В 1940 году инженеры Р. Хоуви и М. Уили продемонстрировали представителям американской автомобильной фирмы «Виллис-Оверланд Моторс Инкорпорейтед» опытный образец легкой открытой армейской машины. Она была очень низкой — ветровое стекло откидывалось на капот, позволяя легко замаскировать машину в кустах. Машина была довольно легкой (около тонны) и годилась для десанта с воздуха. Машина имела привод на все четыре колеса, большой (220 мм) дорожный просвет и 6 передач, благодаря чему отличалась высокой проходимостью. Простой кузов с плоскими панелями без дверей обещал быть дешевым в производстве и ремонте.
Фирма «Виллис» одобрила машину необычной конструкции и приступила к подготовке ее производства. В 1941 году правительство США разместило большие заказы на поставки для армии таких машин. По одним и тем же чертежам три разные фирмы выпускали автомобили «Виллис-МБ», «Бантам-БРК» и «Форд-ГПВ». За годы войны было сделано 634 тысячи машин. Больше всего оказалось «фордов» модели «ДЖИ-ПИ-ВИ» (английское название по начальным буквам слов «дженерал перпоуз вийкл» — «машина универсального назначения»); солдаты окрестила их джипами.
Новое слово быстро вошло в обиход и превратилось из названия конкретной модели в термин, который ныне применяют к небольшим легковым автомобилям повышенной проходимости.
Следует заметить, что Хоуви и Уили ничего нового не изобрели. Еще в 1921 году на Абердинском полигоне в США проводились испытания опытных образцов машин такого типа. С 1932 года на вооружение вермахта стали поступать «кюбельзитцвагены»— легковые армейские автомобили повышенной проходимости с упрощенным кузовом.
Немало джипов фирмы «Виллис» было и в нашей армии во время Великой Отечественной войны. Эти, в общем неплохие машины, не лишены были недостатков: малая устойчивость на поворотах, потребность в хороших маслах и высокооктановом, дефицитном в военное время бензине. Этих недостатков не было у советских джипов ГАЗ-64 (1941 г.) и ГАЗ-67Б (1943 г.).
ГАЗ-64
Джипы оказались незаменимыми и в народном хозяйстве. В сельской местности, на стройках, в геологоразведке они зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. И сегодня эти машины выпускаются в разных странах двумя десятками заводов, имеют постоянный и довольно широкий спрос там, где сельскохозяйственные районы занимают большую площадь и где есть немало обширных, еще недостаточно освоенных территорий.
За десятилетия своего существования джипы претерпели немало изменений. Прежде всего комфортабельней стали кузова. На некоторых моделях брезентовый складной тент, примитивные сиденья и отстегивающиеся брезентовые боковинки уступили место цельнометаллическим кузовам (ВАЗ-2121, «Джип-Вэгонир», «Тойота-Лэндкруизер», «Рэйндж-Ровер») с удобными сиденьями, надежными уплотнениями против дождя, пыли и грязи, с эффективной вентиляцией и отоплением. На первоначальные «джиповские изюминки» остались: привод на все колеса, трансмиссия с 6—8 передачами, большой дорожный просвет.
Привод на все колеса стал возможным после того, как в середине 1930-х годов были созданы шариковые шарниры равной угловой скорости. Именно такие шарниры оказались наиболее пригодными для массового производства, и их относительная дешевизна открыла широкие возможности для применения привода не только к задним, но и к передним колесам.
Нередко привод к передним колёсам делали отключаемым. Считалось, что благодаря этому уменьшается износ деталей трансмиссии и расход топлива. Однако исследования в СССР и за рубежом доказали, что сочетание постоянного привода на все колеса с межосевым блокирующим дифференциалом обеспечивает меньший расход топлива, чем при варианте с отключаемым приводом на передние колеса. Такая новая схема использована, например, в машинах ВАЗ-2121, «Джип-Вэгонир» и других моделях.
