На модели "Жучок" я предложил установить часто применяемый двигатель МК-12-В рабочим объемом 2,5 см3 ( см. статью).
Вполне вероятно, что некоторые читатели еще не имели с ним дела. Поэтому замечу — он может пригодиться и для моделей самолетов. Так что знать правила обращения с этими прецизионными устройствами не будет излишним.
1. Миниатюрные двигатели внутреннего сгорания — механизмы очень деликатные. Их следует обслуживать строго в соответствии с заводской инструкцией. Основное требование к работе — это чистота.
2. Самым важным этапом работы двигателей является обкатка. Хотя состав топлива, приготовляемого самостоятельно, приведен в конце статьи, все-таки лучше купить специальное топливо для обкатки двигателей с самовоспламенением.
3. Для обкатки сделайте специальное приспособление — "тормозную установку". Это попросту кусок фанеры толщиной приблизительно 15 мм с вырезом для двигателя, куда он крепится четырьмя болтами (винтами) МЗ с гайками и шайбами — обычной и обязательно пружинной!
За двигателем устанавливают топливный бак, трубку которого соединяют игелитовым или силиконовым шлангом с патрубком карбюратора. Бак закрепляют так, чтобы после наполнения его уровень топлива находился не выше продольной оси карбюратора.
Убедившись, что все элементы, (а особенно двигатель и воздушный винт на его валу) надежно закреплены, "тормозную установку" винтами или шурупами крепят к верстаку.
4. Во время обкатки устанавливают воздушный винт больший, чем при нормальной работе (при МК-12-В, например, диаметром 240х120).
5. Топливный бак наполняют с помощью медицинского шприца.
6. Отвертывают иглу карбюратора (примерно на 2,5—3 оборота).
7. Быстро закрывают пальцем левой руки воздушное сопло карбюратора и делают несколько оборотов (перехода поршня через верхнюю мертвую точку). Когда шланг наполнится топливо и на пальце появится его след, палец отпускают.
8. Приложив указательный палец по касательной к лопасти винта, резким движением заставляют винт вращаться. Прием повторяют несколько раз, пока двигатель не заработает.
9. Если двигатель "молчит", капают несколько капель топлива на поршень и прямо в карбюратор, повертывают компрессионный болт примерно на 1/8 оборота и повторяют пуск.
10. Если признаков сгорания нет опять, снова добавляют несколько капель топлива на поршень. Постепенно довертывая (самое большее на 1/8 оборота) компрессионный болт и одновременно энергично вращая винт, добиваются первых взрывов в цилиндре.
Все этапы работы следует выполнять очень осторожно. Если при вращении винт оказывает резкое сопротивление, операцию нужно обязательно прервать, поскольку это признак того, что контрпоршень находится слишком близко от поршня. Тогда следует отвернуть компрессионный винт на 1—1,5 оборота и повторить прием сначала.
11. Запустив двигатель, его работу регулируют иглой карбюратора и компрессионным винтом.
12. В период обкагки двигатель должен работать с пониженной скоростью.
13. Во время обкагки двигатель может работать непрерывно не более 3 мин. (общэя продолжительность обкатки - коло 1 ч).
14. Перед каждым пуском двигателю надо дать остыть.
Приводим состав топлив для авиационных двигателей с самовоспламенением.
Для обкатки:
50% эфира,
20% очищенного керосина (его можно купить в аптеке или в химическом магазине),
30% касторового масла или масла для двухтактных двигателей ("миксол", "люкс").
Для обычной эксплуатации:
30 % эфира,
40% очищенного керосина,
30 % касторового масла или масла для двухтактных двигателей.
По материалам журнала "Горизонты техники для детей" (Польша) |