Этот прибор появился в широкой торговой сети довольно давно и сразу же завоевал прочные симпатии своих владельцев. Популярность электрического радиатора объясняется не только простотой его конструкции и безотказностью в работе, но еще широкими возможностями использования этого прибора в быту. Кроме своего прямого назначения — обогревания жилого помещения,— с его помощью удобно просушить отсыревшую стену, высушить некрупное белье и многое другое. При сравнительно небольшом расходе на электроэнергию радиатор надежно обогревает комнату объемом 10—12 м3 и поддерживает в ней нормальную температуру (15— 18° С).
Принцип действия этого прибора весьма прост: в радиатор залито трансформаторное масло, которое, нагреваясь, циркулирует внутри корпуса и медленно отдает свое тепло окружающей среде.
Радиатор снабжен трубчатым электронагревателем мощностью 500 вт. Расположен он в нижней части корпуса. Там же, на торцовой части радиатора, установлен терморегулятор — автоматический прибор, задающий температуру нагрева масла и отключающий радиатор, как только заданная температура будет достигнута. Помимо этого автоматического выключателя, прибор имеет и еще один — аварийный выключатель. Он полностью отключает радиатор при повышении температуры корпуса до 130—140° С.
Терморегулятор заключен в металлический кожух и состоит из термореле и аварийного выключателя. На кожухе установлена ручка регулирования температуры, красная кнопка возврата аварийного выключателя и сигнальная лампочка.
Нормально контакты реле в рабочем состоянии замкнуты. При включении радиатора в сеть загорается сигнальная лампочка. Температура корпуса радиатора поддерживается автоматически термореле и может достигать 90° С.
Если температура превысит заданную величину, терморегулятор отключит нагреватель и сигнальная лампочка погаснет, а как только температура корпуса радиатора понизится до установленного предела, нагреватель автоматически включится и огонек сигнальной лампочки вновь появится.
При срабатывании аварийного выключателя зубчатое колесо, припаянное легкоплавким припоем марки ПВСО-96 к фиксатору, связывающему терморегулятор с трубчатым нагревателем и являющемуся датчиком, провертывается, освобождается защелка аварийного выключателя, пружина выталкивает кнопку, а текстолитовая пластинка входит между контактами пружинящей и биметаллической пластин. Электрическая цепь таким образом разрывается. Припой остывает и вновь прихватывает зубчатое колесо. Через 20—30 минут выключатель снова можно включать. Для этого потребуется лишь нажать на красную кнопку.
Как видите, электрорадиатор — совершенно безопасный прибор, имеющий двух «сторожей». Первый «сторож» включает и отключает терморегулятор, второй — контролирует работу первого и срабатывает, если первый «сторож» станет «капризничать».
Чтобы радиатор оградить от «капризов», за ним необходим уход.
Простейшей неисправностью радиатора является обрыв соединительного шнура. Рассказывать о том, как исправить шнур у штепсельной вилки, пожалуй, нет смысла. Это просто. А вот для того, чтобы устранить обрыв шнура при выходе его из терморегулятора, предварительно надо будет отвернуть две гайки с винтов, стягивающих кожух терморегулятора, и снять с него верхнюю крышку. Затем отвернуть два винта на планке крепления шнура и снять эту планку. Ослабив винты на шестигранных латунных клеммах, получите возможность отсоединить шнур. Обрежьте его в месте обрыва, зачистите и облудите концы проводов. Закончив ремонт, вновь вставьте провода в клеммы и зажмите их винтами.
Если сгорела сигнальная лампочка, ее придется заменить новой. В радиаторах применяют неоновые лампочки тилэ ТН-0,3, Однако учтите, что и вполне исправная лампочка может не зажигаться в случае, если перегорит сопротивление на 100 килоом типа ВС или МЛТ, подключенное последовательно лампочке. Чтобы заменить сопротивление, терморегулятор придется снять с радиатора. Для этого потребуется отвернуть две гайки с выводных контактов нагревательного элемента.
