Если спросить у американца, что он думает о налогообложении своей страны, то наверняка в восьми случаях из десяти, поморщившись, он промолчит или же ответит что-то вроде: «Лучше и не спрашивайте». Но если разговор все-таки состоится и американцу станет ясно, что его иностранный собеседник пытается понять налоговую систему США, то скорее всего ответом будет улыбка, дескать, уяснить такое под силу немногим.
Подобная реакция вполне объяснима. Трудно в мире найти человека, который был бы доволен налогами - этой вынужденной платой за порядок в стране. К тому же не везде одно автоматически влечет за собой другое. Мы у себя дома, например, налоги платим, а нужного порядка пока не ощущаем. В этом смысле американцам можно лишь позавидовать.
В то же время налоги были и остаются весьма чувствительной проблемой для американцев. Они, например, с гордостью вспоминают, что история их независимости началась, по сути, с протеста против несправедливого налога. Как известно, поселения в Северной Америке на территории нынешних США вплоть до последней четверти XVIII века были колониями Великобритании. К тому времени поселения почти перестали экономически зависеть от метрополии, оставаясь в то же время для нее источником доходов. Британское правительство, испытывавшее финансовые трудности, решило в 1773 году обложить население североамериканских колоний новым налогом — гербовым сбором. Он предусматривал оформление любого официального документа (прежде всего, договоров о коммерческих сделках) на специальной гербовой бумаге, за которую следовало уплачивать немалую сумму в пользу британской казны. Это вызвало взрыв возмущения на американском континенте, где справедливо полагали, что, коль скоро представители колоний отсутствуют в британском парламенте, он не имеет права облагать новыми налогами колонистов. Под лозунгом «Никакого налогообложения без представительства» они начали кампанию открытого неповиновения. В ответ английский король послал войска в Северную Америку. Началась война за независимость, в ходе которой колонии одержали победу.
Уже в наши дни налоговые проблемы в США, случалось, влияли даже на судьбу правительства. В 1980 году президент Дж. Картер в значительной степени из-за недооценки растущего недовольства населения непрерывно повышавшимися налогами не был переизбран на второй срок. Президент Билл Клинтон, предложивший заметно повысить налоги для сокращения огромного дефицита федерального бюджета, сталкивался с серьезными проблемами при воплощении проекта в жизнь. Американцы, как жители любой другой страны, проявляют недовольство какими-то сторонами налоговой политики, но традиционно они весьма уважительно относятся вообще к своему налоговому бремени.
В соответствии с конституцией право взимать налоги в США предоставлено органам местного самоуправления, правительствам штатов и федеральному правительству. Органы местного самоуправления собирают налоги с недвижимой собственности, и эти так называемые поимущественные налоги составляют свыше 80 процентов всех поступлений в местный бюджет. Средняя ставка такого налога в целом по стране составляет 1,5 процента в год от общей стоимости: если односемейный дом оценивается, например, в 100 тысяч долларов, то домовладелец ежегодно выплачивает налог 1500 долларов.
Каждый штат имеет собственную налоговую систему, которую полностью контролирует местное законодательное собрание без какого-либо вмешательства федерального правительства. До половины всех поступлений в казну штата составляют налоги с продажи товаров и услуг. Это фиксированная надбавка к розничной цене, причем размер налога непременно указывается на каждом торговом чеке или квитанции за услуги.
Средний налог с продаж в целом по стране составляет чуть более 4 процентов, но может заметно различаться в разных штатах, даже средних. В Нью-Йорке, например, при любой покупке (кроме большинства продуктов питания) на каждый уплаченный доллар приходится добавлять 8 центов, а за городской чертой — уже 6. В соседнем штате Нью-Джерси, куда ездят из центра Нью-Йорка по двухкилометровому тоннелю под рекой Гудзон, этот налог вообще не взимается с большинства товаров (кроме предметов роскоши, мехов и автомобилей). Легко понять, что многие нью-йоркцы с умеренным достатком предпочитают делать покупки в этом штате.
Надо сказать, что налоги на потребление, или иначе — косвенные налоги постоянно критикуются рядовыми налогоплательщиками. Однако власти стараются эти налоги сохранить, имея в виду несомненное достоинство — их просто собирать и уклониться от них невозможно.
