С появлением нового вида транспорта —автомобиля — самым действенным средством его пропаганды стали специализированные выставки. Они позволяют во всех подробностях ознакомиться с устройством новых моделей, сопоставить различные конструкции, проследить тенденцию развития автомобилестроения. Выставки стали своеобразными конкурсами, соревнованием, смотром последних достижений автомобильной техники. Конечно, они служат и рекламе продукции.
Впервые экспонатом выставки автомобиль стал в 1893 году. Тогда в г. Чикаго проходила Всемирная выставка. На ней демонстрировалась одна из первых машин серийного производства: «Бенц-вело». Здесь были представлены и экспонаты из России, в том числе двигатели внутреннего сгорания Е. А. Яковлева, конные экипажи П. А. Фрезе. Увиденный этими русскими изобретателями «живой» автомобиль утвердил их в намерении создать машину собственной конструкции. И три года спустя они представили на Всероссийскую художественно-промышленную выставку в Нижнем Новгороде первый отечественный автомобиль.
Бенц-вело
Заслуживает упоминания другая Всемирная выставка, Парижская, 1937 года. Там, в павильоне СССР, экспонировались машины ЗИС-101 и ГАЗ-М1. Это первый случай, когда автомобили советского производства показывались за рубежом. А на Брюссельской всемирной выставке 1958 года наши легковые машины «Волга» ГАЗ-21, «Чайка» ГАЗ-13, грузовик ГАЗ-52 были удостоены «Гран-при» и золотых медалей.
ЗИС-101
ГАЗ-М1
ГАЗ-21
Чайка (ГАЗ-13)
ГАЗ-52
В отличие от всемирных выставок международные ярмарки, где автомобили всегда широко представлены, носят прежде всего коммерческий характер. Здесь редко дебютируют новые модели, но зато всегда идут переговоры о закупке уже выпускаемых машин, заключаются торговые контракты. На традиционных ярмарках в Багдаде, Брно, Лейпциге, Пловдиве и других городах были широко представлены автомобили Советского Союза и других социалистических стран.
Панар-Левассор
«Панар-Левассор» (Франция). Одна из моделей, показанных в 1898 году на первой в истории автомобиля международной выставке. Завод «Панар-Левассор» с 1891 года стал первым применять компоновку с передним расположением двигателя, а с 1898 года — управление рулевым колесом. У представленной машины деревянная рама, алюминиевый картер коробки передач, цепная главная передача. Число цилиндров двигателя — 2. Рабочий объем — 1206 см3. Мощность — 4 л. с. (3 кВт) при 800 об/мин. Длина машины — 2,9 м. Число мест — 2. Масса в снаряженном состоянии — 0,6 т. Скорость — 25 км/ч.
Роллч-Ройс-40-50 Сильвер Гост
«Роллч-Ройс-40-50 Сильвер Гост» (Англия). Впервые показан на выставке в лондонском зале «Олимпия» в 1906 году. Отличался высоким совершенством исполнения, плавным ходом, бесшумностью работы и стоял на производстве 21 год. Число цилиндров двигателя — 6. Рабочий объем — 7036 см3. Мощность — 48 л. с. (35 кВт) при 1200 об/мии. Длина машины — 4,67 м. Масса в снаряженном состоянии — около 1,78 т. Число мест — 6. Скорость — 90 км/ч.
Пузырев А28-40
«Пузырев А28-40» (Россия). Эта машина экспонировалась иа IV международной автомобильной выставке 1913 года в Петербурге. Примечательна тем, что картеры двигателя, коробки передач, главной передачи отлиты из алюминиевого сплава. Один из первых в мире автомобилей с шестернями постоянного сцепления в коробке передач и полностью разгруженными полуосями. Число цилиндров двигателя — 4. Рабочий объем — 6325 см3. Мощность — 40 л с. (29 кВт) при 1200 об/мин. Длина машины — 4,7 м. Число мест — 6. Масса в снаряженном состоянии— около 1,9 т. Скорость — 80 км/ч.
Конечно, наибольший интерес для автомобилистов представляют традиционные специализированные международные выставки (их называют автосалонами). Среди них особой известностью и авторитетом пользуются восемь выставок. Они проходят ежегодно или раз в два года в Амстердаме, Брюсселе, Бирмингеме, Женеве, Париже, Токио, Турине, Франкфурте.
Кроме того, многие страны регулярно устраивают свои национальные показы автомобильной техники. В частности, такие выставки проходили в Москве на ВДНХ (ныне ВВЦ) в 1971, 1974 и 1977 годах.
Первый международный автосалон открылся летом 1898 года в Париже. Инициатором проведения «Салона автомобилей, велосипедов и спорта» выступил АКФ — Автомобильный клуб Франции. На выставке, которая длилась 20 дней, побывало 140 тысяч посетителей. Машины и оборудование представили 77 фирм, среди которых были пионеры автомобилестроения: заводы «Бенц», «Даймлер» (Германия), «Делав», «Панар-Левассор», «Пежо» (Франция).
