9 марта 1966 года суждено стать одной из заметных дат в истории науки. В этот день был поднят государственный флаг СССР на крупнейшем в мире исследовательском корабле «Академик Курчатов» — новом флагмане советского научного флота.
Новое судно знаменует закономерный этап в развитии океанографических исследований в нашей стране. Оно исключительно не только по своим размерам, но и отличается первоклассным научным оснащением.
10 марта 1921 года, В. И. Ленин подписал декрет, в котором говорилось: «В целях всестороннего и планомерного исследования Северных морей, их островов и побережий, имеющих в настоящее время государственное значение, учредить при Народном Комиссариате Просвещения Плавучий Морской Научный Институт с отделениями: биологическим, гидрологическим, метеорологическим и геоминералогическим». Районом деятельности плавучего института «...определить Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР, Европы и Азии».
Несмотря на то, что новый исследовательский центр рождался в труднейшее для страны время — в период восстановления разрушенного интервентами и гражданской войной народного хозяйства, — было решено снабжать институт углем, жидким топливом, оборудованием и продовольствием «...наравне с учреждениями первостепенной важности».
Идея ленинского декрета о планомерном изучении морей была воплощена в жизнь, 21 августа 1923 года вышло в первый государственный рейс парусно-моторное судно «Персей». Это было первое морское судно, построенное после революции, и, что самое примечательное, построено оно было своими силами, без каких бы то ни было закупок за границей.
«Персей» погиб в Великую Отечественную войну.
Парусно-моторное судно «Персей»
В 1949 году на воду был спущен корабль составивший новый этап в развитии советского океанографического флота,— «Витязь». Свои исследования «Витязь» начал в Охотском море, затем продолжил их в Тихом и Индийском океанах.
«Витязь»
Новый флагман исследовательского флота «Академик Курчатов» — поистине плавучий институт. Его водоизмещение — 6800 тонн —
позволило свободно разместить 26 лабораторий, облик которых близок к лабораториям береговых институтов, а их оснащение дает возможность выполнять обработку собираемой информации и материалов во время рейса. Этому способствуют, в частности, и активные успокоители качки, создающие нормальные условия работы даже в сильный шторм. Высокая скорость — 18 узлов — позволяет быстро добираться до любого района Мирового океана.
Корабль обладает отличной маневренностью, — руль и подруливающее устройство позволяют судну производить сложные маневрирования в океане, причем в десятки раз быстрее, чем это было до сих пор. Синхронная работа нескольких лебедок (всего их 17) дает возможность одновременно вести наблюдения сразу нескольким группам ученых разных специальностей.
Несмотря на то, что корабль оснащен всем необходимым современным оборудованием, включая установки для запуска геофизических ракет, на нем нет обычной для экспедиционных судов тесноты. Все жилые каюты экипажа и научных сотрудников одно- или двухместные. Бытовые условия на корабле не хуже, чем на первоклассных океанских лайнерах.
«Академик Курчатов» открывает новейшую главу экспедиционного изучения океана. Отныне океанографические экспедиции не будут сводиться лишь к сбору исследовательского материала, они примут характер законченного научного исследования.
Автор: Л. Ипполитов, 1966 год. |