Перед вами трактор «Микрон». Он необычен прежде всего тем, что двигатель у него расположен не на раме, а на... рулевой колонке! Передние колеса одновременно и рулевые и ведущие. В этом залог высокой маневренности и проходимости машины. Размещение двигателя на рулевой колонке значительно упрощает конструкцию: во-первых, отпадает надобность в сложной, дорогостоящей трансмиссии, и поэтому рама становится очень простой; во-вторых, блокировка мотора с колесами позволяет сосредоточить все важнейшие агрегаты трактора в одном месте — значит, упрощаются и монтаж, и эксплуатация, и ремонт двигателя.
«Микрон» универсален. Он может перевозить различные грузы в прицепной тележке, корчевать небольшие пни, вытаскивать из земли камни. А если мини-трактор оборудовать небольшими прицепными устройствами: плугом, бороной, картофелесажалкой, — он станет незаменимой машиной в приусадебном хозяйстве.
Итак, что же нужно для изготовления «Микрона»? Прежде всего колеса и двигатель мощностью 6—8 л. с. Мы использовали колеса и двигатель от мотороллера «Вятка». Это, пожалуй, самое дешевое из того, что можно предложить. А вообще подойдут любые колеса и двигатели от других мотороллеров и мотоциклов.
Теперь о том, как устроен «Микрон». Начнем с ходовой части.
Мотоблок состоит из трех узлов: вилки колесного блока и моторамы.
Рис. А. Вид сбоку. Рис. Б. Вид спереди.
Рис. 1. Передняя вилка: 1 — тавровые профили, 2 — пластина, 3 — перемычка, 4 — упор-ограничитель, 5 — ось.
Рис. 2. Колесный блок: 1 — ось колес, 2 — болт крепления оси, 3 — ступица, 4 — диск колеса, 5 — шайба, 6 — баллон, 7 — болт крепления диска (М10), 8 — подшипник, 9 — болт М10, 10 — распорная втулка, 11 — ведомая шестерня.
Рис. 3. Моторама: 1 — основание моторамы, 2 — шайба под ось вилки, 3 — переходник, 4 — пластина нижнего кронштейна, 5 — ложемент, 6 — верхний кронштейн, 7 — ось руля, 8 — нижний разъемный кронштейн.
Вилка (рис. 1) представляет собой сварную конструкцию, составленную из горизонтальной стальной полосы сечением 50х12 мм, двух тавровых профилей для крепления оси колес и вертикальной оси с посадочным местом для радиально-упорного шарикоподшипника № 36307. Там же сверху, на левом плече полосы, приварены еще два элемента: упор-ограничитель из уголка 32х32 мм и перемычка (о их роли мы скажем ниже).
Между таврами вилки расположен колесный блок (рис. 2). Он несложен: два колеса прикреплены к самодельной ступице болтами (вентили камер снаружи).
На левом колесе длинными болтами закреплена ведомая шестерня. (Количество зубьев у нее должно быть в 2,5 раза больше, чем у ведущей звездочки двигателя.). К вилке колесный блок прикреплен двумя болтами. Отверстия под болты в таврах продолговатые, чтобы можно было периодически подтягивать ослабевшую цепь.
Моторама (рис. 3) сварена из нескольких труб квадратного сечения 40х40 мм, главные из которых — ложемент и основание. На ней крепится двигатепь ВП-150. Это сравнительно легкий и, что важно, довольно компактный мотор, мощности которого (на первой и второй передачах) вполне достаточно для выполнения любой работы на приусадебном участке. Двигатель подвешен на ложементе на двух специальных кронштейнах. Обратите внимание, как он расположен на мотораме: звездочка отбора мощности находится слева, как раз над ведомой шестерней колесного блока. Здесь же, на ложементе, установлены глушитель с выхлопной трубой и небольшой топливный бак. Топливо самотеком поступает в карбюратор, расположенный на двигателе слева.
Сверху к ложементу приварена перекладина — труба диаметром 32 мм. Она служит одновременно местом крепления рукоятки переключения передач и осью вращения руля. Руль на "Микроне" сделан в виде трапеции, выгнутой из стальной или дюралюминиевой трубки, концы которой шарнирно соединены с перекладиной. Особенность руля в том, что он может поворачиваться вокруг горизонтальной оси на 180°. Благодаря этому стоит перевести руль вперед — на другую сторону мотоблока — и развернуть его вокруг вертикальной оси, и трактор сможет двигаться задним ходом (своей задней передачи у двигателя ВП-150, как известно, нет). А чтобы при развороте силовая цепь не задевала лонжерон рамы, на вилке приварен упор-ограничитель, о котором говорилось выше.
