Высокое стройное дерево с корой, отливающей красной медью, можно встретить почти на всех широтах нашей страны.
Песчаную и болотистую почву, жаркий и холодный климат сосна принимает с редким благодушием.
Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола и корни — все это так же, как и древесина, ценное сырье для различных производств. Хвоя сосны содержит множество полезных веществ, оттого ее издавна применяли в народной медицине для приготовления лечебных настоек и отваров. На современных промышленных предприятиях из хвои извлекают эфирные масла, которые применяют в парфюмерии и медицине.
В сухие солнечные дни, уже в апреле, можно слышать в сосновом лесу легкое, едва уловимое пощелкивание. Поднимешь голову и сразу заметишь на светлом фоне неба множество серых трепещущих точек. Это летят, вращаясь в воздухе, крылатые семена сосны. На ветру и солнце шишки подсохли и теперь раскрываются, вызволяя созревшие семена из зимнего плена. Белки, дятлы и клесты большие охотники до сосновых семян.
Люди заготавливают семена сосны в зимнее время, с декабря по апрель, пока шишки не успели раскрыться. Потом их высушивают в специальных сушилках и извлекают из них семена. Но и пустые шишки не пропадают зря. Сосновые шишки — незаменимое топливо для знаменитых русских самоваров, они прекрасно горят и долго держат жар. Любители поделок из природных материалов используют шишки для изготовления различных забавных фигурок. Оказавшись в теплом и сухом помещении, шишки, принесенные из леса, через какое-то время неминуемо раскроются. Чтобы сохранить шишки нераскрывшимися, их окунают в жидкий столярный клей.
Применяют для поделок и сосновую кору, которая образуется на комлевой части ствола. Кора у сосны легкая, плотная и хорошо режется. Известно, что в старину новгородцы изготовляли из нее поплавки для сетей.
Кто не знает, какие подчас причудливые формы приобретают ветки сосны, особенно растущей на юру, на возвышенном и открытом месте. Под такой сосной можно собрать богатейший материал для лесной скульптуры.
Каждый год у сосны вырастает новая мутовка. В крестьянских избах, у русской печки, и сейчас можно встретить отполированную палку с рогульками на одном конце. Это мутовка, незаменимое орудие кухонного труда, если нужно быстро взбить в чугунке отварную картошку или замесить тесто.
Из тонких и длинных, похожих на веревки корней, деревенские умельцы плели различные емкости, именуемые корневушками. Перед плетением корни промывали, очищали от коры и расщелляли надвое. Необыкновенная гибкость корней давала возможность выплетать посуду очень сложной конфигурации. Мастера сплетали корни настолько плотно, что в плетеной посуде крестьяне хранили соль, лесок, крахмальности, а также для производства сургуча и линолеума.
Другая составная часть живицы — скипидар, применяется как растворитель для красок и лаков, каучука и различных смол. Из него вырабатывают синтетическую камфару. В текстильном производстве скипидаром протравливают ситцевые ткани леред нанесением на них рисунка, приготавливают краски для ситца.
Древесина сосны обладает высокими декоративными качествами. Умеренно усыхающая, легкая, крепкая и в то же время мягкая, она издавна применялась как поделочный материал для столярных и токарных работ. Замечено, что цвет древесины у сосны, растущей на севере, — буровато-красный, а на юге — светло-желтый или розоватый. Сосна — ядровая порода. Внутренние старые слои сосновой древесины окрашены в более темный цвет, чем те, которые прилегают к коре. Темная, отмершая древесина называется ядром, а светлая — заболонью. Ядро содержит меньше влаги и имеет древесину белее высокого качества.
У сосны четко выражены годичные слои. Каждый годичный слой состоит из двух частей древесины: ранней — светлой и широкой и поздней — более узкой и темной. Ранняя часть годичного слоя образуется весной и летом, а поздняя часть в конце лета и осенью. Ранняя часть более рыхлая, чем поздняя. Эти особенности используют художники, работающие над созданием декоративных изделий из древесины. Для того чтобы четко и рельефно выделить годичные слои, поверхность древесины они обжигают паяльной лампой, газовой или керосиновой горелкой. При обжиге добиваются равномерного обугливания всех поверхностей изделия. Затем стальной или медной щеткой тщательно счищают обгоревшую древесину до появления чистого и четкого рисунка. Ранняя, более рыхлая, древесина годичного слоя выгорает больше, чем поздняя, поэтому в этих местах после обработки металлической щеткой образуются впадины, а поздняя древесина как бы выступает рельефно над поверхностью изделия.
Текстурный рельеф применяют для украшения резных изделий.
Есть и другой способ декорироваиия сосновой древесины. Поверхность древесины слегка подпаливают до появления четкого текстурного рисунка. Затем покрывают несколькими слоями прозрачного лака. В сухом месте на солнце сосна загорает, приобретая густой янтарный цвет. При желании загар на сосновом изделии можно получить искусственным путем. В металлическую посуду насыпают чистый кварцевый или хорошо промытый речной песок. Изделие зарывают в песок и ставят посуду на медленный огонь. Время загорания определяют опытным путем. Для равномерного загорания изделие время от времени поворачивают.
Часто древесину поражают особые грибки, которые раскрашивают ее в голубые, желтые, зеленые и лиловые цвета. Такую древесину за многообразие оттенков применяют для выполнения наборов в технике маркетри. |