Зверобой и Чингачгук — отважные герои романов Фенимора Купера — знакомы многим из вас. Не раз в своих опасных приключениях они настигали врага и ускользали от преследования на быстром и легком каноэ. Вы можете сами сделать такую лодку из доступных материалов.
Вам потребуются ровные прутья орешника или рябины диаметром около 10 мм для обшивки каркаса, многослойная водостойкая фанера толщиной 20 мм и прочная парусиновая ткань, которой обтягивается корпус лодки. Вместо прутьев можно использовать сосновые рейки сечением 5х10 мм.
Основанием каркаса служит киль, который состоит из двух досок (рис. 2) сечением 2,5х10 см и длиной 380 см. Эти доски соединены между собой промежуточными деревянными планками 7 толщиной 2 см и длиной 5 см. Планки располагаются между килевыми досками с интервалом в 20—30 см, при этом расстояние от крайних планок до торца киля составляет 10 см. Килевые доски и планки скреплены между собой шурупами.
На собранном киле устанавливаются семь шпангоутов, изготовленных из многослойной водостойкой фанеры (рис. 1 — 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8). Высота всех шпангоутов, за исключением крайних, 50 см. Для облегчения шпангоутов в них прорезаются большие отверстия произвольной формы, при этом расстояние между краем отверстия и стороной шпангоута должно быть не менее 5 см. Углы шпангоутов, формирующие дно лодки, имеют скругление радиусом 10 см. Для установки шпангоутов на киль в нижней их части строго посередине делается вырез высотой 10 см. Ширина выреза соответствует толщине киля и должна обеспечить плотную, без люфта, посадку шпангоута на киль. Центральный шпангоут 5 устанавливается точно на середине длины киля. Положение остальных шпангоутов указано на рисунке. Два крайних шпангоута — 2 и 8 — имеют эллипсоидную форму, высота их 90 см и ширина 35 см. В верхней и нижней точках этих шпангоутов делаются прорези, куда вставляются носовая и кормовая пластины 1, 9, формирующие нос и корму лодки. Размеры и форма этих пластин указаны на рисунке. Нижние части пластин длиннее верхних на 10 см, что позволяет надежно укрепить их в торцах киля с помощью шурупов. Пластины вырезаются из такой же фанеры, что и шпангоуты, либо из еловых досок.
Установленные на киле шпангоуты и носовые пластины обшивают стрингерами (рис. 2). Заготовленные для этого прутья орешника или сосновые рейки подержите в горячей воде около 30 минут для придания им гибкости.
Начиная с верха, стрингеры располагаются горизонтально, с интервалом 8—10 см друг от друга. Если длина заготовленных прутьев недостаточна, их можно наращивать, срезав соединяемые концы на ус и обмотав их крепкой бечевкой виток к витку. Однако два верхних боковых стрингера желательно сделать из еловых реек сечением 20х10 мм и длиной, достаточной для крепления их к носовой и кормовой пластинам. Концы стрингеров, укрепляемые на носовой пластине, срезаются на ус (рис. 4). Стрингеры крепятся к шпангоутам и пластинам гвоздями. С нервюрами (рис. 3), формирующими обтекатели носа и кормы лодки, стрингеры соединяются заклепками. Чтобы стрингеры не растрескивались, просверлите в них сквозные отверстия под гвозди, прежде чем прибивать. При установке заклепок их концы откусываются на расстоянии 2—3 мм от поверхности лонжерона. На выступающий конец заклепки надевается шайба, после чего этот конец расклепывается небольшим молоткам. Головка заклепки поддерживается при этом более массивным молотком.
Готовый каркас обтяните водонепроницаемой тканью. Можно использовать обычный брезент, прорезиненную ткань либо ткань «серебрянку».
Перед натягиванием ткани тщательно осмотрите весь корпус лодки и наждачной бумагой устраните все неровности, способные повредить ткань. Ткань берется целым куском либо сшивается из кусков так, чтобы продольный шов находился под килем лодки. Швы должны быть двойные.
От того, насколько аккуратно и ровно будет натянут брезент, во многом зависят ходовые качества лодки. Лучше всего натягивать ткань втроем. Лодку переверните вверх килем и установите на подставках. Два человека становятся у носа и кормы лодки и растягивают брезент так, чтобы его середина находилась ровно вдоль киля. Третий прибивает брезент к килю по всей его длине. Затем брезент растягивается в поперечном направлении и прибивается к стрингерам в местах крепления их к среднему шпангоуту 5. Далее брезент прибивается к верхним боковым стрингерам 3, для чего его края складываются вдвое, образуя кайму шириной около 2 см. Спереди и сзади по продольной оси лодки брезент надрежьте так, чтобы полученными концами можно было обтянуть нос и корму. При этом края брезента подворачиваются, как и на боковых стрингерах. К торцам носовой и кормовой пластинок брезент прижимается планкой полукруглого сечения (рис. 5). С внешней стороны днища вдоль киля и нижних стрингеров прибиваются рейки, предохраняющие брезент при трении лодки о песок. Боковые стрингеры соединены между собой тонкими рейками или прутьями орешника, плотно прилегающими друг к другу.
Натянутый брезент покрасьте тремя слоями масляной краски. Последний слой можно сделать декоративным, разрисовав лодку, как вам понравится.
Сиденья в лодке могут быть произвольной конструкции. Располагаются они так, что шпангоуты служат опорой для спинки. В каждом отсеке лодки уложите на дно решетку из прутьев. Рукоятки весла сделайте из гладко оструганной палки диаметром 3 см и длиной не более 1 м. К одному из концов рукоятки крепится перпендикулярно отрезок палки такого же сечения, длиной 6—7 см. На другом конце укрепляется дюралевая лопасть размером 15х30 см.
Построенная вами лодка сможет принять четырех человек и при аккуратном обращении способна выдержать длительное плавание.
Рисунки А. Матросова |