Джипу приходится работать в разных дорожных условиях, и ему порой мало четырех передач трансмиссии. Поэтому на многих моделях {ВАЗ-2121, УАЗ-469, «Тойота-Лэндкруизер») позади четырехступенчатой коробки передач устанавливают демультипликатор — двухступенчатую дополнительную коробку передач.
Чтобы успешно преодолевать грязь, песок, снег, нужно обеспечить хорошее сцепление колес с почвой. Для предотвращения буксования колес применяют не только специальные шины с развитыми грунто-зацепами, но еще и блокировку дифференциалов. Конечно, это усложняет и удорожает автомобиль, делает его менее надежным. Поэтому блокировка дифференциалов встречается нечасто.
Водителю джипа при езде по бездорожью подчас приходится манипулировать тремя-четырьмя рычагами (коробки передач, демультипликатора, включения привода передних ведущих колес, блокировки дифференциалов). Сейчас конструкторы стремятся упростить управление трансмиссией джипов. Появились модели с самоблокирующими межосевыми дифференциалами (ВАЗ-2121 и «Джип-Вэгонир») и с межколесными («Фольксваген-Ильтис», «Пух-240ГД» и ЛуАЗ-969М), с кнопочным управлением включения привода передних колес («Тойота-Лэндкруизер»). На некоторых американских джипах с мощными двигателями применена комбинация автоматической коробки передач с постоянным приводом на все колеса и с самоблокирующим межосевым дифференциалом. В этом случае водитель может вести машину, не снимая рук с руля. Устройство удобное, но весьма дорогое.
Большие преимущества в отношении повышения проходимости имеет независимая подвеска всех колес (ЛуАЗ-969М, «Фолькс-ваген-Ильтис», М151 «ФИАТ-Компаньэла», «Штейр-Хафлингер»). Некоторое усложнение конструкции окупается с лихвой, но пока далеко не все заводы пошли на это.
М151
ФИАТ-Компаньэла
Штейр-Хафлингер
Большинство джипов оснащается карбюраторными двигателями, но за последние годы более широкое признание начинают получать дизели: они работают на более дешевом, чем бензин, топливе и расходуют его на 20—30 .процентов меньше. Дизели можно встретить на «лэнд-роверах», «тойотах», «пухах».
Лебедки для самовытаскивания, буксирные приборы, средства преодоления водных преград, защита систем питания, электрооборудования, вентиляции двигателя от затопления — все это в основном необходимо для армейских джипов. Наиболее простое и дешевое оборудование — буксирные крюки, гнезда для запасных канистр и фары-искатели— применяется и на многих неармейских джипах.
Большинство моделей джипов традиционно имеют мощную сварную раму, состоящую из штампованных лонжеронов и поперечин. Она прочна, долговечна, но довольно тяжела. В последнее время наметилась тенденция применения несущих кузовов. В шестидесятые годы прошлого столетия завод «Форд» (США) начал производство армейского джипа модели М151 длиной 3 м и массой 1135 кг с несущим стальным открытым кузовом. Известны также модели «ФИАТ-Кампаньола» (Италия) и ЛуАЗ-969М с открытым несущим кузовом без рамы. При открытом несущем кузове очень трудно обеспечить достаточную жесткость машины на кручение — сопротивляемость перекосам. Решение задачи значительно упрощается при закрытом кузове.
Современная тенденция в конструировании джипов — комфортабельная машина с закрытым кузовом и относительно мощным двигателем. Именно таковы модели: «Джип-Вэгонир», «Джип-Чероки», «Плимут-Трейл-Дастер», «Интернейшнл-Скаут», «Форд-Бронко», «Шевроле-Блейзер» (США), ВАЗ-2121 (СССР), «Рэйндж-Ровер» (Англия), «Тойота-Лэндкруизер» (Япония).