В то же время механизм сбора других налогов, взимаемых штатами, например подоходных, довольно сложен, в частности, из-за высокой мобильности населения. Многие американцы живут в одном штате, а работают в соседнем. Подоходный налог, как правило, удерживают по месту работы, его размеры в соседних штатах могут заметно различаться (в шести штатах он вообще отсутствует), и из-за этого нередко возникают запутанные ситуации. Тем не менее подоходные налоги с населения и налоги на прибыль корпораций составляют примерно 35 процентов налоговых поступлений.
Федеральное правительство взимает единообразные налоги на всей территории страны, и это основная статья доходов (до 90 процентов) государственного бюджета. Главенствующее положение здесь занимают три налога: индивидуальный подоходный, налоги на социальное страхование и на прибыль корпораций. Кроме того, существует несколько акцизных (выборочных) федеральных налогов с продаж (на бензин, табачные изделия, алкогольные напитки) а также налог на наследство и дарения.
Индивидуальный подоходный налог выплачивают все, кто трудится в США. Этим налогом облагаются практически любые виды доходов: заработная плата, прибыль от предпринимательской деятельности, рента, дивиденды, пособия по безработице и т.д. Не подлежат обложению лишь "доходы от процентов, получаемых держателями некоторых видов ценных бумаг, выпускаемых правительствами штатов. Частично облагаются таким налогом пенсии и пособия по соцстрахованию.
Американцы в то же время имеют право на различные скидки при начислении подоходного налога. Так, все граждане США могут пользоваться так называемыми персональными вычетами, которые зависят от состава семьи и составляют чуть больше 2200 долларов на каждого ее члена — эта сумма вычитается из общего дохода, когда начисляется налог. Причем каждый год размер персонального вычета пересматривается с учетом инфляции.
Налогоплательщики также имеют право на, так сказать, целевые скидки. Разрешается, например, вычитать из общего дохода часть того, что тратилось на медицинское обслуживание, если эти траты превысили определенный уровень. За последнее время, правда, уровень этот значительно вырос, то есть скидка стала действовать при достаточно «дорогих» болезнях и реально не распространяется на наиболее массовые заболевания.
Еще одна налоговая льгота учитывает то, что подавляющее большинство американцев покупают жилые дома в рассрочку, используя особый банковский кредит. Он предоставляется на 30 лет, правда, под достаточно высокие проценты — примерно 10—12 процентов в год. Так вот, выплата этих процентов также вычитается из годового дохода при налогообложении. Эта скидка имеет принципиальное значение для миллионов семей. Известно, что примерно 60 процентов американцев - собственники своего жилья, как правило, индивидуальных коттеджей. Однако подавляющее число семей не в состоянии сразу оплатить стоимость дома. Достаточно сказать, что средняя рыночная цена типового коттеджа на одну семью составляет примерно 100 тысяч долларов, а годовой доход средней семьи из 4 человек — 36 тысяч долларов. Покупатель дома вносит первый взнос, как правило, 5 процентов от общей стоимости, а на остальную сумму берет банковскую ссуду и может справлять новоселье, получив дом в полную собственность. Затем домовладелец начинает выплачивать каждый год часть долга плюс процент за остаток кредита. В первые годы этот процент весьма велик (почти со всей суммы) и налоговая льгота очень ощутима.
Обратимся к примеру. Молодая семья со средним доходом 36 тысяч долларов в год внесла 5 тысяч за дом и взяла на 95 тысяч ссуду под 10 процентов годовых на 30 лет. В первый год нужно будет выплатить одну тридцатую оставшейся суммы, то есть 3167 долларов и плюс 10 процентов со всей ссуды, то есть 9500 долларов. Сложив эти две цифры, получим 12667 долларов — более трети годового дохода семьи. И здесь государство приходит на помощь: часть годового дохода, идущая на уплату процентов (в данном случае 9500 долларов), налогом не облагается.
Естественно, что по мере выплаты долга годовой процент на него уменьшается, а вместе с ним и необлагаемая часть дохода.
В годовом доходе не облагаются налогом также средства, уже выплаченные штатным и местным органам власти в виде налогов, а также пожертвования различным неприбыльным, главным образом религиозным и благотворительным организациям. Существуют другие налоговые скидки.
После всех разрешенных законом вычетов оставшаяся часть дохода облагается прогрессивным налогом по трем ставкам: 15 процентов — при. доходе до 36 тысяч долларов, 28 процентов — при доходе до 80 тысяч и 31 процент — при доходе свыше 80 тысяч долларов.
Второй по значению — федеральный налог на социальное страхование. Он взимается только с заработной платы (его иногда так и называют — налог на зарплату), причем в равных долях с самих работников и с работодателей. То есть налог на страхование платит за себя каждый работник, и такую же сумму платит за него (как и за всех других) предприниматель.
В 80-е годы прошлого столетия, когда снижение налогов стало главным лозунгом политической жизни США, налог на социальное страхование тем не менее повышался. Сегодня он составляет 7,9 процента, и для низко-и среднеоплачиваемых рабочих и служащих это близко к подоходному налогу или даже превосходит его. Однако рост налога на социальное страхование не вызывал серьезных протестов налогоплательщиков, так как весь он направляется на выплаты пенсий по старости, инвалидам, семьям, потерявшим кормильца, и другие подобные цели. Налоговые изъятия из семейного бюджета на социальное.страхование люди воспринимают как обеспечение своей старости, что, в общем-то, соответствует действительности.
В США существует несколько видов пенсий по старости с различным режимом налогообложения. Пенсия по системе социального страхования облагается подоходным налогом тогда, когда она превышает у одинокого человека 25 тысяч долларов в год, а если у пенсионера есть не получающая пенсию жена (это типичная картина — многие женщины не работали и пенсию не получают), то этот порог, не облагаемый налогом, поднимается до 32 тысяч долларов.
Существуют в США еще и так называемые частные пенсии, их выплачивают отдельные компании своим рабочим и служащим. Эти пенсии полностью облагаются подоходным налогом.
Наконец, еще одна форма пенсионного обеспечения — счет в банке (он напоминает наш срочный вклад), на который каждый работающий может ежегодно перечислять до 2 тысяч долларов, причем они подоходным налогом не облагаются. Суммы, накапливающиеся на таких счетах, можно вкладывать «в дело», и доход от таких инвестиций также не облагается налогом. Единственное условие: средства с личных пенсионных счетов можно изымать лишь по достижении владельцем возраста 59,5 лет.
Крупным федеральным налогом облагается нераспределенная (до выплаты дивидендов) прибыль предприятий и корпораций. С прибыли до 50 тысяч долларов в год взимается 15 процентов, от 50 до 75 тысяч — 25 процентов и сверх 75 тысяч — 34 процента.
Суммарный сбор федеральных налогов сейчас превышает 1,2 триллиона долларов. Непросто собрать такую сумму в стране, где насчитывается около 100 миллионов налогоплательщиков и около 15 миллионов независимых хозяйственных единиц с различной формой собственности. Нужно учесть еще и чрезвычайно высокий уровень правовой регламентации в этой сфере — федеральное налоговое законодательство, например, занимает 4 тысячи страниц текста. Поэтому небезынтересно познакомиться с механизмом уплаты федеральных налогов.
Система сбора налогов в США официально основана на принципе добровольности. Каждый, кто трудится, ежегодно заполняет налоговые декларации, с подробнейшим подсчетом полученного за год дохода и размера подоходного налога. В то же время закон недвусмысленно провозглашает, что отказ от добровольной уплаты налога или сокрытие части доходов влечет серьезное наказание вплоть до лишения свободы. Так что добровольность в данном случае следует, по-видимому, понимать в том смысле, что государство в лице финансовых органов не подсчитывает доходы граждан, а предоставляет им самим делать это, оставляя за собой право контроля.
На практике же у всех, кто работает по найму, предприниматели непосредственно из заработной платы и жалованья удерживают подоходный налог и налог на социальное страхование. При этом каждому работнику выдается квитанция с указанием зарплаты и удержанных налоговых сумм. Копии этих квитанций пересылаются в налоговое ведомство, а изъятые суммы переводятся на особые банковские счета, контролируемые министерством финансов. На таких счетах сейчас собирается около 70 процентов всех федеральных налогов.
Лица, предполагающие, что их годовой доход превысит 20 тысяч долларов, из которых 500 долларов или более поступит сверх зарплаты, обязаны ежеквартально выплачивать подоходный налог из этих сумм.
Ежегодно, не позднее 15 апреля, налогоплательщики окончательно рассчитываются с государством за истекший календарный год. К этой дате каждый налогоплательщик обязан заполнить и послать в адрес налогового ведомства итоговую декларацию («форма 1040») с подробными указаниями всех доходов, сделанных платежей и скидок, на которые он претендует. При отправке «формы 1040» налогоплательщик обязан погасить задолженность по подоходному налогу, если она существует. Если выплаченная налогоплательщиком сумма по ошибке превысит его обязательства перед государством, налоговое ведомство не позже, чем через 8 недель возвращает избыток. В отдельные годы такие возвраты составляют 6—7 процентов от общего налогового сбора.
Министр финансов США, в соответствии с федеральным законодательством, наделен высшими административными полномочиями в сфере налогообложения. Практически же сбор налогов осуществляет Служба внутренних доходов — СВД, которая входит в систему министерства финансов. Это мощное, разветвленное налоговое ведомство, в нем 9 региональных, 58 окружных (не менее одного в каждом штате) и более 900 местных отделений. Во всей системе СВД около 70 тысяч служащих, ее годовой бюджет в 1991 году составил 5,9 миллиардов долларов.
Ежегодно в адрес СВД поступает свыше 100 миллионов индивидуальных налоговых деклараций и отчетов корпораций. Эта информация вводится в компьютеры и тщательно проверяется. В частности, примерно один процент деклараций ежегодно подвергается детальной ревизии, причем, чем выше доход человека, тем больше у него шансов на такую проверку. От налогоплательщика могут быть затребованы финансовые документы, подтверждающие легальность получения тех или иных доходов. Согласно налоговому законодательству США, любые коммерческие сделки на сумму от 60 долларов, а также выплата дивидендов на сумму не менее 10 долларов на одного получателя должны документально подтверждаться. Помимо этого, налогоплательщик обязан представить документы, подтверждающие его право на различные налоговые скидки, о которых говорилось выше (например, медицинские счета, декларации об уплате штатных и местных налогов и т.д.).
Служба внутренних доходов, располагающая своим следственным аппаратом, наделена весьма широкими правами, вплоть до того, что может изымать в счет уплаты налога собственность гражданина, включая недвижимость. В то же время любые действия СВД могут быть опротестованы в судебном порядке. Такие дела в первой инстанции рассматривает специальный налоговый суд.
Умышленное уклонение от уплаты налогов считается в США тяжким преступлением и может повлечь за собой как крупный штраф (до нескольких десятков тысяч долларов), так и тюремное заключение сроком до пяти лет. В отдельных случаях, когда речь идет о систематическом утаивании особо крупных сумм, срок тюремного заключения может быть намного больше.
В 80-е годы большую озабоченность федеральных властей вызвало то обстоятельство, что в стране немалые суммы доходов систематически скрывались от обложения. Администрация и законодатели пошли было по пути расширения полномочий СВД, однако в последние годы это стало вызывать растущее недовольство населения. Отмечалось, что во многих случаях действия, разрешенные налоговому ведомству, усугубляемые к тому же некомпетентностью или злоупотреблениями чиновников СВД, противоречат конституционным правам граждан. Возникла необходимость более четкого законодательного разграничения прав и обязанностей сторон, и конгресс в конце 1988 года принял закон, неофициально названный «Билль о правах налогоплательщиков».
Хотелось бы отметить, что ныне действующая налоговая система России, которая вызывает немало нареканий, во многом походит на систему налогообложения США и других стран. Может быть, наша система и нуждается в серьезном совершенствовании, но, всмотревшись, можно увидеть ее разумные и конструктивные принципы, отрабатывавшиеся десятилетиями во многих странах и сегодня признанные во всем мире.
Автор О. Тихонов |