Технический прогресс в автомобилестроении нашел яркое отражение в экспонатах первого автосалона. Среди них посетители впервые могли увидеть модели, оснащенные не сплошными резиновыми шинами, а пневматическими, автомобили, управляемые не рычагом, а рулевым колесом. Новинками были четырехцилиндровый двигатель, система зажигания от магнето низкого напряжения; демонстрировались первые машины, в которых двигатель помещался впереди.
Не всегда новинки автосалонов сразу находили широкое распространение. Случалось и так, что некоторые весьма перспективные конструкции опережали свое время и признание получали лишь много лет спустя. Так было, например, с ускоряющей передачей в трансмиссии — оверд-райвом, который позволяет снизить расход топлива.
Впервые с такой конструкцией посетители автосалонов познакомились еще в начале 1930-х годов. Но только сейчас овердрайв оценен по достоинству. Такова же судьба, например, кузова с малым аэродинамическим сопротивлением (американская модель «Крайслер-эйрфлоу», 1934 год) и независимой подвески передних колес (французская машина «Болле», 1899 год).
Но большинство усовершенствований в конструкции автомобиля после показа на выставках получало путевку в жизнь. Трудно представить современный легковой автомобиль без алюминиевых поршней, автоматической регулировки опережения зажигания, гипоидных шестерен главной передачи, несущего кузова, телескопических амортизаторов и многих других новшеств, еще совсем недавно бывших сенсациями автосалонов.
Что представляет собой современный автомобильный салон? Возьмем , например, Парижский, 1982 года. Он длился 10 дней; посетили его более полумиллиона человек. Салон показывал главным образом легковые автомобили, их оборудование и принадлежности, а также развозные фургоны, мотоциклы, комплектующие изделия. Всю эту технику представляли 1100 фирм из 27 стран, в том числе из СССР, Польши, ГДР, Румынии, Югославии и Чехословакии. Парижская выставка — одна из самых обширных по числу экспонатов и занимаемой площади. Ее экспонаты размещались в павильонах площадью 115 тысяч квадратных метров и на открытой площадке. Почти на 13 гектарах, занимаемых выставкой, можно было бы разместить 18 футбольных полей!
АМО-Ф15
Промбронь С24-40
«Промбронь С24-40» (СССР). Первый советский легковой автомобиль выпуска 1922 года. Эта машина и первый советский грузовик АМО-Ф15 (1924 г.) экспонировались в 1925 году в Москве на международной выставке машин, принимавших участие во втором Всесоюзном испытательном автомобильном пробеге. Число цилиндров двигателя — 4. Рабочий объем — 4501 см3. Мощность — 45 л. с. (33 кВт) при 1600 об/мин. Длина машины — 4,69 м. Число мест — 6. Масса в снаряженном состоянии — 1,75 т. Скорость — 72 км/ч.
Ганомаг-Комисброт
«Ганомаг-Комисброт» (Германия). Одна из ранних малолитражек, показанная в 1925 году на Берлинской автомобильной выставке. Эта модель — первая в мире с кузовом бескрылой формы. За характерный внешний вид получила прозвище «сайка» (по-немецки «комисброт»). Особенности конструкции: заднее расположение двигателя, отсутствие дифференциала, цепная передача. Число цилиндров двигателя — 1. Рабочий объем — 499 см3. Мощность — 10 л. с. (7 кВт) при 2500 об/мин. Длина машины — 3,4 м. Число мест — 2. Масса в снаряженном состоянии — 0,34 т. Скорость — 60 км/ч.
Крайслер-Эйрфлоу
«Крайслер-Эйрфлоу» (США). Когда этот автомобиль с обтекаемым несущим кузовом впервые предстал перед публикой в 1934 году на 34-й Всеамериканской автомобильной выставке, большинство посетителей сочло его безобразным. Обтекаемые автомобили получили признание в США несколько лет спустя. Число цилиндров двигателя — 8. Рабочий объем — 5302 см3. Мощность — 130 л. с. (96 кВт) при 3400 об/мин. Длина машины — 5,99 м. Число мест — 5. Масса в снаряженном состоянии — 1,83 т. Скорость — 130 км/ч.
ЗИС-101
ЗИС-101 (СССР). Представительская машина с кузовом «лимузин». Один из экспонатов советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Первый отечественный серийный автомобиль с двухкамерным карбюратором, синхронизаторами в коробке передач, радиоприемником и отопителем. Число цилиндров двигателя — 8. Рабочий объем — 5766 см3. Мощность — 90 л. с. (66 кВт) при 2800 об/мин. Длина машины — 5,65 м. Число мест — 7. Масса в снаряженном состоянии — 2,55 т. Скорость — 115 км/ч.
