Насечка металлом по дереву — своеобразный вид народного декоративного искусства, встречающийся на территории нашей страны лишь в Закарпатье и Дагестане, краях чрезвычайно богатых самыми различными ремеслами. Особую известность получили изделия с насечкой, изготовленные в высокогорном дагестанском селении Унцукуль.
Хотя давность унцукульского промысла не превышает 300 лет, слава этого оригинального ремесла уже в конце позапрошлого века перешагнула границы Кавказа и России.
В наши дни ассортимент изделий с насечкой стал намного шире. Сюда входят ступки, бокалы, вазочки, женские украшения, блюда, орнаментальные и сюжетные панно. Наряду с древесиной кизила, абрикоса и груши применяется дерево грецкого ореха, яблони (старых засыхающих деревьев). Такое сравнительно малое число применяемых пород объясняется просто: в северо-восточном Дагестане нет другой пригодной для насечки древесины. Практически же можно использовать любое плотное, твердое и вязкое дерево: ясень, клен, граб, бук, вяз и даже березу. Все эти породы хорошо обрабатываются на токарном станке и прекрасно полируются.
Древесина пригодна только хорошо просушенная, влажность ее не должна превышать 20 процентов. В противном случае по мере высыхания насечной металл будет вытеснен сжимающимся деревом. Места, предназначенные для насечки, не должны иметь сучков, трещин и неровностей.
Выбрав одну из перечисленных пород дерева, сделайте заготовку, имеющую форму будущей вещи. Если это чашка, бокал, ваза или трубка, то внутреннюю часть их пока выбирать не надо, потому что тонкие стенки при насечке легко разрушатся. Эта операция делается уже после завершения насечки. А вот толстостенная тарелка, панно или трость могут иметь еще до насечки полностью законченные формы.
Трости выстругиваются из веток, токарные изделия вытачиваются, трубки вырезаются из чурбачков, панно и шкатулки делаются из обрезков досок. Заготовка обрабатывается рашпилем, драчевым напильником, рубанком. Для выглаживания поверхности дерева употребляется цикля, наждачная бумага.
Характер узора может быть самым различным. Для Унцукуля типичен орнамент, образованный циркулем. Это волнистые линии, круги, различные розетки, зигзаги. Приобретенный навык позволяет создавать более сложные сюжетные композиции.
Металл для насечки должен быть мягким, хорошо полирующимся. Поэтому чаще всего применяется мельхиор, томпак, латунь, красная медь, алюминий. Исходным материалом служит проволока, которая вальцуется, то есть плющится, прокатываясь между металлическими валиками вальцов. Проволоку можно и не прокатывать, а просто плющить молотком на наковальне, но это хуже.
Ширина полученной ленты зависит от толщины проволоки. Проволока сечением 0,5—1,0 мм дает ленту шириной 2—3,5 мм.
Избранный узор сначала воспроизводится на дереве карандашом. Контур рисунка должен быть четким, простым и выразительным, внутреннее заполнение — более мелким.
По карандашным контурам делается надрез резцом или ножом. Надрез должен быть достаточно глубоким, чтобы лента при вколачивании не смялась и в то же время заподлицо проникла в древесину. Обычно при работе моток ленты надевается на указательный палец левой руки. Конец ленты вставляется в надрез дерева, отрезается ножницами и вколачивается легкими ударами небольшого молотка. За отрезком следует другой отрезок, постепенно образуя задуманный художником рисунок. Более толстая и прочная проволока контура закрепляет тонкие линии заполнения, удерживает их от вы падания.
Помимо линейных элементов, существуют и другие. Иногда шилом делается накол, в который вколачивается отрезок несплющенной проволоки, образующий точку. Несколько последовательно расположенных точек могут образовать любой узор, дополняющий линейный. Часто применяются металлические кружочки-диски, которые вколачиваются в предварительно высверленное углубление. Чтобы диск не выпал из гнезда, его укрепляют двумя шпильками — шилом протыкают в диске отверстия и в них вколачивают кусочки проволоки. Металлический узор может быть дополнен вколоченным в заготовку подкрашенным деревом, костью, пластмассой. Операцию эту выполнить легче, если перечисленным материалам придана цилиндрическая форма.
После набивки орнамента поверхность заготовки опиливается заподлицо напильником с мелкой насечкой, не оставляющей на металле борозд, и шлифуется мелкой шкуркой до устранения на дереве и металле всех царапин и неровностей. Затем изделие может быть покрыто политурой, прозрачным лаком «цапон» или натерто любой восковой пастой, применяющейся для паркета. Эти покрытия предохраняют поверхность металла от окисления и дают возможность выявить красивую структуру дерева. Изделия, на которые будет действовать влага и солнечный свет (например, трости), лучше покрывать лаком. А предметы интерьера смотрятся лучше, если они натерты воском. Перед покрытием светлые породы дерева могут быть окрашены морилкой в темно-коричневый цвет, контрастно подчеркивающий блеск светлого полированного металла. |