Богат и разнообразен мир увлечений. Многие художники-любители охотно отдают свой досуг прекрасному искусству — резьбе по дереву.
Расскажем о декоративных особенностях, материалах, инструментах, приемах исполнения одного из красивейших видов народной резьбы — кудринской.
Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В ее названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и характер ее внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывают ощущение «кудрявости» узоров.
Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — закругленных. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы — всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы.
Изображения птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев — наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах.
В дальнейшем традиции и мотивы кудринской резьбы стали богаче, разнообразнее. Появились сюжетные композиции, связанные с тематикой защиты Отечества, памятными датами в жизни нашей страны, показывающие мирный труд нашей Родины. Но какие бы мотивы ни рождались под резцами кудринских мастеров, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его драгоценной оправой.
Мягкость контуров, округлость форм рельефа, богатство светотени, живость узоров составляют декоративный строй этой резьбы. Он дополняется эффектным сочетанием сверкающего полировкой выпуклого орнамента с матовыми промежутками углубленных участков.
Зарождение кудринской резьбы связано с именем Василия Ворноскова, сына плотника из деревни Кудрино, который был одним из учеников созданной в конце XIX века в Абрамцеве столярной мастерской. Эта художественно-столярная школа-мастерская была основана передовыми русскими художниками. Заведовала мастерской Елена Дмитриевна Поленова. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей. Вокруг мастерской объединились кустари из сел Кудрино, Ахтырка, Мутовки, Левково и других близлежащих мест. Впоследствии из выпускников мастерской и местных кустарей были организованы артели. В 1960 году артели были преобразованы в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий.
Следуя лучшим традициям прошлого и развивая их, фабрика выпускает деревянные изделия (долбленые, строганые, выточенные на станке), покрытые кудринской резьбой и отполированные. Это ковши, блюда, декоративные тарелки, сухарницы, коробочки для рукоделия, шкатулки.
В настоящее время при фабрике действует художественно-промышленное училище, где приемы и традиции кудринской резьбы преподаются в учебных мастерских и аудиториях.
Щедрость хотьковских мастеров вызывает глубокое уважение. Они не таят свои профессиональные секреты, делятся ими со всеми, кто не равнодушен к резному дереву. Автору этих строк выпала удача перенять у них приемы кудринской резьбы.
Порядок работы
Кудринская резьба выполняется в несколько приемов, связанных с особенностями узора. Как и каждый вид резьбы, она начинается с рисунка. Рисунок выбирается в зависимости от изделия, которое нужно декорировать, и от набора стамесок того или иного размера (на первых этапах, когда инструмента немного). Диаметры стамесок и очертания узоров резьбы находятся в прямой зависимости.
Мотивы кудринских узоров
Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми в литературе по резьбе. В дальнейшем, используя накопленный опыт, можно пробовать сочинять самостоятельные композиции.
Мотивы кудринских узоров
На подготовленную деревянную поверхность рисунок переводят с помощью копирки. Только при передавливании рисунка на дерево нужно пользоваться не карандашом, а костяной палочкой, чтобы не забить контур, не испортить его случайной линией (костяную палочку можно заменить деревянной, сделанной из прочной породы, или шариковой ручкой, в которой кончилась паста).
Мотивы кудринских узоров
Само резание условно разделяется на несколько стадий: накалывание, обработка фона и моделирование элементов.
При накалывании стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз. Вначале накалывают наиболее крутые завитки резьбы, затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 3—4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идет до тех пор, пока лезвие стамески движется по контуру, соответствующему диаметру стамески.
Последовательность кудринской резьбы (сверху вниз):
сделана наколка; первая стадия подрезки фона; срезано ребро между углублением и фоном; завалены элементы узора
Затем берут более пологую стамеску и, наставив ее вплотную к прорези, оставленной первой стамеской, делают наколку дальше. Прорезанная линия должна плавно, без изломов и пропусков, переходить от дуги одного диаметра к дуге другого. Переходы делаются плавно, подобно сопряжениям в черчении. Наиболее пологие части узора прорезаются ножом-резаком.
