Художественные орнаменты, сюжетные рисунки, портреты, сделанные не кистью или резцом, а выполненные из кусочков дерева разных пород, оттенков и текстуры,— искусство особого рода, требующее от автора не только хорошего вкуса, «понимания» дерева, но и умения работать, работать терпеливо, аккуратно, не торопясь.
В художественной и технической литературе такие рисунчатые наборы дерева называются мозаиками.
Мозаика — это изображение или узор, выполненный из разноцветных кусочков однородного материала: дерева, смальты, камней, металла. Мозаика по дереву выполняется двумя способами: интарсией и маркетри.
Интарсия — это способ выполнения мозаики, когда мозаичное изображение врезается в гнездо на плоскости предмета (крышку стола, дверцу шкафа и т. д.).
Маркетри — несколько иной способ, здесь мозаичное изображение наклеивается на плоскость без вырезания гнезда.
Сейчас наиболее распространен способ маркетри: благодаря своей простоте он доступен каждому.
Основным материалом служит ножевая фанера толщиной 0,6—0,8 мм.
Можно посоветовать для мозаичных работ фанерки из березы, бука, груши, клена, ореха, ясеня, но. ограничиваться этими породами не следует: собирайте в запас фанерки и других пород дерева; чем больше запас, тем легче подобрать при работе нужные цвета и оттенки. Фанерки из древесины светлых пород легко протравить морилками и специальными растворами, изменяющими цвет, но, конечно, лучше использовать фанеру естественных оттенков.
Кроме ножевой фанеры, необходима клееная фанера толщиной 8—10 мм. (Она служит основой, на которую наклеивается набор— мозаика.) Для наклейки потребуется высокосортный прозрачный столярный клей (хорош гранулированный клей в виде сплюснутых шариков размером с зерно крупной перловой крупы).
Для промазки кромок вырезанных элементов нужен клей БФ-2. Из других материалов необходимы: набор шкурки крупно-, средне- и мелкозернистой, нитролак № 222 для лакировання изделий, растворитель № 647 или 64С для разжижение: лака, пемза для окончательной шлифовки покрытой лаком поверхности.
Потребуются резаки для резки ножевой фанеры. (Хороший резак можно изготовить из старого скальпеля, опасной бритвы, в крайнем случае из ножовочного полотна.) Нужны еще металлическая линейка, пресс для наклейки набора на основу, лупа 2,5х с подставкой, цикля (нож цикли следует «навести», то есть образовать на режущей грани заусенец, который и будет снимать тонкую стружку. Наводка производится ребром стамески), вспомогательный нож — его легко сделать из старого столового ножа, укоротив лезвие до 5—7 см.
Понадобятся при работе мелкозубая пилка-шлицовка, напильник личной плоский шириной 2,5—3 см и пинцет с острыми кончиками.
Прямые линии режутся по линенке. На резак не следует нажимать слишком сильно. Режьте, проводя линии несколько раз. При прорезании фанерок поперек волокон сначала подрежьте ближний к себе край. При резании с образованием углов начинайте с их вершины. Во всех случаях резак не должен отклоняться ни вправо, ни влево от линии реза. Кривые линии режутся с чередованием нажимов. Кончик резака при этом не должен выходить из древесины. Закругления с малым диаметром выполняются в виде многоугольника. Освоив эти простые приемы, перейдем к вырезыванию несложных фигур (квадрат, треугольник, круг) уже со вставкой вырезанных элементов в фон. Делается это так: одна фанерка служит фоном, и на нее наносится рисунок, положим, квадрат. Квадрат вырезается, и вырезка откладывается в сторону. Фанерка другого цвета подкладывается под фанерку фона, и обе скрепляются скрепками. В гнездо вкладывается вырезка, и по ее контуру резаком проводятся риски, после чего фанерки разъединяются, а по рискам вырезается элемент. Элемент вкладывается в гнездо фона и закрепляется полосками гуммированной бумаги. Из отдельных элементов собирается весь набор мозаичного изображения.
Набор можно выполнять несколькими способами, мы остановимся на наборе с лицевой стороны.
