Четки и мудрость соединены в пушкинском стихотворении неспроста. Их, действительно, связывает глубокая история. И если попытаться заглянуть в нее, полистать древние тексты и комментарии к ним, посмотреть, что говорили о четках средневековые мудрецы и что сказано в современных справочниках, составленных на основе древних материалов, то узнаешь о четках много, очень много, но далеко не все...
Четки — один из интереснейших предметов религиозного культа. Предмет, связанный с культурой человечества, — с основами математики и со знаниями о растительном, животном, минералогическом мире.
При чем тут мир животных и растений? А при том, что абсолютное большинство четок в мире делают из древесины разных пород деревьев, из плодовых косточек или семян растений, из позвонков и рогов животных, из янтаря, кораллов, жемчуга, перламутра, из металлов и минералов, рожденных в земных недрах. Две тысячи лет — таков примерный возраст четок — их делали только из естественных материалов. Искусственные материалы стали теснить естественные лишь совсем недавно.
Что мы знаем о четках? Когда и где они появились впервые? Каково их назначение? Как ими пользуются? Где и как хранят? Каким богам посвящают? Каково число зерен в четках и какая символика заложена в этих числах? Какую магическую силу приписывают своим четкам индуисты и буддисты, христиане и мусульмане? Не на все эти вопросы сегодня есть окончательный ответ, но попытаться ответить все же можно.
Первые четки появились, вероятно, в Индии. Известно, что еще в доарийской Индии, то есть во II тысячелетии до Р. X., поклонники одного из популярнейших божеств — Шивы приносили в жертву ему или одной из его ипостасей — Рудре ожерелье из 108 косточек плодов священного . дерева рудракша. Такими ожерельями-гирляндами украшали изображения любимого божества, а иногда их просто оставляли на алтарях. И лишь много позднее, когда уже сложились культовые системы индуизма и буддизма, эти ожерелья стали использовать для отсчета молитв. Точных сведений о том, когда это произошло, нет. Но известно, что в I веке после Р. X. четки еще не упоминаются в списке обязательных предметов, которые полагалось иметь при себе буддийскому монаху, а начиная с III века о них уже говорится. Примерно с этого времени не только монахи, но и многие миряне стали носить и сейчас носят четки при себе: то как ожерелье на шее, то в виде многослойного браслета на правой, реже — левой руке или как кольцо.
Буддийские четки (в индуизме и в буддизме четки называют — мала) бывают не только из 108, но из 18, 21, 27, 32, 36, 54, 72 зерен — в зависимости от «специализации» четок. Четки из 18 зерен, они особенно популярны у китайских буддистов, посвящены 18 архатам — ученикам Будды. В Тибете и Монголии чаще встретишь четки с 21 зерном — в честь двадцати одного облика буддийской богини Тары. В Японии более распространены четки с 32 бусинами — каждая означает одно из 32 достоинств Будды. Но все же четки со 108 зернами — самые популярные во всех странах буддийского мира.
Почему же именно 108? Это число упоминается в древних индийских, почитаемых священными, книгах знаний — Ведах и в другой, связанной с Ведами литературе — Пуранах, Упанишадах, Махабхарате. Число 108 почиталось в брахманизме — древнеиндийской религии — и до сих пор почитается в индуизме. Именно 108 сотен стихов содержит Ригведа — главный, наиболее почитаемый из четырех сборников книги знаний. 108 нитей жемчуга в драгоценном ожерелье богов; 108 священных мест омовения; 108 имен или эпитетов имеют Будда, Шива, а также бог Солнца Сурья, бог-творец Брахма.
В культовой практике самых разных направлений и школ буддизма число 108 встречается неоднократно: 108 ударов колокола звучат в новогоднюю ночь в буддийских храмах Японии; из 108 томов состоит Ганджур — свод канонических сочинений в тибетском и монгольском ламаизме; 108 ступ образуют ограду первого буддийского монастыря Монголии Эрдэнэ-Цзу, столько же ступ украшает буддийский храм Боробудур на острове Ява, 108 масок участвуют в ламаистской мистерии цам, цель которой — устрашить врагов веры.
