Испокон веков в Новгородском крае использовалась для различных поделок береза. Главным образом ее эластичный слой — береста. Она заменяла бумагу, делали из нее поплавки, туеса, короба, лукошки... Немалый навык в атом деле наших пращуров подтверждают многочисленные находки археологов. Но что самое интересное: и форму, и технику работы с этим материалом мастера сохранили до наших дней.
Бытовые предметы одно время изготавливали из бересты, снятой сплошным слоем, в виде длинной ленты, свернутой в клубки. А потом распространилось плетение из полосок березового лыка. Для такого вида работ применяют обыкновенно нож и косыг, или кочедыг — кованую изогнутую пластинку с заостренной рабочей частью и скругленной ручкой (рис. 1). А еще под рукой плетельщика всегда находилось сапожное шило с квадратным сечением. Для нарезки ровных по ширине берестяных лент применялся специальный резак (рис. 2), а также несколько деревянных зажимов. Они представляли собой деревянные брусочки сечением 1x1 см, расщепленные с конца (рис. 3). Для каждого вида изделий заготавливают оправку. Она может быть цельнодеревянной, если изделие миниатюрно, или набранной из досок.
Заготовку берестяного сырья производят обычно весной с поваленных или спиленных на дрова деревьев. Участок ствола с ровной поверхностью коры отпиливается, устанавливается на козлы. Резаком делают спиралеобразные надрезы по всей длине полена. Затем, подцепив ножом начало ленты, осторожно снимают ее, сматывая в клубок.
Ширина ленты подбирается с тем расчетом, чтобы образованные ею квадраты были соизмеримы с пропорцией изделия. Наиболее распространены два вида плетения: косое и прямое. Первое — когда ленты расположены в плетении так, что их кромки параллельны или перпендикулярны основанию, а также ребрам изделия. При наклоне лент под углом 45 градусов получается плетение косое. От вашего выбора зависит не только внешний вид вещи, но и ее прочность.
Но советуем начинать с косого плетения. Оно проще, да и само изделие выбрать немудрено — например, солонку или детское лукошко.
Оправку для них делают с тем расчетом, чтобы в основании был квадрат. Ленты переплетают друг с другом под прямым углом и укладывают изнаночной стороной вниз. Затем их перегибают по ребрам основания и прижимают к боковым граням. Чтобы они не распадались, привязывают ниткой или прижимают аптечной резинкой, а потом оплетают горизонтальными рядами.
Концами вертикальных лент оплетают обод, изготовленный из ивовой лозы. Ее очищают от коры, сгибают, сделав на концах косые срезы, и, связав шпагатом, дают подсохнуть. Выступающие концы вертикальных лент перегибают через обод и просовывают с помощью кочедыка под низлежащие ряды.
Красивый внешний вид придаст изделию второй ряд лент. Каждую из них вплетают так, чтобы лицевая сторона всегда оказывалась снаружи. Второй слой и «облицует» изделие, и укрепит его, сделав влагонепроницаемым.
Ленты подсовывают друг под друга с помощью кочедыка, расширяя щель между слоями, и, острым кончиком захватывая вплетаемую полоску, выводят ее наружу Когда она закончится, наращивают и продолжают плетение до тех пор, пока не будет завершена вся работа. Если вы плетете лукошко — к нему изготавливают еще ивовую ручку, которую затем оплетают такой же берестяной лентой.
Косое плетение аналогично прямому, только оправка устанавливается со сдвигом в 45 градусов к переплетаемым лентам (рис. 4). Закрепив плетево на оправке мелкими гвоздиками, начинают переплетать ленты, примыкающие к одному из углов. Завершается плетение так же, как и в первом случае, — обручем. Форма обруча может быть различной — квадратной, прямоугольной, круглой...
На русском Севере очень популярен своеобразный кошель, или, как его называют охотники и грибники,— пестерь. Он надевается, словно ранец, на плечи и, обладая всеми достоинствами последнего, не дает грибам и ягодам помяться. Со временем пестерь как бы приспосабливается к хозяину, прилегая к спине и повторяя все ее изгибы.
Плетется пестерь аналогично корзине или лукошку. Для оправки используется специально изготовленный ящик, сколоченный из тонких досок или фанеры. Учтите, что задняя стенка должна быть выше передней. Ее излишек образует потом крышку. Боковые стенки делают скошенными под углом 45 градусов (см.рис. 5). По окончании плетения на лицевой стенке укрепляют две деревянные застежки, а на крышке две петли. К задней стенке крепятся две лямки, изготовленные из сыромятных или брезентовых ремней.
Кроме чисто практического применения, плетение из бересты используют и для декоративных целей.
Обыкновенные стеклянные банки и бутылки неузнаваемо преображаются, стоит их оплести берестяной лентой. Такая оплетка не только украсит посуду, но и предохранит ее от повреждения. Да к тому же придаст ей свойства термоса. Низкая теплопроводность бересты не позволит горячей воде или чаю быстро остыть, а холодной нагреться (см.рис. 6).
Оригинально смотрится книга, вставленная в обложку из бересты. Украсить ее можно используемым еще в древности способом — подковыркой. Выполняют подковырку из неокрашенных берестяных лент, выбирают узор, образующий на поверхности рельеф. Ленту просовывают между слоями с помощью кочедыка, перегибают по диагонали квадрата и подсовывают под него. Повторяя операцию многократно, вдоль борта получают декоративную рельефную полосу, состоящую из двух рядов треугольников. Такой узор особенно выразителен при боковом освещении.
|