Аппликация — древнейший способ создания орнаментальных и сюжетных композиций. До наших дней дошли изделия с искусной аппликацией из войлока и кожи, созданные древними мастерами более чем два с половиной тысячелетия назад. Традиционными материалами для аппликации были также мех, береста, солома, металл, древесина, разноцветная бумага. Сейчас любители этого вида ремесла используют для своих композиций засушенные листья, лепестки цветов и даже тополиный пух.
Мы поговорим сегодня о малоизвестном виде — аппликации из ломаной щепы. Она оригинальна и проста по исполнению. Особую декоративность ей придают изломы, но чтобы правильно, или, как говорят, декоративно сломать щепу, нужно хорошо знать свойства древесины. Известно, что дерево имеет волокнистое строение. Сухая древесина обычно хрупкая, ломкая, а влажная, наоборот, эластичная, легко расслаиваемая. Эти свойства древесины и учитывают при заготовке элементов аппликации — лучеобразных «бородок», образуемых тонкими расслоенными волокнами. Как их получают?
Сначала сделайте простейшее приспособление, в котором вы сможете точно на заданном расстоянии от края переламывать заготовки из щепы. В бруске из латуни или алюминия пропилите паз, в него должны свободно входить заготовки. Глубина паза равна расстоянию от края заготовки до предполагаемой линии излома, верхнее ребро металлического бруска скруглите, как показано на рисунке 16. Желательно иметь несколько таких брусков разной величины с различной глубиной пазов. Во время работы брусок зажимают в тисках и надламывают плоскогубцами. Тонкую щепу ломают руками.
Для аппликации используют древесину сосны, ели, осины, липы, ольхи, ивы, дуба и других деревьев. Щепу нетрудно заготовить самим из слегка увлажненных древесных брусков или использовать готовую. Кровельная щепа размером 350х50 мм и 500х200 мм обычно имеет толщину от 2 до 5 мм; штукатурная дрань (ее размеры 500х15 мм и 1500х25 мм) выпускается толщиной от 2 до 4 мм; фанерный шпон — от 0,55 до 1,5 мм. Он изготовляется из бука, дуба, березы, ольхи, ясеня, ильма, липы, лиственницы, сосны и кедра.
Итак, расщепите шпон или дрань на узкие полоски, сложите их пачкой и распилите на равные прямоугольники-заготовки. Затем, отступив от края каждой заготовки на расстояние, равное глубине паза в бруске, нанесите ножом-резаком поперек волокон неглубокие прорези (примерно на глубину одной трети толщины заготовки). Резак нельзя вести на себя, а нужно только в сторону, то есть вправо. Придерживая левой рукой заготовку, следите, чтобы пальцы левой руки не оказались на пути резака. Сделав прорези на всех заготовках, переверните их обратной стороной и тоже сделайте прорези (рис. 1а).
Когда все заготовки будут надрезаны с обеих сторон, встазьте одну из них надрезом вниз в прорезь бруска, зажатого в тиски (рис. 1б). Возьмите свободный конец заготовки плоскогубцами и начинайте сгибать. Щепа должна сломаться по линии надреза. Взгляните на линию излома — вряд ли она привлечет внимание художника. Рваные и мятые короткие волокна древесины выглядят неряшливо. Ясно, что заготовка из сухой древесины не годится для аппликации. Значит, ее нужно смочить водой, но так, чтобы влага проникла только в верхние слои. Опустите заготовку в холодную воду и подержите примерно минуту, затем вставьте в прорезь приспособления и осторожно начинайте сгибать. Как только зажатый плоскогубцами конец заготовки окажется под прямым углом к другому концу, вставленному в прорезь, щепа переломится, но не полностью, а примерно на две трети своей толщины (рис. 1в). Вы увидите, как тонкий слой влажной древесины соединяет две половины заготовки: она не сломалась, а лишь согнулась. Придерживая пальцем ту часть заготовки, которая осталась в прорези, продолжайте сгибать свободную часть, пока она не примет горизонтальное положение. Наступит момент, когда заготовка разломится (рис. 1г). Выньте ее из прорези и распрямите образовавшуюся волокнистую «бородку» (рис. 1д).