Рис. 4. Устройство трактора: 1 — передняя вилка, 2 — глушитель, 3 — топливный бак, 4 — моторама, 5 — тросик газа, 6 — ручка газа, 7 — руль, 8 — рукоятка переключения передач, 9 — место для двигателя, 10 — тросик сцепления, 11 — рычаг сцепления, 12 — тормозной барабан, 13 — лонжерон, 14 — сиденье, 15 — опорная пластина, 16 — ферма, 17 — задняя ось, 18 — ступица и ось левого колеса, 19 — вилка для прицепов, 20 — подножка, 21 — корпус рулевого подшипника, 22 — подшипник, 23 — шайба, 24 — тормозной рычаг.
Рама упрощенной конструкции (рис. 4). Ее главный силовой элемент — стальной лонжерон — труба диаметром 56 мм (толщина стенки 4—6 мм). Лонжерон воспринимает основные нагрузки при движении «Микрона», поэтому он должен быть прочным.
Ферма, соединяющая заднюю ось трактора, лонжерон и сиденье водителя, сварена из уголков 32х32 мм.
Сиденье собрано из дощатого основания, амортизатора (поролон, пористая резина). Обтянуто оно дерматином. К опорной пластине рамы сиденье привернуто шурупами.
Задняя ось — тоже труба диаметром 56 мм. На ее среднюю часть опирается ферма, на концах установлены оси колес. Правое колесо — тормозное, поэтому ось и ступица его отличаются от таких же деталей левого колеса. В качестве тормоза взят колодочный тормоз от «Вятки».
Для прицепных агрегатов к задней оси «Микрона» приварена вилка.
Сборку деталей и узлов мини-трактора начинайте с рамы. Сначала к лонжерону и задней оси приварите детали уголковой фермы. Чтобы укрепить заднюю часть фермы, сварите соприкасающиеся полки уголков, и у вас получится прочный швеллер. Сверху к ферме прикрепите опорную пластину, а к ней — сиденье.
В концевые отверстия задней оси вварите оси колес и посадите на них ступицы с редиально-упорными шарикоподшипниками. Затем там же, на задней оси, шарнирно соедините тормозную педаль с приводом тормоза правого колеса. Наденьте на ступицы колеса и отрегулируйте их. Проверьте работу тормоза.
Когда к переднему концу лонжерона приварите корпус рулевого подшипника, сборку рамы можете считать законченной.
Теперь беритесь за изготовление передней вилки. Приварите к пластине ось, перемычку и упор-ограничитепь. Потом соедините сваркой тавровые профили и пластину.
Далее очередь за колесным блоком. К ступице-трубе приварите две шайбы с таким расчетом, чтобы между колесами оставался 10-миллиметровый зазор. Вставьте ось колес в ступицу и запрессуйте между ними по радиалько-упорному шарикоподшипнику. Затем длинными болтами прикрепите к левой шайбе колесо и ведомую шестерню (не забудьте надеть на болты распорные втулки. Они должны обеспечивать зазор не менее 10 мм между пневматиком и силовой цепью шестерни). Ко второй шайбе прикрепите правое колесо.
Последний крупный узел — моторама. Приварите к ее основанию короткий переходник, а уже к нему — ложемент. К этим трем элементам прикрепите и пластину нижнего кронштейна. Установите в нем шейку корпуса выходного вала двигателя, а затем к приливу картера приверните болтом верхний кронштейн и приварите его по месту к ложементу. Снизу к основанию моторамы приварите шайбу с отверстием под ось передней вилки.
Теперь приступайте к соединению всех узлов в единое целое.
Рулевой подшипник наденьте на ось вилки, сверху — шайбой на ось — поставьте мотораму. Строго вертикально зафиксируйте эти узлы и сваркой соедините соприкасающиеся края основания моторамы и перемычки вилки. Получится единый мотоблок: повернете мотораму — повернется и вилка с колесами.
К верхнему концу ложемента приварите ось руля, а затем присоедините к ней и руль. Он должен свободно поворачиваться вокруг оси. Ложемент и руль оборудуйте глушителем, топливным баком, рукояткой переключения передач, ручкой газа с тросиком и рычагом сцепления с тросиком.
Сядьте на сиденье и подберите удобное для вас положение подножек, приварите их к лонжерону. Все сварочные швы хорошо зачистите и покрасьте трактор. Заводите его — и за дело! Надеемся, «Микрон» не подведет вас.
Рисунки В. Родина и автора |