Почему художника Архипа Куинджи называли кудесником южной ночи?
Петербургский градоначальник Александр Зуров, выслушав очередной доклад, заволновался: «А вдруг кто-то из императорской фамилии пожелает посетить эту странную выставку? Надо бы распорядиться, чтобы в помощь околоточному кого-нибудь отправили». И волноваться было из-за чего, произошло для того времени событие редкое – «пробка» из карет и извозчичьих пролеток на Большой Морской улице, где в зале Общества поощрения художеств открылась выставка одной небольшой картины. А Петербург полнился слухами, дескать, за громадные деньги художнику Куинджи из Японии или Китая привезли специальные краски с перламутром и теперь его картина свет излучает. Желающие посмотреть на такую диковинку выстраивались в очередь.
Картина «Лунная ночь на Днепре», размещенная в нарочито темном помещении, под направленным на нее электрическим лучом казалась окном в необычный мир, где под таинственным светом луны искрится спокойная река, протекая мимо спящего украинского хутора. Эффект от картины был потрясающий. Зрители пытались заглянуть за неё, чтобы убедиться, что там нет искусно спрятанного фонаря. Даже И.Н. Крамской, признанный в художественных кругах авторитет, не скрывал эмоций: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи! Эдакий молодец – прелесть». К художнику пришла заслуженная слава. Но путь его к этому успеху был долгим.
О детстве художника известно очень немного. Родился он примерно в 1842 году в предместье Мариуполя в семье сапожника со странной фамилией Куюнджи, что по-турецки означает «золотых дел мастер». Возможно, его предки когда-то были ювелирами. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался в семьях брата и сестры отца. Ему даже удалось несколько лет посещать школу, но успехами в учебе он явно не блистал. Зато постоянно рисовал, используя для этого все, что придется.
Лунная ночь на Днепре
С 1854 года для него началась трудовая жизнь. Он трудился на строительстве католического храма в Мариуполе, был подручным у крупного хлеботорговца, который оказывал помощь талантливому подростку. В 1855 году Куинджи перебрался в Феодосию, чтобы учиться живописи у И.К. Айвазовского. Есть сведения, что определенное время он проработал в мастерской мариниста, но не столько учился азам мастерства, сколь выполнял различные подсобные работы. Тем не менее, Академия художеств учла его обучение у известного мастера, и после появления на академической выставке его картины «Татарская сакля в Крыму» выдала любопытный документ «ученику школы профессора Айвазовского Архипу Куинджи в том, что он за хорошие познания в живописи пейзажей советом Академии в собрании от 15 сентября сего 1868 года признан достойным звания свободного художника, которое он получит, когда выдержит словесный экзамен». А это означало признание мастерства художника, который, по большому счету, был самоучкой, так как систематического художественного образования не получил. Все его попытки поступить в Академию были безуспешными, но теперь ему представилась возможность стать вольнослушателем. Формально Академию он закончил в 1872 году, когда за картину «Осенняя распутица» получил звание классного художника.
Татарская сакля в Крыму
Крамской Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи
Осенняя распутица
Об этом периоде его жизни известно очень немного. Воспоминаний он не оставил, письма писать не любил. Отрывочные сведения, больше почерпнутые из воспоминаний и писем его знакомых и друзей, свидетельствуют, что на жизнь он зарабатывал трудом ретушера в фотоателье, стараясь выкраивать время для занятий живописью. Картины, написанные им в это время, были во многом подражательными, в них явно ощущалось влияние Айвазовского. Но, как свидетельствовали современники, они были выдержаны в духе академических канонов и отличались тщательностью исполнения.
Постепенно картины художника стали продаваться. Он смог бросить ретушь и всецело посвятить себя живописи. Появилась возможность съездить за границу, «поучиться мастерству» у старых мастеров. Особенно привлекал Куинджи Мюнхен с его Пинакотекой, но он также побывал в художественных центрах Берлина, Кельна, Лондона, Парижа, Вены. Стоит отметить, что французское искусство оставило его равнодушным, Куинджи посчитал его мишурным и салонным.
