Мы рассказывали, как самому сделать маленький мокик. Одна из основных его деталей — рама — варится из труб. Но далеко не у каждого есть сварочный аппарат. А нельзя ли обойтись без сварки?
В опубликованной конструкции — увы — нет. Но сегодня мы предлагаем конструкцию мокика с рамой из дерева. Точнее — из фанеры. Она прочна, хорошо обрабатывается и вполне доступна. А еще одна особенность — применение фанеры позволит вам сделать машину совершенно необычного дизайна.
Основу рамы мокика составляет прочный короб, склеенный из фанеры толщиной 10—12 мм. Собирается он из двух боковин и ряда поперечных деревянных брусков. Лист фанеры, из которого будете вырезать раму, подберите без механических повреждений и расслоений.
Форма боковин зависит от размеров других деталей, поэтому есть смысл сделать сначала своеобразный плаз. По размерам вилки, двигателя, выхлопной трубы и других узлов вырежьте картонные силуэты. Наложите их на контуры боковины, вычерченной на фанере по нашему чертежу. Убедитесь, что все узлы заняли свое место.
Окончательно определив форму, вырежьте боковины, соедините их в пакет парой гвоздей и совместно обработайте по контуру.
Двигатель В-50 крепится на раму в трех точках: передняя располагается на головке цилиндра, а две задних — на картере. Поэтому при его установке надо воспользоваться проушинами, а на боковинах рамы закрепить эпоксидным клеем деревянные бруски, вырезанные из плотной древесины — например, березы или бука. Работа эта производится по месту. В брусках засверливаются отверстия диаметром 8 мм, такие же отверстия сверлятся и в боковинах короба рамы, после чего бруски промазываются эпоксидным или казеиновым клеем. Закрепляют двигатель с помощью трех длинных резьбовых шпилек с гайками и шайбами.
Аналогично крепится на раме и рулевая колонка, вырезанная из передней части рамы обычного дорожного велосипеда или (как показано на нашем рисунке) самодельная. На боковинах рамы рулевая колонка фиксируется с помощью двух приклеенных деревянных брусков и резьбовых шпилек М8 с гайками и шайбами.
Для задней вилки подойдет соответствующий узел от любого мопеда. От него же можно взять и амортизаторы. Крепится вилка на боковинах рамы с помощью двух фанерных накладок и длинной резьбовой шпильки с гайками и шайбами. Отверстия под них желательно усилить с помощью втулок — отрезков стальной трубы, внутренний диаметр которой соответствует диаметру шпильки. Если же этого не делать, дерево быстро разобьется.
С помощью двух фанерных накладок и двух болтов с гайками закрепляются внутри рамы амортизаторы. Здесь также желательно усилить отверстия под болты.
Установив двигатель, переднюю и заднюю вилки, вклейте в раму фанерные поперечины. Проведите облицовку передней и задней частей короба. Она вырезается из фанеры толщиной 10—12 мм.
Коробку под сиденье также вырежьте из фанеры: боковины из листа толщиной 12 мм, а верх— из оргалита или фанеры толщиной 4—5 мм. Поверх оргалита на клею (типа «Момент») закрепите поролон или пористую резину. Обшивка — из дерматина или искусственной кожи.
Сиденье закрепляется на коробе рамы с помощью форточной петли и защелки. А под ним располагается топливный бак — пластиковая канистра емкостью 3—4 л. Устанавливают ее на раме с помощью двух-трех фанерных поперечин, оклеенных поролоном. Поролон наклеивают и на боковины рамы, чтобы бак сидел плотно в своем гнезде. В нижней части бака устанавливают стандартный топливный кран с отстойником. Не забудьте в пробке канистры сделать дренажное отверстие диаметром около 0,5 мм, иначе двигатель будет глохнуть из-за разряжения в топливном баке.
Колеса мокика — самодельные, с шинами от детского самоката или велосипеда типа 205х56. Правда, их придется усиливать.
Тормозная система мокика представляет собой тормозной рычаг из металлической полосы с прикрепленным на одном из ее концов стальным уголком — педалью. Рычаг приварен к тормозному валу — стальному прутку диаметром 12 мм. На валу с помощью стального штифта фиксируется тормозная колодка, к которой клеем «Момент» и винтами крепится тормозная накладка из плотной резины. Она-то при нажатии на педаль и зажимает цепь, препятствуя движению мопеда.
Подножки — от любого мопеда или мотоцикла. Последние более удобны — они могут подниматься. Подножки устанавливаются на боковинах коробчатой рамы с помощью двух стальных пластин толщиной 3—4 мм и шириной около 40 мм на шпильках заднего узла крепления двигателя. Руль можно сделать самостоятельно, согнув из тонкостенной трубы диаметром 22 мм.
Закончив предварительную установку узлов, разберите машину. Тщательно зачистите фанерные панели коробчатой рамы, скруглите острые кромки. При необходимости приклейте деревянные накладные детали — полоски, отбортовки... Затем тщательно в несколько слоев покройте короб снаружи и изнутри горячей льняной олифой, прошпаклюйте масляной шпаклевкой. После вышкуривания покройте короб несколькими слоями масляной эмали. Лучше сделать раму двухцветной, подобрав контрастные краски: например, красную и белую , кремовую и черную.
1 — переднее колесо, 2 — выхлопная труба с глушителем, 3 — фара, 4 — коробчатая рама, 5 — рулевая колонка, 6 — передняя вилкв, 7 — руль, 8 — двигатель типа В-50, 9 — седло, 10 — топливный бак (пластиковая канистра емкостью 3—4 л), 11 — амортизатор, 12 — габаритный фонарь, 13 — заднее колесо, 14 — тормозная педаль, 15 — втулочно-роликовая цепь, 16 — задняя вилка, 17 — ось качания задней вилки, 18 — задний узел крепления двигателя, 19 — подножки, 20 — передний узел крепления двигателя.
Справа внизу — оптимальный раскрой фанерного листа для получения заготовок боковин коробчатой рамы.
Рисунки автора |