Эти материалы широко используются не только в промышленности, но и в моделировании, макетировании, оформительском деле. Они обладают хорошей тепло-звуко- и электроизоляцией, легко обрабатываются. Правда, работа с ними имеет свои особенности.
Пенопласт, например, хорошо режется ножом, стамеской, легко пилится лобзиком, точится на станке, зачищается наждачной бумагой. Однако наиболее рациональный прием его обработки — резание тонкой проволокой, разогретой электрическим током. Горячая проволока, расплавляя материал, оставляет чистый, аккуратный срез. Работу начинают с раскроя материала на заготовки размером, близким по форме к изделию. Чтобы очертания получились четкими, следует пользоваться шаблонами из картона. На заготовке их закрепляют булавками, как показано на рисунке 1.
Если все участки рисунка прямолинейные (например, при вырезании шрифтов для оформительских работ), заготовку режут по металлической линейке.
Из пенопласта можно изготовить багет для окантовки картин и фотографий. Но для этого потребуется сначала сделать несложное приспособление, показанное на рисунке 2. Для него подбирается проволока диаметром 0,7—0,8 мм от реостатов или от электронагревательных приборов. Проволоку изгибают в соответствии с профилем будущего багета. Для ее разогрева применяют ЛАТР, например, типа РНШ. В местах, где проволока проходит сквозь древесину, ее пропускают через керамические изоляторы или обматывают асбестовым шнуром.
Багет можно украсить рельефным орнаментом. Для этого через определенные интервалы к нему прикасаются разогретой проволокой, изогнутой по форме изображения соответствующего участка орнамента. Изогнутой по определенному контуру проволокой можно воспользоваться и в качестве «штампа» для вырезания одинаковых элементов, например, звеньев для елочной гирлянды.
При помощи нагретой проволоки и простого приспособления, изображенного на рисунке 3, пенопласту можно придать форму тела вращения. Сложные поверхности целесообразно обрабатывать не сразу, а в два-три приема.
Из пенопласта можно изготовить головы и руки кукол для школьного театра, декоративные и жанровые композиции, рельефы и даже скульптурные портреты. В этом случае пользуются отрезками проволоки, изогнутой в виде различных петель (рис. 4). Самым удобным приспособлением послужит прибор для выжигания по дереву. Без такого инструмента не обойтись при работе над моделями со сложными обводами корпусов, а также при изготовлении приборных щитков веломобилей и лицевых панелей радиоэлектронной аппаратуры.
Пенопласт отлично обрабатывается давлением. Эта операция чаще применяется на заключительных этапах работы при отделке изделия. В качестве инструмента применяют скульптурные стэки и давильники (см. рис. 5).
Для придания изделию особой фактуры применяют фасонные инструменты. Так для обработки пенопласта под натуральный камень применяют инструмент, показанный на рисунке 6а, для получения сложных фактур используют гребенки и металлические кисти (рис. 6б), а для имитации шва кирпичной кладки используют желобок (рис. 6в).
Обкатывание — еще один вид обработки пенопласта давлением. Этим способом получают поверхности, близкие по форме к удлиненному цилиндру или конусу. Примером таких изделий могут служить стержни, ручки для удочек и поплавки. Работу начинают с подготовки заготовки, близкой по форме к будущему изделию. Затем ее помещают между двумя дощечками и начинают раскатывать, сначала со слабым, потом сильным нажимом. Работа пойдет успешнее, если рабочие поверхности дощечек оклеить мелкой наждачной бумагой.
Толстые листы пенопласта изогнуть трудно. Но работа пойдет быстрее, если пенопласт сначала нагреть в кипящей воде. Затем его вынимают, быстро изгибают в намеченном месте и удерживают в таком положении до затвердения. В тех случаях, когда требуется получить несколько изгибов или придать заготовке определенную форму, целесообразно применять простейшие приспособления, показанные на рисунке 7.
Пенопласт можно склеивать различными клеями: ЭПУ (эпоксидной смолой), БФ-2, резиновым клеем, водоэмульсионной краской. Однако наилучший клей — ПВА, он прочно соединяет детали и не оставляет следов на стыках. Помните: нельзя пользоваться такими клеями, как суперцемент, клей для кожи, «Момент» и 88Н — они растворяют пенопласт. Качество клеевого шва будет лучше, если детали после склейки плотно прижать друг к другу и зафиксировать грузом. В местах, где это сделать затруднительно, детали скрепляют при помощи шпилек из отрезков проволоки или из заточенных спичек. После склеивания шпильки остаются внутри изделия. Можно скреплять детали обычными булавками. После высыхания клея булавки вынимают.
Отделка изделий из пенопласта чаще всего сводится к покрытию его различными красками. Поскольку это материал пористый, для получения гладкой поверхности изделие шпаклюют, зачищают наждачной бумагой и лишь после этого окрашивают. Шпаклевка готовится из олифы и мела (зубного порошка) или мела и клея ПВА. Для лучшего качества шпаклевки мел до полного удаления влаги прокаливают на металлическом листе. Зашпаклеванное изделие сушится несколько дней. По краске можно нанести тонким слоем масляный лак, например ПФ-283.
На пенопласт очень хорошо ложится водоэмульсионная краска. В нее можно добавить гуашь и получить нужную цветовую палитру. Однако этот способ цвета дает матовые. Для получения более интенсивных иногда используют нитроэмали. Покрывать пенопласт нитрокрасками без грунтовки нельзя — при контакте с такими красками пенопласт растворяется. Поэтому изделие надо тщательно покрыть водоэмульсионной краской в два-три слоя. Заключительный красочный слой может состоять примерно из 50% нитроэмали и 50% лака НЦ-222. После окончательной сушки окрашенная поверхность полируется мягкой тряпочкой с полировальной пастой.
