Предлагаем вашему вниманию летающую модель на привязи с двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом 2,5 куб. см, например, типа МК-12 В. "Жучок" — так называется этот самолет. Он состоит из следующих частей (рис. А): фюзеляжа 1, узла привода 2, топливного бака 3, крыла 4 (прикрепленного резинкой 8), горизонтального стабилизатора 5, руля высоты 6, горизонтального стабилизатора 7, главного шасси 9 и полоза 10.
Фюзеляж 1 сделайте по рисунку Н из липовой доски 1.1 толщиной 10 мм, пенопластовой плиты 1.2 толщиной 10 мм (приклеиваемой клеем „викол") и сосновых реек 1.3 сечением 10 х 3 мм. В задней стенке липовой доски сделайте гнезда для соединения реек с передней частью фюзеляжа.
К передней части моторамы с двух сторон приклейте накладки 1.4 из фанеры толщиной 2 мм. Шасси 9, топливный бак 3, крыло 4, оперение 5, 6, 7 и хвостовой полоз 10 прикрепите в местах, показанных на рисунке С. Размеры передней части моторамы (ширину "а") подгоните к двигателю. Отверстия диаметром 3 мм служат для крепления двигателя, образующего в сочетании с воздушным винтом узел привода 2. Снизу к фюзеляжу прикрепите рычаг руля управления 1.5 (рис. О) в отверстии диаметром 3 мм, высверленном в фюзеляже. Для этого возьмите болт МЗ х 20 с шайбами и гайкой (рис. Н и I). Тяги привязи соедините с рычагом (рис. К и Е).
Крыло 4 (рис. В) сделайте из пенопласта. Оно прямоугольного очертания и склеивается из одиннадцати сегментов 4.1, вырезанных из пенопласта соответствующего профиля (рис. С). Для этого понадобятся специальный лобзик (например, такой) и соответствующий шаблон из тонкой фанеры. Техника работы показана на рис. А. В одном серединном сегменте крыла следует вырезать только верхнюю часть профиля, нижнюю же оставить прямоугольной. Затем сегмент дополнительно оклейте листом чертежной бумаги. Такие операции играют двоякую роль. Во-первых, усиливают крыло, прижимаемое в этом месте резинкой 8. Во-вторых, помогают правильно его установить: ось профиля должна совпасть с осью фюзеляжа и валика электродвигателя. Собирают крылья на простой монтажной доске (рис. Р), пользуясь клеем "викол" (видимо, вы уже знаете, что все клеи, разбавляемые нитро-растворителем, разрушают пенопласт). Крыло усильте передней рейкой 4.3 (сосновая рейка 5x5 мм), двумя лонжеронами 4.4 (сосновая рейка 5x3 мм) и рейкой обтекания 4.5 (сосновая рейка 10x3 мм) — рис. А и С.
К одному концу крыла приклейте направляющую тяг привязи 4.2 из фанеры толщиной 1,5 мм, а ко второму — 15-граммовый свинцовый груз, чтобы уравновесить вес лееров привязи. Тяги, сделанные из стальной проволоки, пропустите через отверстия диаметром 1 мм в рычаге, загните, обмотайте их тонкой медной проволокой и припаяйте. Тогда они будут закреплены очень прочно и не отогнутся. Второй конец лееров протяните через направляющую 4.2 и изогните по форме, показанной на рис. Е.
Горизонтальный стабилизатор 5 и руль высоты 6 также вырежьте из пенопласта — 5.1 и 6.1 толщиной 5 мм и усильте их приклеенными рейками 5.2 и 6.2 сечением 5x5 мм. Непосредственно за передней кромкой руля высоты прикрепите (точно перпендикулярно) сделанный из фанеры 2 мм рычаг 6.3. Вклейте его в продольное прямоугольное отверстие, сделанное надфилем в уже приклеенных накладках жесткости 6.4 (рис. I).
Соедините руль со стабилизатором полосками нейлоновой ткани (рис. М). Когда клей высохнет, приклейте к концу фюзеляжа сначала стабилизатор, потом средний рычаг руля управления соедините с рычагом руля высоты толкателем 1.6 из проволоки диаметром 2 мм (например, из велосипедной спицы, рис. К).
Длина толкателя должна быть подобрана так, чтобы при нейтральном положении рычага руля управления 1.5 (его продольная ось совпадает с осью фюзеляжа) руль 6 тоже принимал нейтральное среднее положение. Отклонения его вверх и вниз должны быть одинаковыми (в крайнем случае отклонение вверх может быть чуть больше).
Вертикальный стабилизатор 7 — такой же, как горизонтальный. Приклейте его вертикально (перпендикулярно к плоскости фюзеляжа) с отклонением около 70° относительно продольной оси модели — тыльная его часть должна находиться вне окружности, по которой будет передвигаться самолет (рис. С).
Тщательно отшлифовав детали модели, приступите к ее склеиванию. Лучше всего для этого взять тонкую гладкую цветную бумагу.
Смажьте поверхность модели клеем "викол" консистенции жидкой сметаны (по надобности разбавьте его водой) и наложите на нее тонкую бумагу; верхнюю и нижнюю поверхности крыла оклейте отдельными листами бумаги. Места, в которых бумага плохо прилегает, осторожно прижмите кисточкой.
Когда клей высохнет (примерно через 12 часов), все оклеенные по- верхности смажьте жидким клеем "викол". Чтобы крылья не коробились, их на это время следует прикрепить к монтажной доске. А чтобы крыло не приклеилось к доске, подложите под него полиэтиленовую пленку.
Через двое суток покрасьте за два раза модель лаком "хемосил" или подобным (помните: нельзя употреблять ни лак, ни краску "нитро").
Когда установите двигатель с воздушным винтом, приступайте к летным испытаниям модели. Лучше для этого дождаться безветренной погоды. При испытаниях пользуются стальными тросами диаметром 0,3— 0,4 мм длиной 15—16 м, но строго одинаковой. Их концы загните в окружность диаметром 5 мм, обмотайте их тонкой медной проволокой и запаяйте оловом — у вас получатся круглые "глазки". Глазки тросов прикрепите к булавкам: один к заканчивающим тяги (рис. А и Е), другой к выступающим из захвата, который держат в руке. Двигатель должен работать на максимальных оборотах.
Вы убедитесь, что "Жучок" очень хорошо летает и даже выполняет простые фигуры высшего пилотажа.
По материалам журнала "Горизонты техники для детей" (Польша) |