Велотренажером сегодня никого не удивишь, но наш — необычный (см. рис. 1). Имея его, вы сможете, не выходя из квартиры, и потренироваться в велосипедной езде, и поиграть в настоящего автоводителя. Полотно импровизированной автодороги приводится в движение все теми же велосипедными педалями.
Разрабатывая этот тренажер, мы не стали вдаваться в его мелкие конструктивные подробности, ведь они во многом зависят и от модели вашего велосипеда, и от имеющихся у вас материалов. Да и место, где он будет стоять, тоже знать важно. Для дома, например, можно рекомендовать малогабаритную автоприставку, для секции или кружка побольше (поэтому длину L1 вы выберете сами).
А теперь поговорим об устройстве. Тренажер состоит из двух самостоятельных узлов: велостанка (см. рис. 2) и автоприставки (см. рис. 3). Начнем с велостанка.
На рисунке приведены его габаритные размеры, нет только длины и высоты. Размер L зависит от модели велосипеда, точнее, расстояния от перьев цепной вилки до каретки. А высота определяется диаметром колес.
Для справки скажем, что для детского велосипеда типа «Орленок» она равна примерно 300 мм, а для взрослых дорожных и спортивных моделей — примерно 340—350 мм.
Велосипед устанавливается в прорези вертикально приваренных стоек рамы 1 и закрепляется гайками задней втулки. Кареткой же он опирается на полувтулку 4, приваренную к вершине треугольной части рамы, и крепится хомутом. Раму тренажера можно сварить из труб — водопроводных, газовых — диаметром 3/4 дюйма.
Для того чтобы во время тренировки на велостанке можно было менять нагрузку — имитировать, например, подъем в гору, — на раме, точнее, на приваренной к ней косынке 2 установлен тормоз-дозатор 3. Как он действует и устроен, ясно из рисунка. Скажем лишь о материалах, из которых его можно изготовить.
Для дозатора потребуются стальные полосы сечением 25х6 мм (длина нижней заготовки примерно 220, а боковых — по 200 мм). Прижимной винт М6х100—105 лучше всего выточить на токарном станке. Если же такой возможности у вас нет, соберите его из резьбовой шпильки подходящего диаметра и шайбы диаметром примерно 25 мм, толщиной 5—7 мм (она должна обязательно иметь насечку). Стойки, на которых шарнирно закреплены боковины с роликами (их диаметр 32—34 мм, толщина 10 мм), проще всего изготовить из стальной полосы сечением 25х6х75 мм. Штифт, выполняющий функцию шарнира, можно либо расклепать по краям, либо закрепить проволочными шплинтами.
Вот, пожалуй, и все о велостанке. Как видите, он очень прост. Правда, его можно усовершенствовать. Хорошо бы, например, дополнить его прибором, который показывал бы силу прижатия роликов дозатора к покрышке колеса. Тогда можно было бы точнее регулировать нужную нагрузку. Подумайте, как это сделать.
Автоприставка тоже несложное сооружение. Собрана она из деревянной рамы 1, ведущего и ведомого валов (детали 2), автотрассы 3, механизма натяжения полотна автотрассы (узел 4), поводка 5 и фиксирующих крюков 6.
Для того чтобы автоприставка заработала, велосипедную цепь с задней звездочки снимают и перекидывают на шестерню ведущего вала. Переднее колесо снимают с велосипеда, а вместо него в вилке закрепляют поводок с моделью легкового автомобиля. Велосипедист крутит педали, автотрасса оживает: с ведущего вала вращение передается на ведомый вал, а он за счет силы трения приводит в движение полотно автодороги. Велосипедист, управляя рулем, следит, чтобы моделька не сошла с дороги и вовремя объезжала препятствия, их можно нарисовать прямо на полотне.
Несколько советов по выбору материалов для автоприставки.
Полотно автотрассы лучше всего сделать из эластичной прорезиненной ткани, например детской клеенки. Деревянные ведомый вал и вал механизма натяжения полотна нужно обклеить тонкой резиной для лучшего сцепления. Если этого не сделать, придется время от времени натирать их канифолью.
Чтобы моделька плавно «катилась» по трассе, подберите для поводка хорошо пружинящую проволоку или стальную полоску. Покрывая полотно трассы краской, проследите, чтобы она хорошо впиталась в ткань, иначе через некоторое время краска отслоится.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рисунки Н. Кирсанова |