Поролон относится к пористым эластичным материалам. Его характерные свойства и определяют его применение. Чаще всего его используют для изготовления детских игрушек (рис. 8), элементов декорации и кукол для школьного театра, деталей карнавальных костюмов, настенных панно и ковриков, всевозможных декоративных подушек, грелок для чайников, а также предохранительных чехлов для измерительных и оптических приборов.
Тонкие листы поролона легко режутся ножницами. Можно резать и по линейке ножом, сильно прижимая ее к материалу. Поролон, как и пенопласт, хорошо обрабатывается разогретой металлической проволокой. Однако здесь приемы обработки отличаются от работы с пенопластом. Например, для получения жгутов фасонного профиля предварительно нарезанные полосы материала протаскиваются через проволочную петлю.
Для склеивания поролона применяют: клей ПВА, резиновый, «Момент» и 88Н. Однако качественных склеенных соединений достичь трудно — клей по порам быстро проникает вглубь, и при высыхании твердеет толстый слой.
Советуем пользоваться загустевшим клеем. Наносить его надо на обе соединяемые поверхности, но сушить изделие следует без сдавливания.
Детали из поролона можно сшивать между собой нитками или нашивать на подкладку из плотной ткани. Заготовки толщиной — 2—2,5 см прошивают на обыкновенной швейной машинке. Перед работой ее нужно подготовить: слегка ослабить натяжение верхней нити, а на игольную пластину и сверху на поролон под лапку положить бумагу. Тогда зубчатая рейка машины будет лучше продвигать материал. Для выполнения прямых строчек пользуются бумажной лентой. Если выполняется декоративный стеганый рисунок или заготовка сшивается по сложному контуру, пользуются калькой, через которую хорошо видны линии разметки и контуры деталей. После выполнения строчек бумага выдергивается из-под стежков.
Толстые заготовки лучше соединять при помощи шнурка или декоративного поролонового жгута, продернутого через отверстия на краях заготовок (см. рис. 9). Такие отверстия проплавляют горячим прутом или просекают острозаточенной стальной трубочкой.
Для декоративно-художественных работ поролон красят в различные цвета. Небольшие поверхности можно выкрасить в растворе чернил «Радуга» в ацетоне. В раствор следует добавить немного мебельного лака НЦ-222 или НЦ-228. Заготовку погружают в краску и тщательно мнут для равномерности проникновения красящего состава по всему объему. Затем заготовку отжимают и подвешивают сушиться. Чтобы поролон после полного высыхания не красил другие предметы, его промывают под струей воды и стирают с мылом. Учтите, что при таком способе крашения интенсивность цвета снижается. Если изделие объемное, то целесообразно воспользоваться красителями, которые рекомендуются для домашнего крашения тканей. В этом случае покраска ведется в соответствии с инструкцией, приведенной на упаковке. Чтобы случайно не испачкать окружающие предметы, заготовки, вынутые из раствора, отжимают в полиэтиленовом пакете. Пакет при этом перевертывают вниз открытой стороной. Когда не требуется сохранить пластичные свойства материала (например, для театральных декораций), можно использовать для окраски поролона нитроэмали или водоэмульсионную краску, смешанную с гуашью.
Приспособления для резки. Их известно много. Мы остановимся на одном, конструкция которого, по нашему мнению, больше других подходит для художественного, технического и оформительского творчества.
Приспособление показано на рисунке 10. Его габаритные размеры 100х60х35 см. Сверху на основании — деревянной раме 1 закреплен лист гладкого дюралюминия 2 и две стойки 3 (одна П-образной, другая Г-образной формы). На стойки надеты подвижные хомутики 4, которые фиксируются в нужном положении при помощи винтов с фасонными головками. Между хомутиками горизонтально натянута проволока 5. Для удобства регулирования положения проволоки по высоте на стойках закреплены измерительные линейки. Вертикальная проволока 6 натянута между П-образной стойкой и основанием. На основании устанавливается и направляющая планка 7 — ее можно передвигать и фиксировать в нужном положении фасонными гайками. Гайки навернуты на резьбовые части скобы, установленной под основанием, как показано на рисунке 11.
Цепочка отверстий диаметром 0,8 мм, выполненных с шагом 5 мм, служит центрами для вырезания окружностей и дуг заданного радиуса. Чтобы вырезать заготовку по окружности, материал протыкают насквозь длинной булавкой, острие которой фиксируется в одном из отверстий цепочки. Далее разрезаемый материал плавно поворачивают вокруг булавки (см. рис. 12). В качестве режущего инструмента используется нихромовая проволока от электроплитки. При нагревании проволока заметно удлиняется. Чтобы она не провисала, в приспособлении предусмотрены специальные устройства. Горизонтальная нить натягивается обыкновенной пружиной (см. рис. 13), а устройство для натяжения вертикальной нити показано на рисунке 14. Изолирующими элементами служат керамические бусы от бытовых электроприборов.
Приспособление оснащено двумя тумблерами. Один из них служит общим выключателем, другой переключает электрический ток с вертикальной на горизонтальную проволоку. Для подключения электроосветительной сети на основании установлены две клеммы. В цепь питания включается регулятор напряжения РНШ. Для удобства хранения стойки сделаны съемными (на гайках-барашках), а электропроводка легко разъединяется.
Рисунки Н. Кирсанова |