Долгое время не существовало материала, из которого можно было бы лепить, как из пластилина, но который в законченном изделии приобретал бы твердость обожженной глины. Не так давно этот материал появился.
Своим опытом работы с этим материалом делится преподаватель Пензенского политехнического института В. Шпаковский.
Копируя в миниатюрных игрушках мир взрослых, ребенок познает его. На протяжении веков игрушками служили уменьшенные копии реальных предметов: дома, корабли, фигурки человека и животных.
В начале прошлого века фигурки нередко отливали из олова и раскрашивали. Их делали из глины, дерева и даже из слоновой кости. Ныне дети сами могут делать игрушки, чаще всего из пластилина, папье-маше или обычной бумаги. Этим материалам, однако, не хватает прочности.
Новый материал — пластика — объединяет достоинства пластилина (тек же легок в работе) и глины (после тепловой обработки становится прочным и хорошо держит форму). В твердом виде пластика хорошо режется, пилится, сверлится или шлифуется наждачной бумагой. Тепловая обработка — это вовсе не прокаливание в печи для обжига керамических изделий, а всего лишь кипячение в кастрюле с водой или несильный нагрев в духовом шкафу. Завод «Добеле» в Прибалтике производит одноцветную пластику, а Черновицкая фабрика бытовой химии даже трехцветную.
Если ею не воспользоваться в течение года, пластика затвердеет, но утраченные свойства можно возвратить, для этого придется долго разминать материал с небольшой добавкой льняного или подсолнечного масла. Напротив, в чересчур мягкую и липкую пластику добавляют немного муки.
Чтобы окрасить белую или придать необходимый оттенок цветной пластике, понадобятся тюбики масляной краски «Художественная». Кусочки пластики разминают с небольшой добавкой краски. Перед этим пластику немного разогревают, чтобы она стала помягче: достаточно на время положить коробку с пластикой на батарею отопления, выставить коробку на освещенный солнцем подоконник или поместить в слабо нагретую духовку.
Начинать лучше с чего-то простого, например, с лепки «дам», одетых таким образом, чтобы ноги были скрыты одеждой.
Готовую фигурку проще всего отварить в кастрюле. Фигурку опускают в холодную воду и медленно (3— 5° С в минуту) доводят воду до кипения. Варят пластику около 20 минут, в зависимости от размеров, причем вода должна покрывать все изделие. Годится любая кастрюля, но лучше выделить для этого какую-то одну кастрюлю и не использовать ее для приготовления пищи. В то же время тепловую обработку не обязательно вести в кипящей воде. Поделку из пластики можно прокалить в духовке, нагретой до 80—100° С, разумеется, время обработки остается прежним.
Сложнее, если фигурка задумана «с ногами». Делать ее придется на проволочном каркасе. Части одежды накладывают спереди и сзади, тщательно обжимают и разглаживают. Старайтесь не делать лишней работы; так, если на ногах фигурки должны быть сапоги, можно не прорабатывать ступни. Толстый зимний тулуп целиком вырезают из плоского раскатанного куска пластики. Прорезав отверстия под рукава, тулуп надевают на фигурку. В этом случае руки лепят сразу, как рукава,— с меховыми опушками у кистей, а кисти в виде варежек или рукавиц.
Уже после того как фигурки из пластики прошли тепловую обработку, их дополняют деталями из других материалов, например, тонкого листового полистирола. Из него получаются тонкие и эффектные пояса, детали амуниции «солдатиков», отделки костюмов и вооружения. Накладные узоры на щиты воинов вырезают из тонкого картона толщиной 0,5—0,8 мм.
Готовые поделки из пластики обычно окрашивают. Перед окраской фигурку делают шероховатой.
Выкрасить фигурку можно гуашевыми красками, а затем окончательно отделать поверхность любым водоупорным лаком. Чтобы выкрасить фигурку иитроэмалью, придется прежде сделать грунтовку тонким слоем эпоксидиого клея. Получается стойкое и яркое декоративное покрытие, а изделие выглядит так, словно сделано из фарфора.
Красиво выглядит фигурка, окрашенная нитрокраской, в которую добавлено немного зубного порошка. Этот прием позволяет получить матовую поверхность и показать фактуру «ткани». Смесь быстро сохнет, к тому же не нужна предварительная грунтовка. Добавляя порошок в краску или уменьшая его количество, легко получить разнообразную цветовую палитру, пастельные, блеклые тона. Так имитируют бархат, сафьян, «сермягу», натуральную кожу или поверхность выделанной овчины. Узоры, нанесенные поверх такой раскраски краской без порошка, напоминают вышивку.
Из пластики, конечно, делают не только фигурки, но и всевозможные сувениры, например, эффектные модели морских судов, особенно старинных, таких, как неф или когг. Это сравнительно широкие суда небольшой длины с прогнутой палубой. Изготовить корпус такой модели из дерева гораздо сложнее, особенно если попытаться имитировать дощатую обшивку корпуса судна, выдолбленного из одного куска дерева. С пластикой хлопот меньше, особенно если не смачивать ее водой, как советует инструкция. К рукам и к дощечке для лепки она и так не пристанет, а вот соединения окажутся прочнее и останутся целы во время термической обработки.
Модель из пластики способна плавать. В этом случае надстройки делают облегченными, а в корпус для остойчивости закладывают баланс из дроби или рыболовных грузил. Настольная модель будет выглядеть красиво, если снабдить ее красивой подставкой из пластики и прозрачным футляром из оргстекла.
Любители железнодорожного моделирования смогут сделать миниатюрных пластиковых человечков, домики, различные станционные постройки.
