалось.
Тогда Можайский, собрав последние свои рубли, сам начал строить на Балтийском судостроительном заводе отдельные части будущего аэроплана. Несколько позднее ему удалось все же получить 2500 рублей субсидии. На эти деньги он заказал в Англии два паровых двигателя для своего аэроплана.
Через год обе машины были получены. Одна из них обладала мощностью в 10, другая — в 20 лошадиных сил. На каждую лошадиную силу приходилось около 5 килограммов веса самой машины. Для того времени это было подлинное чудо техники. Можайский верил, что его ждет удача. В Красном селе, под Петербургом, изобретатель приступил наконец к сборке своего самолета. В солнечный летний день 1882 года на летном поле собрались члены комиссии. Они осмотрели и ощупали диковинный летательный аппарат, представлявший собой деревянную лодку, к бортам которой были прикреплены прямоугольные крылья, обтянутые шелковой, пропитанной лаком тканью. На носу лодки был установлен тянущий винт. Два толкающих винта находились в прорезях задней кромки крыльев.
Александр Федорович был бледен, руки его дрожали от волнения, когда он заканчивал последние приготовления к полету.
Зашумели моторы. Со свистом рассекая воздух, стали вращаться винты. Аэроплан вздрогнул и покатился по наклонной деревянной площадке. Затем он сделал несколько неуклюжих скачков, пытаясь оторваться от земли, потерял равновесие и уткнулся крылом в землю...
Трудно описать всю глубину отчаяния Александра Федоровича. Лишь спустя несколько дней он смог снова приняться за работу, еще раз проверил расчеты и нашел свою ошибку. Оказалось, что двигатель слишком слаб.
А раз ошибка найдена — ее нужно исправить!
— Работать, работать! — твердил Можайский. — Я сделаю более мощные моторы. Я сам займусь этим.
Конструктор аэроплана превратился в конструктора моторов. Он создал два двигателя мощностью по 50 лошадиных сил. Вес их — менее 5 килограммов на каждую лошадиную силу. В то время это были самые легкие паровые машины в мире. По своим качествам они оставляли далеко позади моторы, выписанные из Англии. Но... силы изобретателя были уже подорваны, он тяжело заболел. В 1890 году в безвестности и нищете умер этот гениальный русский самородок.
Сейчас, просматривая чертежи и архивные документы, относящиеся к замечательному изобретению Можайского, мы видим во всем величии подвиг русского моряка, посвятившего свою жизнь завоеванию воздушного океана. За двадцать лет до первого полета братьев Райт Можайский в основном правильно построил самолет.
...Мощные эскадрильи самолетов спокойно и уверенно плывут в поднебесье. Любуясь ими, мы должны вспомнить и о замечательном русском изобретателе, конструкторе первого русского самолета Александре Федоровиче Можайском. Он был предшественником наших конструкторов, славных создателей воздушных кораблей.
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи