Воскресенье, 19.05.2024, 16:13 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
Авиа и Космос [30]
Арт [123]
Архитектура [0]
Бизнес и е-Бизнес [8]
Вестник Гондураса [23]
Видео [12]
ВНИИСПК [0]
Военная техника [13]
Военные хитрости [17]
Ворчалки [6]
Вылазки [6]
Деньги [2]
Дневники пользователей [0]
Еда [7]
Ж/Д техника [1]
Из истории [2]
Интернет [12]
Казусы [8]
Лохотрон [3]
Мирная техника [0]
Новости [14]
Оружие [9]
Прикольное [15]
Разная писанина [26]
Разные интересности [34]
Религия [1]
Скрипты для сайтов [99]
События [9]
Страшные сны [4]
Техноген [3]
Флот [23]
Хорошие вещи [2]
Календарь
«  Сентябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
 Блог
Главная » 2016 » Сентябрь » 11 » Амаравелла
08:57
Амаравелла

АмаравеллаДо начала 1980-х годов о художниках из группы «Амаравелла» ни у нас, ни за рубежом почти ничего не было известно, хотя группа организовалась в 1920-е годы в Москве, — узкий кружок молодых живописцев и графиков,    оказавшихся пионерами космического жанра в мировом изобразительном искусстве, основателями нового течения — космической фантастики в изобразительном искусстве.

«Амаравелла» складывалась постепенно с 1923 по 1926 год, а прекратила свое существование в один день, в начале 1930 года. Основателем группы был Петр Фатеев (1891—1971), еще до революции он создал первые в русском искусстве фантастические инопланетные пейзажи: «Небо с лучами», «Луна и ее отражения», «На планете двух солнц». Необычайно оживленная художественная жизнь Москвы рубежа 1910—1920-х годов позволяла ему активно выставляться.

Это было время всеобщих духовных поисков в среде русской интеллигенции, принявшей и обретения и трагические потери. Революция 1917 года обозначила для многих в России ось гигантского мировоззренческого переворота: под воздействием новейшей научной и философской мысли стала стремительно рушиться такая привычная и понятная, целиком «очеловеченная» в эпоху Средневековья геоцентрическая картина мира. Взору вдруг открылась вселенная Эйнштейна, Минковского, Резерфорда...

В недрах обширного общекультурного движения «русского космизма», «Амаравелла» представляла одно из своеобразных течений. В 1923 году на «Выставке пяти» в бывшем Музее изящных искусств в Москве Фатеев участвовал вместе с Борисом Смирновым-Русецким (родился в 1905 г.), который стал вторым участником складывающейся группы. Его графическое, по преимуществу, творчество было связано с традициями русского символизма: пластическими образами Виктора Борисова-Мусатова, лирикой Александра Блока, музыкой Александра Скрябина. Но ощущалось и воздействие авангарда: более всего — «духовного искусства» Василия Кандинского. Спустя год, с появлением необычайно одаренного Александра Сардана (Баранова, 1901—1974), виртуозного рисовальщика и тонкого пианиста-композитора, окончательно оформилось ядро группы. Он же стал и автором ее названия, в котором содержался своеобразный манифест. Для «посвященных» это экзотическое, загадочное слово открывало свои санскритские корни: «Ом», «Амаравити», «Урувелла». Так в нем можно было расслышать и древнее молитвенное восклицание, и название «обители бессмертных» в индуизме, и священной рощи Будды около Бенареса. Оно пробуждало фантазию и свидетельствовало об увлечении членов группы культурой древней Индии. В этом они открыто следовали за Николаем Рерихом, влияние которого вскоре перекрыло все остальные. Летом 1926 года, возвращаясь через Москву из трансгималайской экспедиции, этот уже всемирно известный мастер несколько раз встречался с членами «квадриги» — группы, в которую помимо Фатеева, Смирнова и Сардина входила актриса Руна (Вера Пшесецкая, урожденная Мантейфель), сохранившая от своего первого мужа, известного «оккультного» философа Петра Успенского мистическую настроенность, тяготевшая ко всему таинственному и загадочному.

Круг интересов этих молодых художников-космистов вполне естественно включал в себя различные области науки, техники, философии, связанные с изучением Вселенной, новейшими открытиями в области космофизики, астрономии, космотехники. Необычные для изобразительного искусства сюжеты отражали и современные разработки теорий Циолковского, и впечатления от стартов первых ракет Р. Годдарда и Г. Оберта, и чисто художественные попытки передать состояние невесомости, полета, космической беспредельности.

Первыми признаками грядущих бед стали в конце 1927 года участившиеся процессы над различными «мистиками»; священнослужителями и верующими, а также теософами, антропософами, розенкрейцерами.., В феврале 1930 года пришла очередь «Амаравеллы».

Новые удары по «Амаравелле» последовали еще через десять лет! На другой день после начала войны был арестован Смирнов-Русецкий, он провел в лагерях и ссылках 14 лет. А в 1942 году прямо с фронта был отправлен в «Гулаг» Шиголев, точное время и место его гибели неизвестны... Дорога «к звездам» для участников группы прошла через страшные земные тернии.

Культурное наследие «Амаравеллы» необычайно богато, хотя и неравноценно. Оно впитало в себя множество важнейших, противоречивых влияний огромной культурной эпохи, протянувшейся от 1910-х годов почти до наших дней. И уже потому этот своеобразный, целостный памятник отечественной культуры требует и знакомства со зрителем, и всестороннего изучения специалистов. В творчестве художников «Амаравеллы» воплотились сложнейшие мировоззренческие поиски «русского космизма» и его всемирные достижения и опыт изживания различных самых тонких и влекущих духовных соблазнов. И потому вполне заслуженно это наследие становится, наконец, нашим полноправным достоянием.


А. Сардан. Поэма Земли.


П. Фатеев. На планете двух солнц.

 

Автор В. Кленов
В заголовке картина Б. Смирнова-Русецкого "Облако"

Категория: Арт | Просмотров: 888 | Добавил: Mao | Теги: Амаравелла | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Логин:
Пароль:
Люди:
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700