В танковом сражении успех обычно зависит от того, кто первым сумел произвести точный прицельный выстрел. А потому, рассказывая о танке Т-64А, давайте прежде всего обратим внимание на его артиллерийское оснащение. Основу вооружения Т-64А составляет 125-мм гладкоствольная пушка, способная поражать и танки, и самоходные артиллерийские установки (в том числе ПТУР), и боевые машины пехоты... Если понадобится, танк может подавить огнем артиллерийские и минометные батареи, доты...
Для каждого вида цели нужен свой боеприпас. Поэтому в боекомплект танка входят самые различные снаряды: бронебойные, осколочно-фугасные, кумулятивные.
А чтобы точный огонь можно было вести на ходу, пушка Т-64А стабилизирована в двух плоскостях наведения — горизонтальной и вертикальной. Высокоточная система автоматического регулирования не допустит отклонения от цели перекрестия прицела, а вместе с ним и пушечного ствола, по какой бы неровной местности танк ни продвигался.
Вспомним самолетный автопилот. Задав курс и высоту и включив автомат, летчик может спокойно снять руки со штурвала. Никакой ветер теперь не собьет самолет в сторону, чуткие датчики уловят величину и направление отклонения, дадут команды на рули, и машина автоматически вернется на заданный курс.
Так и наводчик задает стволу пушки своеобразный курс — линию прицеливания, стабилизатор в мгновенье запоминает эту наводку и точно фиксирует ее в пространстве. Качнулся танк в сторону на ухабах — датчик определит величину возмущающего момента, приложенного к пушке, а система управления тотчас сформирует стабилизирующий момент, который и уравновесит возмущение. В итоге корпус танка качнется, а ствол пушки не дрогнет.
Еще одна новинка — цилиндрическое утолщение, как бы вздутие на стволе. Это кожух эжекционного устройства, а проще — эжектора. Он служит для удаления пороховых газов из ствола.
Откуда берется энергия для выполнения этой работы? Помните, как барон Мюнхгаузен вытащил себя из болота за волосы?.. Так и пороховые газы сами выбрасывают себя из ствола.
Основной элемент эжектора — ресивер; кольцевая камера, образуемая наружной поверхностью ствола и кожухом. Под ним, в стенке ствола находится впускное отверстие с шариковым клапаном, а по окружности равномерно просверлены наклонные отверстия — своеобразный сопловый блок, как в ракете. Когда при выстреле снаряд минует впускное отверстие, газы, приподняв шарик, попадают в ресивер. Затем давление уменьшится, шарик встанет на место, а газы начнут истекать через сопловый блок в сторону дульной части со скоростью примерно полкилометра в секунду. Сзади соплового блока образуется область разрежения, туда и устремятся газы, оставшиеся в стволе. Истечение газов из ресивера продолжается еще 0,2 с после открывания затвора.
Так гарантируется полный их выброс, в том числе и из боевого отделения. Экипажу созданы комфортные условия для боевой работы. Теперь он не задыхается в дыму и чаду, что также сказывается на точности стрельбы.
А ювелирную наводку на цель обеспечивают прицелы. Их на Т-64А два — дневной и ночной. Наибольшая прицельная дальность для дневного прицела — до 2500—3000 м. Наводчик видит цель прямо перед собой, куда и наводит перекрестие. Траектория снаряда при прямой наводке настильная — он как бы стелется над землей, разгоняясь в канале ствола до высокой начальной скорости: кумулятивный — до 905 м/с, подкалиберный — до 1800 м/с.
При ночных стрельбах экипаж использует инфракрасный прицел, который обеспечивает прицельную дальность почти на километр даже в полной темноте.
И наконец, еще одна особенность: пушка снабжена механизмом заряжания. В составе экипажа нет заряжающего — только командир, наводчик и механик-водитель. А вместо четвертого танкиста — компактный робот-манипулятор, который быстро и четко выполняет все операции по подготовке выстрела.
С пушкой спарен 7,62-мм ПКТ (пулемет Калашникова танковый) с боекомплектом из 2000 патронов. Есть и зенитно-пулеметная установка калибром 12,7 мм. Она может вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. Боекомплект — 300 патронов.
Словом, у Т-64А есть на вооружении все, чтобы выиграть сражение. А сам танк сделан таким, чтобы быть как можно неуязвимее.
Противнику труднее всего попасть в подвижную, маневренную и компактную машину, которая может одолеть любое бездорожье, быстро скрыться в складках местности или за дымовой завесой.
Подвижность машины характеризуется обычно средней скоростью движения и запасом хода. У Т-64А скорость по грунтовой дороге 35—45 км/ч, а по шоссе до 60 км/ч. Запас хода — расстояние, которое танк проходит на одной заправке топлива — на грунтовой дороге — 360 км, по шоссе — 500—600 км. В баки машины заливается 1093 л топлива, а еще 400 находятся в бочках, закрепленных на корме. Мощность двигателя— 700 л. с.
О маневренности Т-64А говорит такой факт: радиус его поворота намного меньше, чем
у любой колесной машины, и равен ширине колеи — около 3 м. Образно говоря, танк способен развернуться на «пятке».
Маскировке танка в складках местности помогает и его небольшая высота — 2,17 м, меньше, чем у иного грузовика.
Благодаря совершенному гусеничному движителю Т-64А способен двигаться по сыпучим пескам и болотистой местности, преодолевать крутые склоны и снежные заносы. Хоть танк и не умеет плавать, но может форсировать значительные по ширине и глубине водные преграды, передвигаясь по дну, для чего снабжен оборудованием для подводного вождения.
В бою может сложиться такая обстановка, когда надо быстро исчезнуть из поля зрения противника, не дав ему возможности вести прицельную стрельбу. Для этого и предусмотрена на танке система запуска дымовых гранат — по четыре пусковые установки справа и слева от пушечного ствола.
Кроме того, Т-64А оборудован совершенной системой противоатомной защиты, средствами навигации и пожаротушения.
...Как видите, современный танк гораздо совершеннее своих предшественников времен второй мировой войны. С ним не сравнится даже прославленная тридцатьчетверка. А уж о «тиграх» и «пантерах» и говорить не приходится.
И все же... все же как было бы хорошо, если бы такие мощные машины уже никогда бы не пошли в настоящий бой...
Автор В. Князьков, полковник в отставке |