Джип-Чероки
Плимут-Трейл-Дастер
Интернейшнл-Скаут
Форд-Бронко
Шевроле-Блейзер
Рэйндж-Ровер
Тойота-Лэндкруизер
Машины с открытым кузовом, брезентовым складным верхом выпускали заводы АРО (Румыния), «Гурхель» (Бразилия), «Дайхатсу» (Япония), ЛуАЗ (СССР), «Ниссан» (Япония), «Пух» (Австрия), «Ровер» (Англия), «Судзуки» (Япония), ФИАТ (Италия), УАЗ (СССР), «Фольксваген» (Германия).
Джипы, родившиеся из армейских машин, составляют сегодня специфическую и довольно многочисленную категорию легковых автомобилей. Почти все их модели отличаются ярко выраженной индивидуальностью.
«Вилпис-МБ» (США). Мощность двигателя 60 л. с.; масса в снаряженном состоянии 1020 кг; длина 3,33 м; скорость 104 км/ч.
ГАЗ-67Б (СССР). Эта машина заметно шире «Виллиса-МБ» (1,72 м против 1,58 м) и более устойчива на поворотах. Мощность двигателя 54 л. с.; масса 1375 кг; длина 3,34 м; скорость 90 км/ч.
«Джип-Вэгонир» (США). Сочетает комфортабельный семиместный кузов обычного легкового автомобиля с шасси повышенной проходимости. У этой машины автоматическая трансмиссия, постоянный (неотключаемый) привод на все колеса и самоблокирующий межосевой дифференциал. Мощность двигателя 238 л. с.; масса 1730 кг; длина 4.66 м; скорость 170 км/ч.
«Тойота-Лэндкруизер» (Япония) относится к тому же классу больших джипов, что «Джип-Вэгонир». У этой шестиместной модели 8 передач в трансмиссии и кнопочное включение переднего ведущего моста. Мощность двигателя 123 л. с.; масса 1920 кг; длина 4,67 м; скорость 135 км/ч.
Более 60 лет выпускается в Англии «Лэнд-Ровер», автомобиль очень простой конструкции с мощной рамой и зависимой рессорной подвеской всех колес. Мощность дизеля 63 л. с. (для карбюраторного двигателя 71 или 87 л. с.); масса 1535—1730 кг; длина 4,44 м; скорость 105—113 км/ч.
УАЗ-469Б (СССР) в 1972 году пришел на смену одному из популярнейших советских джипов, ГАЗ-69, который выпускался 30 лет. От него УАЗ-469Б унаследовал все лучшие качества: высокую проходимость, надежность, выносливость. Мощность двигателя 72 л. с.; масса 1530 кг; длина 4,02 м; скорость 110 км/ч.
«Пух-240ГД» (Австрия). У этой машины восьмиступенчатая трансмиссия, зависимая подвеска колес не на рессорах, а на пружинах, дизельный двигатель и самоблокирующие дифференциалы обоих ведущих мостов. Мощность двигателя 72 л. с.; масса 1700 кг; длина 4,39 м; скорость 120 км/ч.
Один из самых малых современных джипов — ЛуАЗ-969М (СССР). Машина интересна тем, что имеет независимую торсионную подвеску всех колес, очень большой дорожный просвет (280 мм против 220 мм у большинства моделей) и воздушное охлаждение мотора. Мощность двигателя 40 л. с.; масса 960 кг; длина 3,38 м; скорость 90 км/ч.
«Нива» ВАЗ-2121 (СССР) удачно сочетает высокую проходимость и комфортабельность. У нее постоянный привод всех колес и блокируемый межосевой дифференциал. Среди других конструктивных особенностей модели — несущий кузов, независимая подвеска передних колес, восьмиступенчатая трансмиссия. Мощность двигателя 80 л. с.; масса 1150 кг; длина 3,72 м; скорость 130 км/ч.
«Фольксваген-Ильтис» (ФРГ) с самого начала был задуман как армейский джип, поэтому кузов у него простейшей конструкции с минимумом комфорта. Подвеска колес независимая на поперечных рессорах, дифференциалы обоих ведущих мостов блокируются. Мощность двигателя 75 л. с.; масса 1300 кг; длина 3,89 м; скорость 130 км/ч. |