Все линии прорези по отношению и плоскости должны быть вертикальны. Глубина наколки не везде одинакова: в круто закрученных завитках она наиболее глубока, а там, где отдельные лепестки сходятся на общий стебель растения, наколка выходит на поверхность. Наколку можно делать сразу по всей резной поверхности, но можно и последовательно, по участкам, завершая каждый из них окончательно.
Следующая стадия — освобождение узора от окружающего поля, то есть срезание фона вокруг каждого наколотого элемента. Эта операция может выполняться или ножом-резаком или полукруглыми стамесками большего диаметра, чем те, которыми производилась наколка узора. От края узора отступают в сторону фона на 2—3 мм и под углом около 45° с нажимом углубляются в дерево по круговым контурам вокруг узоров. Ребро между углублением и фоном убирается дополнительными, более плоскими срезами ножом-резаком. Узор становится как бы мягко поднимающимся из фона.
Основной элемент кудринского узора.
Стрелками показано направление движения лезвия стамески при наколке. Точками отмечены места перехода радиусов. Штриховой линией обозначены границы первой подрезки фона.
Все заусенцы, все остатки, обрывы волокон должны быть срезаны и удалены из всех закоулочков и узких мест вокруг узора. Он должен четко и чисто выступать из заглубленного фона.
Затем начинается проработка каждого из элементов узора: срезаются острые ребра, закругляются очертания. В конечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ. Все контуры должны быть как бы мягко тающими. Проработка, удаление лишнего материала с элементов узора выполняются полукруглыми стамесками (повернутыми желобком вниз) и ножом-резаком.
Среди этих мягко закругленных лепестков, листочков, завитков кудринские мастера вводят для контраста некоторые элементы, четко изрезанные углубленными контурными штрихами,— прочерченные крест-накрест сердцевинки цветов и другие детали. Такая насечка — заключительная стадия отделки.
В кудринской резьбе фон можно оставить мягко закругленным «подушечным», находящимся на одном уровне с верхними точками узора. Но можно сделать так, чтобы резьба оказалась приподнятой над фоном. В этом случае фон выбирается вокруг узора на глубину наколки. Получается кудринская резьба с подобранным фоном. Чтобы придать работе особую выразительность, красоту, фон прочеканивают, придают ему матовую точечную фактуру. Проще всего это делать с помощью большого гвоздя, заточенного на конус и отполированного. Для зачеканивания больших плоскостей рекомендуется изготовить специальные инструменты — пуансоны с насечкой на боевой части. Насечка должна быть в достаточной степени глубокой и острой, чтобы оставлять на дереве четкие, равномерно углубленные следы.
Круглый напильник, подготовленный к вытачиванию желобка
Изготовление полукруглой стамески из напильника:
круглого, полукруглого, квадратного, треугольного
Заточка рабочего конца стамески:
а) неправильно, б) правильно
Стамеска для кудринской резьбы
Отделочные операции
К ним относятся шлифование резной поверхности, тонирование ее красителями и нанесение защитного прозрачного покрытия. По традиции кудринскую резьбу, материалом для которой служит главным образом светлая липа, тонируют в темно-коричневый цвет, лакируют, а затем полируют выпуклые места узоров и фона. Получается чудесное по красоте сверкание узора с глубокими матовыми промежутками углубленного фона.
В зависимости от художественного замысла можно, однако, сохранить и естественный цвет дерева. Чтобы защитить изделие от пыли и влаги, его покрывают жидко разведенным лаком, который втирается в дерево жесткой щетинной кистью. В этом случае лаковое покрытие не дает блеска и сохраняет цвет дерева.
Кудринские узоры одинаково великолепно смотрятся на точеных, долбленых и на строганых поверхностях, дополняют и обогащают форму изделий.
Литература:
Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. XVIII—XX вв. М., 1960.
Вишневская В. М., Каплан Н. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956.
Левин Л. П. Резьба по дереву. М., 1957.
Музей народного искусства и художественные промыслы. (Сборник трудов НИИХП), вып. 5. М., 1972.
Русские художественные промыслы (вторая половина XIX—XX вв.). М., 1965.
Художественные промыслы РСФСР. Справочник. М., 1973.
Яковлев И. И., Орлова Ю. Д. Резьба по дереву. М., 1974. |