Сделайте контурный рисунок и переведите его на кальку. Предположим, это простенький пейзаж. Соответственно основным цветовым оттенкам неба и суши подберите две фанерки, наложите друг на друга, скрепите и нанесите с помощью копировальной бумаги на верхнюю фанерку контур, ограничивающий небо. По этому контуру делается прорез обеих фанерок, и нужные части соединяются в одно целое (клей БФ-2 и гуммированная лента). Получается «фон». На этот фон переводится весь рисунок, после чего вырезаются отдельные элементы, которые вклеиваются в гнезда.
Закончив вырезку мозаичного набора, его нужно наклеить на основу. Размеры ее должны быть на несколько миллиметров меньше, чем размеры набора. Для надежной склейки поверхность основы следует обработать рашпилем или крупнозернистой шкуркой. Используется столярный клей густоты сливок.
Клеить рекомендуется так: на нижнюю доску пресса положите резиновую прокладку толщиной в несколько миллиметров. На нее — два-три слоя газетной бумаги. На бумагу — набор «лицом» вниз. Затем положите промазанную клеем основу, накройте верхней доской пресса (края набора должны немного выступать за линию краев основы) и затяните гайки стяжных болтов.
Следующая операция — подготовка к отделке. Осторожно срежьте выступающие полоски набора и заровняйте края напильником. Простукивая поверхность, убедитесь в отсутствии «чижей» (непроклейки). Если же такие места есть, прогладьте их не слишком горячим утюгом. После этого поверхность циклюется и затем шлифуется шкуркой, натянутой на плоскую колодку. Поверхность покрывается неразведенным лаком, служащим грунтовкой, и прошкуривается мелкой шкуркой. Следующий этап — покрытие лаком. И грунтовка и лакированно ведутся тампоном (тугой кусок ваты, обернутый двумя слоями марли). В лак добавляется 15—20 процентов растворителя. Тампон нужно двигать по поверхности без остановки вдоль волокон наиболее крупных элементов. Просохшая поверхность подшлифовывается мелкой шкуркой. Операция повторяется до тех пор, пока на поверхности не будет видно щелей, ямок, впадин и полосок. Если после 8—10 покрытий дефекты остались заметны, то на эти места концом спички наносятся капельки густого лака. После сушки бугорки легко соскабливаются ножом или циклей. Самые верхние слои лака наносятся с добавлением до 50 процентов растворителя. Чтобы смягчить блеск, хорошо протереть поверхность суконкой с мелким порошком пемзы.
Полирование производится тампоном с политурой. Его нужно двигать непрерывно от одного угла поверхности до противоположного и описывать в ходе движения зигзаги, круги, восьмерки. Ведется полирование в три стадии с промежутками в 2—3 дня. В первой и второй стадиях на тампон с политурой добавляется 2—3 капли растительного масла. Зеркальный блеск мозаике можно придать и путем протирания ее специальными полировочными пастами.
Практические советы
Чтобы уничтожить выпуклости, вздутия или волнистость на фанерках, смочите их мокрой тряпкой со стороны впадин, прогладьте эти места горячим утюгом и положите на некоторое время под пресс.
Если требуется вырезать полоски шириной 0,5 мм и менее, то гнезда для них вырезаются по фону без подкладки фанеры, а сами полоски вырезаются по линейке отдельно и вставляются в гнезда.
Очень тонкие линии, штрихи или подписи наносятся тушью (пером) после грунтовки и легкой протирки этих мест мелкой шкуркой.
Заточка кончика резака
Лупа на подставке
Приемы резания прямой линии, угла, кривой с малым радиусом, плавной кривой
Последовательность вырезки элементов
Пресс для наклейки на основу
Примеры мозаик, выполненных способом маркетри.
Справа внизу показана последовательность мозаичного набора: 1 — эскиз на бумаге, 2 — вырезка фона из двух наложенных друг на друга фанерок, 3 — готовый фон, 4 — контурный рисунок карандашом, переведенный на фон, 5 — если мозаика обрамляется рамкой (паспарту), то готовый набор накладывают на фанерку для паспарту и по линии выреза гнезда делают сквозной прорез, после чего в получившееся гнездо паспарту вставляют набор, 6 — мозаику вместе с рамной для паспарту наклеивают на основу, выступающие края рамки паспарту обрезают по контуру основы.
|