Не менее эффектно выглядят старинные рыцарские замки. Детали стен и башен вырезают из раскатанных пластин, на которых штампуют линии кирпичной или каменной кладки. Для того чтобы имитировать кладку из необработанного камня, запасайтесь металлическими трубочками различного диаметра. Концы трубочек обжимают так, чтобы их отпечатки были не круглыми, а имели неправильную форму.
Стены и башни окрашивают из пульверизатора — подойдет нитрокраска, смешанная с зубным порошком. Аналогичным образом готовят матовую краску «под кирпич» для черепичных кровель.
Самые простые поделки из пластики — это игрушечные продукты: нанизанные на нитку сосиски, копченая колбаса, кексы (сверху их покрывают белой нитроэмалью), ватрушки, торты и пирожные. Украшая торт, обычную нитроэмаль комбинируют с той, в которую добавлен зубной порошок,— так получают «белковый» и масляный крем, шоколадную глазурь, разноцветные цукаты. Аппетитно смотрятся жареные куры и гуси, которых подольше держат в духовке, чтобы они сильнее «подрумянились». Из пластики можно изготовить практически любые «продукты» для игрушечного магазина.
Возвращаясь к декоративным изделиям, вспомним о подсвечниках. Возможный вариант подсвечника из пластики показан на рисунке в конце статьи. Особое внимание уделяют витой ножке.
Из пластики можно создавать не только игрушки по своему вкусу, этот материал пригодится и для технического творчества.
Модель когга делают так. Раскатывают пластину толщиной 4—5 мм. Выкройка корпуса достаточно проста, чтобы переносить ее на лист пластики, что называется, на глазок. Выкройку покрывают линиями, имитирующими дощатую обшивку — для этого пригодится металлическая линейка. Соединив как можно прочнее оконечности судна, осторожно растягивайте и разминайте пластику у модель-шпангоута (в середине судна), придавая бортам характерную «пузатую» форму. На этом этапе для корпуса потребуется подвеска из марли. Она поможет сохранить правильные очертания раздавшихся при лепке бортов и спасет корпус от деформации во время тепловой обработии. Толщина стенок корпуса невелика, поэтому его опускают сразу в горячую воду. Внутрь заложите балласт из рыболовных грузил или дроби, чтобы надежно удержать легкий корпус судна под водой. Все детали палубы и надстроек вырезают отдельно.
Их внешний вид должен по возможности соответствовать реальности. Помощь окажут публикации или наборы открыток по истории кораблестроения. Детали надстройки также расчерчивают, чтобы получить линии досок или другие узоры, подвергают тепловой обработке и приклеивают к корпусу с помощью эпоксидного клея. Палубу набирают из досок, вырезая их из картона толщиной 0,5 мм или плотной бумаги. Мачту и реи для крепления паруса устраивают из реек, камышинок или толстых соломинок. Рей осторожно расщепляют лезвием бритвы и вставляют в расщеп кромку паруса, смазанную клеем. Парус проще всего сделать из ватмана, впрочем, эффеитнее выглядит тонкий шелк или батист. Снасти — немаловажная деталь, определяющая внешний вид судна. Скрученные нити — тонкие или толстые (суровые) — имитируют смоленые (черного цвета) и пеньковые (светло-коричневые или серые) канаты.
Оптимальный рост фигурки — не более 10—15 см. Работа над скульптурой, даже такой маленькой, как, например, солдатик, начинается с эскиза. Удобно нарисовать две-три проекции в масштабе 1:1, чтобы наглядно представить все особенности и детали. В работе помогут рисунки, фотографии из книг и журналов. Следующий этап — это изготовление проволочного каркаса. Для этого проволоку складывают вдвое (подойдет латунная, медная или алюминиевая проволока диаметром 0,6—1 мм) и с помощью плоскогубцев и пинцета скручивают так, чтобы получилась основа для ног, туловища, головы и рук. Для большей прочности заготовку обматывают проволокой потоньше. Концы проволоки подгибают внизу и закрепляют гвоздями на основании из кусочка фанеры.
Остов фигурки оборачивают кусочками размягченной пластики, при этом тщательно заглаживают все стыки и стараются прочно соединить отдельные части. Поскольку размягченная пластика все же жестче пластилина, ее излишки срезают обломком бритвы.
Отдельно лепят голову и кисти рук, тщательно соблюдая анатомические особенности. Только после того как удалось добиться необходимого качества, их устанавливают на место. Голову и лицо формируют из одноцветной массы с помощью стеков. Крылья носа и ноздри обозначают шилом или обыкновенной спичкой. На месте зрачков оставляют маленькие углубления, которые заполняют краской.
Сложные костюмы времен Людовика XIV, отягченные обилием складок, лент, бантов и кружевных оборок, сделать не так трудно. Все детали готовят отдельно и накладывают на фигурку, исходная форма которой в этом случае может быть почти произвольной. Многие детали пышного костюма выдавливают стеками, прорезая углубления скальпелем или проделывая их небольшой отверткой. Если фигурка изображает воина, одетого в кольчугу, то понадобится тонкая трубочка, кончик которой стачивают в виде полумесяца.
Попробуйте повторить фигурку женщины в старинном русском костюме. Начинайте с пустотелого конуса высотой около 10 см, чтобы облегчить фигурку и сэкономить материал, к конусу крепят голову, головной убор, душегрейку с «меховой» опушкой, руки и косу. Детали должны соединяться прочно! Лишь убедившись в этом, головной убор и всю фигурку накрывают сзади покрывалом. Покрывало получают, раскатав кусочек пластилина в лепешну толщиной 2 мм. На покрывале, как и на платье, обозначьте складки. Для этого удобно воспользоваться стеками, которыми обычно работают с пластилином. Завершают работу варка и раскрашивание. |