Длина получаемых «бородок» будет зависеть от того, насколько глубоко влага проникнет в древесину. Чем больше заготовка намокнет, тем длиннее получится «бородка». Но и здесь есть определенный предел: если влага пропитает древесину насквозь, то щепа уже не сможет ломаться, она просто-напросто согнется дугой. Поэтому в зависимости от вида древесины вам придется опытным путем определить оптимальное время нахождения заготовки в воде. Ну а если вы передержали заготовку в воде? Ошибку можно исправить — тщательно просушите заготовку и снова опустите ее в воду.
В одной аппликации могут быть разные по величине заготовки, причем из разных пород древесины. Вполне понятно, что небольшие тонкие заготовки придется вымачивать меньше, чем более крупные. При этом нужно учитывать и породу древесины. Например, заготовки из дуба или бука мочат дольше, чем из липы, ели, осины, ольхи.
У каждой породы дерева свой разлом, своя неповторимая форма «бородки». У дуба на изломе она имеет волнистые лучи примерно одинаковой длины и ширины (рис. 2а), у лиственных пород с мягкой древесиной (липы, осины, ольхи, ивы) — с многочисленными нитевидными волокнами (рис. 26). Эти элементы аппликации можно использовать в тех случаях, где нужно имитировать шерсть животных или получить мягкий переход от одного тона к другому. У сосны, ели и других хвойных деревьев волокна на изломе лучеобразные. Причем редкие крупные лучи-волокна наиболее длинными оказываются чаще всего в середине (рис. 2г).
Можно заготовить элементы, имеющие «бородки» с двух сторон (рис. 2д). В этом случае с одной стороны заготовки на равном расстоянии от краев сделайте две прорези. Вставьте щепу в приспособление (его прорезь должна быть достаточно глубокой), переломите ее вначале по одной линии, а затем по другой. «Бородки» образуются с обоих концов.
Обычно «бородки» получаются настолько тонкими, что их можно довольно легко, пока они влажные, резать обычными портняжными ножницами. Сухую же древесину режут только резаком. Ножницами «бородке» можно придать форму лепестка, прямоугольника, треугольника (рис. 2е).
На рисунке 3 мы показали наиболее простые варианты узоров. Проще всего получить узор наклемванием элементов в один ряд (рис. За). На рисунке 3б показан узор, элементы которого («бородки») направлены в противоположные стороны. Волокна «бородок» могут быть направлены и навстречу друг другу (рис. Зв), и расположены в шахматном порядке (ряс. Зг).
Срезая «бородки» под углом, вы можете сложить узор в в.иде колоска (рис. Зд). Его монтируют на листе бумаги. Дают клею высохнуть и обрезают волокна с двух сторон параллельно оси колоска. Получают узор, который можно использовать для декоративной отделки шкатулки прямоугольной формы. На поверхность шкатулки узоры или наклеивают, или укладывают в заранее вырезанные углубления-гнезда.
Бесконечным разнообразием отличаются узоры в круге, где элементы аппликации могут быть расположены как угодно. В одном случае лучи их направлены от центра круга (рис. 4е), в другом, наоборот, к центру (рис. 46). При этом каждый элемент подрезают год углом так, чтобы «бородки» плотно прилегали друг к другу. Кроме приведенных образцов орнамента, можно придумать другие, с более сложными и оригинальными построениями.
Из щепы можно создавать не только орнаментальные, но и сюжетные композиции, например, такие, как показано на рисунке выше. В этих композициях наряду с элементами из ломаной щепы использована обычная щепа в виде изогнутых и прямых лучинок, в виде широких полос, плотно подогнанных друг к другу и вырезанных по контуру. Основа, которая служит фоном, должна быть деревянной: или лист фанеры, или широкая доска.
Для наклеивания «бородок» используйте быстросохнущий клей, например латексный. Смазанную клеем «бородку» неяожите на фон и плотно прижмите пальцами. Через несколько секунд, как только клей схватится, наклейте следующую деталь.
Рисунки автора |