С задней стороны терморегулятора справа отверните винт, крепящий шестигранную латунную клемму, латунный контакт и сопротивление. В верхней части терморегулятора отверните гайку, крепящую сопротивление к контакту сигнальной лампочки, и снимите сгоревшее сопротивление. На выводные концы нового сопротивления наденьте изоляционные трубки, установите и закрепите на своих местах все ранее снятые детали. При этом проследите, чтобы между токоведущими деталями был обеспечен надежный контакт.
Учтите, что при сборке терморегулятора легко нарушить правильный зазор между контактом на якоре биметаллической пластины (см. рис.) и контактом, укрепленным на корпусе между полюсами подковообразного магнита. Поэтому регулировку следует проверить. Отверните стопорный винт на ручке и снимите ее. Регулировочным винтом, который служит осью для ручки, установите зазор 0,5 мм между якорем и магнитом. Зазор дает возможность свободно перемещаться якорю из одного крайнего положения в другое. Затем отрегулируйте ход якоря биметаллической пластины (в пределах 1—3 мм). Это достигается подгибом пластины, ограничивающей ход якоря. Регулировка должна быть такой, чтобы происходило скачкообразное перемещение якоря из одного крайнего положения в другое. После этого регулировочным винтом замкните контакты и медленно вращайте винт против часовой стрелки до тех пор, пока контакты не разомкнутся. В этом случае якорь переместится от магнита к пластине, ограничивающей его ход.
Аварийный выключатель в электрорадиаторе хотя и портится, но редко. Неисправность его обнаруживается при включении. Если при нажатии на кнопку радиатор не включается (при замкнутых контактах терморегулятора), проверьте, замкнут ли контакт пружинящей пластины аварийного выключателя с контактом биметаллической пластины (в гнезде на задней стенке терморегулятора). При подключении щупов пробника между биметаллической пластиной и пружинящей пластиной стрелка пробника должна отклоняться на всю шкалу. Если стрелка отклоняется не полностью (или совсем неподвижна), очистите с контактов нагар. Даже небольшой зазор между контактом пружинящей пластины с контактом биметаллической разрывает электрическую цепь радиатора, и стрелка пробника отклоняться не будет. Чтобы устранить зазор, отверните винт крепления пружинящей пластины и снимите ее. Пластину выгните с таким расчетом, чтобы после нажатия на кнопку укрепленный на ней контакт плотно прилегал к контакту биметаллической пластины.
Порой может случиться и так, что вы нажимаете на кнопку аварийного выключателя, а она выскакивает обратно. Причина скорее всего кроется в том, что припоя не осталось. Он вытек. Если не имеете возможности заменить терморегулятор на новый, попытайтесь припаять зубчатое колесо. Предварительно вам придется отвернуть два винта на планке крепления фиксатора к корпусу терморегулятора и снять этот фиксатор. Затем легкоплавким припоем марки ПВСО-96 (температура плавления 96°С) припаять колесо к оси выключателя.
Течь масла из корпуса радиатора появляется весьма редко. Она может возникнуть в результате резких ударов по корпусу и вмятин на нем. Беда эта легко устранима. Положите электрорадиатор так, чтобы место течи было наверху, и тщательно зачистите поврежденное место напильником, надфилем или наждачной бумагой. Паяльником облудите края отверстия и оловянным припоем с кислотным флюсом (травленая соляная кислота) запаяйте образовавшееся отверстие. Как видите, в 9 случаях из 10 вам вполне под силу устранить «капризы» и исправить незначительные поломки электрорадиатора. Не рекомендуем лишь менять сгоревший нагревательный элемент. Чтобы извлечь его из корпуса, придется отвернуть гайку, крепящую и закрывающую нагреватель с торца корпуса. А сделать это возможно только с помощью специального ключа. Без такого ключа можно повредить корпус, а это грозит утечкой масла. |