Татраплан
«Татраплан-Т600» (Чехословакия). Первая послевоенная модель завода «Татра». Обтекаемый кузов, независимая подвеска всех колес и заднее расположение двигателя с воздушным охлаждением вызвали большой интерес на Международной автомобильной выставке (Прага, 1947 г.). Число цилиндров двигателя — 4. Рабочий объем — 1950 см3. Мощность — 52 л. с. (38 кВт) при 4000 об/мин. Длина машины — 4,54 м. Число мест — 4. Масса в снаряженном состоянии — 1,2 т. Скорость — 130 км/ч.
Экспонаты стоят на стендах, иногда на зеркальных поворотных кругах, чтобы автомобиль был виден со всех сторон и снизу. Отдельные агрегаты и узлы демонстрируются нередко в разрезанном виде и с движущимися частями. Есть и автомобили, словно рассеченные вдоль гигантским ножом. Их половины для наглядности сходятся и расходятся, приводимые специальным механизмом.
У каждого экспоната — табличка с текстом и характеристиками; пояснения дает представитель фирмы.
Ягуар-XK-120C
«Ягуар-XK-120C» (Англия). Спортивный автомобиль, изготовленный малой серией для кольцевых гонок. Эта модель впервые в мире была оснащена дисковыми тормозами; в 1953 году одержала победу на 24-часовых гонках в Ле-Мане. Один из центральных экспонатов Лондонской автомобильной выставки (1953 г.). Число цилиндров — 6. Рабочий объем двигателя — 3442 см3. Мощность — 210 л. с. (154 кВт) при 5800 об/мин. Длина машины — 3,99 м. Число мест — 2. Масса в снаряженном состоянии — 0,99 т. Скорость — 260 км/ч.
Машины, добившиеся спортивных успехов— завоевавшие трофеи и кубки, — обязательный атрибут каждой выставки. Выступления в гонках, ралли, кроссах не только служат делу рекламы, но и способствуют ускорению технического прогресса, повышению надежности, долговечности и качества автомобилей. На Парижской выставке демонстрировались, например, спортивный автомобиль «Порше-936» (ФРГ), выигравший 24-часовые гонки, в ходе которых он без поломок покрыл почти 5 тысяч километров, машина «Нива» (СССР), на которой французский экипаж завоевал на ралли Париж — Дакар второе место.
Порше-936
Нива
Отчеты об автосалонах широко публикуются не только в автомобильных журналах, но и в газетах, еженедельниках. По итогам нескольких выставок регулярно организуются конкурсы «Лучший автомобиль года». Наиболее известен конкурс голландского журнала «Ауто-визи».
Автомобильные журналисты на выставках имеют возможность опробовать новые модели на ходу, ознакомиться с их устройством, чтобы в конце года вынести свой вердикт (по довольно сложной системе оценок). Так, победителем конкурса среди всех легковых моделей 1983 года стал «Ауди-100» (ФРГ).
Ауди-100
Ауди-100
«Ауди-100» (ФРГ). Первая демонстрация этой машины состоялась осенью 1982 года на Парижской выставке и по результатам конкурса признана лучшей моделью 1983 года. Ее особенности: передние ведущие колеса, дисковые тормоза, колеса, отлитые из алюминиевого сплава, бортовой эконометр — прибор, помогающий водителю выбрать наиболее экономичный режим движения. Число цилиндров двигателя — 5. Рабочий объем — 2144 см3. Мощность—136 л. с. (100 кВт) при 5700 об/мин. Длина машины — 4,79 м. Число мест — 5. Масса в снаряженном состоянии — 1,21 т. Скорость — 200 км/ч.
Рено-16
«Рено-16» (Франция). Первый в мире автомобиль, у которого над дверями нет водосточных желобов — их заменяют ребра на крыше Он также дал начало новому типу кузова — пятидверному, так называемому «комби» или «хэтчбек» (занимает промежуточное положение между седанами и универсалами). Особенности конструкции: передние ведущие колеса, независимая торсионная подвеска всех колес, электрический вентилятор системы охлаждения. Впервые показан на Женевской выставке (1965 г.) и стал победителем первого конкурса «Лучший автомобиль года». Число цилиндров двигателя — 4. Рабочий объем — 1565 см3. Мощность — 64,5 л. с. (47 кВт) при 5200 об/мин. Длина машины — 4,24 м. Число мест — 5. Масса в снаряженном состоянии — 1,41 т. Скорость — 150 км/ч.
Ситроен DS-19
«Ситроен DS-19» (Франция). Дебют этой оригинальной по конструкции модели состоялся в 1955 году на Парижской автомобильной выставке. Выпуск машины продолжался 20 лет. Особенности устройства: передние ведущие колеса, гидропневматическая (впервые в мире) независимая подвеска всех колес, гидравлическое управление тормозами, сцеплением, переключением передач. Число цилиндров двигателя — 4. Рабочий объем — 1911 см3. Мощность — 75 л. с. (55 кВт) при 4500 об/мин. Длина машины — 4,8 м. Число мест — 5. Масса в снаряженном состоянии — 1,13 т. Скорость —140 км/ч. |