И все же, почему именно 108? Были попытки объяснить это число как некое выражение состояния совершенства, которое достигается при различных манипуляциях с цифрами. Например: 108= 100+1+7, где 100 — число солнечных лучей, 1 — диск солнца, 7 — число божественных миров. Или 108= 12 + 24 + 72, здесь 12 — число месяцев, 24 — полумесяцев и 72 — пятидневок лунного года. Есть и такое объяснение: 108 — результат перемножения цифр, составляющих так называемый магический треугольник.
Но все это — лишь догадки. Если в почитании числа 108 и есть какое-то рациональное зерно, оно пока еще скрыто от нас в тайных шифрах древнеиндийских текстов.
Выбор материала, из которого делаются буддийские четки, зависит не только от финансовых возможностей их владельца, но и от того, для каких ритуалов эти четки предназначены.
Желтые четки из дерева с зернами в виде шариков или дисков используют последователи желтошапочной школы гелукпа. Те, что из белых раковин или бесцветного стекла, — для ритуалов в честь бодхисатвы милосердия Авалокитешвары. Красные четки из сандалового дерева или кораллов связаны с поклонением Хаягриве — персонажу индийской мифологии, который известен в тибетском и монгольском ламаизме под именем Дамдин. Те же самые четки в тантрийских сектах посвящены великому магу и волшебнику Падмасамбхаве. Бывают четки, у которых зерна имитируют череп, — они в честь Ваджрабхайравы, одного из божеств-покровителей.
Если зерна вырезаны из человеческих костей или волокнистого корня бамбука, значит, четки предназначены для ритуалов, связанных с богом смерти Ямой. Четки из блестящих черных ядер ореха, по форме напоминающих конский каштан, посвящены «хранителю Севера» Вайшраване. Разного рода предсказатели пользуются четками из змеиных позвонков.
В храме Тионин в Киото есть гигантские четки из 1080 зерен-шаров диаметром 12,5 сантиметра каждый. Когда идет большая храмовая служба, ее участники, стоя вокруг статуи Будды, держат в руках по шару и в соответствующие моменты службы передают его соседу слева.
Четки имеют и определенную религиозно-философскую символику. В буддизме, например, концы нити, на которую нанизаны зерна четок, обязательно бывают соединены вместе и пропущены через три дополнительные бусины, из которых самая нижняя крупнее, чем две другие. Они символизируют три сокровища буддизма: крупная — Будду, две другие — его учение и созданную им общину монахов. А соединенные вместе нити под этими тремя бусинами — символ всепроникающей силы учения Будды.
Чуть помоложе буддийских христианские четки. Их «изобретателем» считают св. Пахомия. Он жил в IV веке, служил в римской армии в Египте. И там, в Фиваидской пустыне, основал монастырь Тапенна.
Монахи в большинстве своем были люди неграмотные. И вот, чтобы они читали положенное в день количество молитв, отбивали соответствующее число поклонов и не сбивались при этом со счета, он надумал использовать веревку с завязанными на ней узлами. Это и были первые четки христиан. Ими долго пользовались и в католических, и в православных монастырях. В России такие четки называли «вервица». Потом для этой же цели стали использовать лестовицу, или лестовку, — это кожаный ремень, на который прикреплялись 100 кожаных поперечных пластинок («бабочек») с девятью разделителями тоже из кожи. А замыкалась такая цепь тоже кожаной четырехлепестковой ладанкой. До наших дней лестовица сохранилась только у старообрядцев.
Само слово «четки» происходит от старорусского глагола «честь», то есть «считать». В православии четками полагается пользоваться только монахам и высшим церковным чинам: архиереям, епископам, архиепископам, митрополитам.