На острове Валаам
Заграничная поездка много дала молодому живописцу. Он как будто новыми глазами увидел родную русскую природу, ее обаяние, суровую красоту и лиричность. Одной из лучших картин этого периода его творчества стало полотно «На острове Валаам». Появление этой картины на академической выставке было встречено с интересом, а Репин, увидев ее, информировал Третьякова: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Эта работа стала первым произведением художника, которое приобрел для своей коллекции Третьяков.
В начале 70-х годов творчество Куинджи «вышло» за пределы России. В 1873 году он показал в Вене свою картину «На острове Валаам». А в 1874 г. на международной выставке в Лондоне картина «Снег» была удостоена бронзовой медали. В этот год он впервые принял участие в выставке товарищества передвижников, показав «Забытую деревню». На следующий год на выставке товарищества он представил две работы: «Степь» и «Чумацкий тракт». В 1876 г. на передвижной выставке зрители увидели знаменитую «Украинскую ночь», ставшую переломным этапом в его творчестве. «Украинская ночь» показала, что в русской живописи появился пейзажист-романтик, которого с этого времени в публикациях стали называть поэтом пейзажа и кудесником южной ночи. Через год эту картину, а также «На острове Валаам» и «Чумацкий тракт» увидели посетители всемирной выставки в Париже.
Березовая роща
Забытая деревня
Степь
Чумацкий тракт
Украинская ночь
В 1877 г. Куинджи стал членом товарищества передвижников, но пробыл в нем всего несколько лет. Последней работой мастера, показанной на передвижной выставке, стала знаменитая «Березовая роща», выставленная в 1879 г.
О подлинных причинах разрыва можно только гадать, а поводом послужила анонимная статья в газете, в которой говорилось, что Куинджи не умеет правильно подбирать цветовую гамму и «перезеленяет» свои картины. Намек делался на «Украинскую ночь» и «Березовую рощу». Художник посчитал, что автором статьи является М.К. Клодт, и потребовал исключения его из членов товарищества. Естественно, что большинство представителей передвижничества не посчитали поступок Клодта, если он и был в действительности, достойным исключения. Тогда из товарищества вышел сам Куинджи. Возможно, ему просто стало тесно в рамках передвижничества, что и продемонстрировали его работы, написанные на рубеже 80-х годов.
Выйдя из товарищества, он устроил выставку одной картины. Успех «Лунной ночи на Днепре» был небывалый. Через год снова выставка одной картины – «Березовой рощи». И опять оглушительный успех. В следующем году прошла последняя публичная выставка работ мастера, зрители увидели всего три работы. К двум уже прославившимся полотнам добавилась картина «Днепр утром». Больше Куинджи свои работы на суд публики не выставлял, а до начала нового века даже не показывал их собратьям по творчеству.
С конца 80-х годов Куинджи стал активно сотрудничать с Академией художеств, подключившись вместе с Шишкиным к подготовке молодых пейзажистов. Его утвердили в звании профессора, доверили возглавить пейзажную мастерскую. Ученики Архипа Ивановича вскоре стали замечательными художниками, это К.Ф. Богаевский, Н.П. Крымов, В.Г. Пурвит, Н.К. Рерих, А.А. Рылов, Е.И. Столица. Сегодня их работы можно увидеть во многих музеях и галереях мира.
Днепр утром
Куинджи с учениками
В последние годы жизни Куинджи активно занялся благотворительностью. Он неоднократно выделял очень значительные суммы денег на поддержку нуждающихся студентов академии, в премиальные фонды выставок, а в 1909 году пожертвовал полумиллионный капитал для названного его именем общества художников, основным направлением деятельности которого стала поддержка талантливых живописцев.
Архип Иванович Куинджи ушел из жизни 11 июля 1910 года. Но осталась память о прекрасном мастере, остались его ученики и остались его картины, которые продолжают поражать зрителей.
|