Кто не видел автолюбителя, засунувшего голову по плечи под капот в бессилии отвернуть «прикипевшие» винты и гайки. Тут, оказывается, не годятся ни ключ, ни отвертка, ни пассатижи. Нужен, видимо, особый инструмент. И он есть! Придумал его Евгений Козырев, называется — «ударная отвертка». Принцип ее действия несложен. Достаточно приставить жало инструмента к винту и молотком ударить по хвостовику рукоятки, как винт, даже прикипевший «намертво», обязательно повернется хоть на небольшой угол. А этого вполне достаточно, чтобы дальше работа пошла успешней.
Особая ценность отвертки — она позволяет справиться даже с винтами с крестообразными шлицами. Обычный инструмент, как правило, срывает их, чуть приложишь большее усилие. Ударная же отвертка в момент работы с силой вжимается в углубление и потому действует без «осечек».
Предлагаемый Козыревым инструмент универсален. Обычные жала можно заменять на крестообразные, а сняв переходник, устанавливать на квадратном хвостовике всевозможные торцевые ключи из набора автолюбителя.
Для изготовления подобного инструмента понадобится токарный станок и набор напильников. Все точеные детали — из стали 45. Шток и направляющий валик требуется закалить. Но лучше в качестве валика использовать ролик от подшипника.
Направляющее окно в штоке размечается с максимальной точностью по противоположным сторонам цилиндрического участка, затем сверлятся перпендикулярно поверхности шесть отверстий диаметром 7,5 мм, а перемычка между ними удаляется напильником.
Шестигранные отверстия и гнезда «под квадрат» выполняются либо с помощью долбяка, либо на токарном станке, используемом в данном случае в роли «строгального».
При желании получить больший угол поворота жала необходимо растянуть межцентровое расстояние, отмеченное звездочкой на развертке поверхности А штока, а если требуется большее усилие при отворачивании крепежа — увеличить ход штока за счет изменения размера, помеченного двумя звездочками...
Пружина штока навивается из каленой проволоки ОВС. Ее семь витков имеют в диаметре 21 мм и длину в свободном состоянии — 35 мм. Диаметр проволоки — 2,5 мм. Такая же проволока идет и на фиксирующее валик кольцо. Шарик, удерживающий переходник или торцевые ключи на штоке, взят от подшипника. После размещения небольшой пружины сжатия в гнезде под шариком он «закрывается» кольцевым рядом кернения.
Готовые детали контролируют на точность изготовления и легкость хода движущихся элементов. Трущиеся поверхности покрывают консистентной смазкой ЦИАТИМ-201, и приспособление собирается окончательно.
Если в столь широко универсальном инструменте у вас нет нужды, технологию можно упростить. Отказаться от разъемных соединений с шестигранными и квадратными гнездами и сделать вместо двух деталей (штока и переходника) одну. Правда, это не позволит пользоваться серийно выпускаемыми торцевыми ключами, однако и в таком варианте возможности отвертки остаются достаточно широкими. Для фиксации сменных жал предлагаем решение с поперечным винтом М5 и лыской на круглом хвостовике рабочего инструмента.
Ударная отвертка-ключ: 1 — корпус-рукоятка; 2 — пружина; 3 — шток; 4 — фиксирующее кольцо; 5 — направляющий валик; 6 — шарик; 7 — переходник; 8 — сменное жало; 9 — фиксирующая пружина.
Размер * на детали позиции 8 может изменяться в зависимости от комплектности набора жал и ширины шлицов на винтах. |