У католиков со времен Пахомия «специализация» четок несколько видоизменилась, сузилась. С их помощью теперь отсчитывают не любые молитвы, а лишь три: Аve Мaria, Pater noster и Gloria dei. В таких четках 155 зерен: замкнутая цепочка из 150 и подвеска к ней из пяти зерен с распятием на конце. Прикасаясь к распятию, читают «Символ веры». Весьма распространен и другой, укороченный вариант четок — из 55 зерен.
Во многих европейских языках четки обозначаются словом, которое переводится как «венок из роз» (по-латыни — rosarium; по-итальянски — rosario, по-английски — rosary, по-французски — rosaire, по-испански — rosario, по-немецки — Rozenkranz и т. д.). Сначала так назывался обряд принесения в жертву деве Марии венка из роз (как символ ее девственности). Этот обряд сопровождался молитвой. Потом «венком из роз» стали называть четки. Их бусинки часто делают в форме нераспустившегося бутона розы.
В армяно-григорианской церкви четки называют терогормя, или просто тгормя, что означает «господи, помилуй». Делают их из древесины ясеня, рога буйвола или из персиковых косточек. Любопытно, что в Армении четки используются не столько для отсчета молитв, сколько для гаданий. Перебирая зерна четок, гадают, например, о дожде: «пойдет — не пойдет» или о том, что ждет в будущем: «благо — несчастье». Гадают о смерти, перебирая имена друзей-одногодков, при этом чередуют имена умерших и живых. Для удачного исхода гаданий (чего не сделаешь, чтобы обмануть судьбу!) берут четки с нечетным числом зерен: 17, 19, 21 и т. д. А если в четках 18, 22, 26 зерен, то при гадании откладывают по два зерна сразу.
Четки в исламе называются арабским словом тесбих, а используют их главным образом для отсчета эпитетов (атрибутов) Аллаха. В Коране упомянуто 99 эпитетов, восхваляющих Аллаха: всемогущий, всемилостивый, милосердный, властитель, избавитель, всезнающий, истинный, мстящий, многотерпеливый, начало всего и конец всего и так далее. Мусульманин перечисляет их все, перебирая четки, в которых 99 зерен. Правда, в ходу чаще укороченные четки, из 33 зерен. Их перебирать приходится три раза, чтобы перечислить все 99 имен Аллаха. Встречаются в исламе четки и с другим числом зерен, но непременно нечетным.
С чтением молитв четки в исламе никак не связаны. Дело в том, что ритуал произнесения молитвы строго канонизирован, и четкам в нем нет места. Но в промежутках между молитвами или среди повседневных дел, вспомнив имя Аллаха, мусульманин вытаскивает из кармана (где они чаще всего и находятся) четки и начинает их перебирать, мысленно произнося 99 эпитетов. Как правило, это делают мужчины, но и женщинам не запрещено пользоваться четками.
Любопытно, что в среднеазиатском — особенно в таджикском и узбекском — шаманстве, испытавшем сильное влияние ислама, шаманки «высокого класса» — их считают избранницами наиболее сильных духов — шаманят с мусульманскими четками, а не с бубном.
Мусульманские четки так же, как буддийские и христианские, делают чаще всего из простых природных материалов: дерева, орехов, плодовых, например финиковых, косточек. Делают их и из стекла, янтаря, из драгоценных камней, из обожженной глины. А особенно ценятся из них те, что изготовлены в крупных центрах, связанных с выдающимися событиями и личностями в истории ислама, — например, четки из глины с могилы Мухаммеда в Медине.
И еще хочется сказать о том, что в наше время особенно напрашивается сравнение четок с ЭВМ. Почему бы и нет? Разве не является любое счетно-вычислительное устройство древности предтечей современных компьютеров? Ведь и те и другие умеют считать, запоминать и выстраивать освоенное в один философский ряд — с помощью человека, разумеется.
|