Экслибрис — книжный знак, который владелец библиотеки наклеивает на форзац. Это один из видов графики малых форм. Многие профессиональные художники и художники-любители увлекаются им и создают красивые и выразительные произведения, которые украшают книгу.
Чтобы самому выполнить книжный знак в технике ксилографии (гравюры на дереве), необходимы некоторые специальные знания и, конечно, опыт.
Начнем с материалов. Резать торцовую гравюру лучше всего на самшите, но если его нет, то подойдут граб, груша, яблоня, береза. Распилите дерево на кружки толщиной в 30 мм и каждый кружок еще по сердцевине (см. рис, 1), чтобы оно не растрескалось при высыхании. Из высушенных кусков приготовьте прямоугольники и дерево просушите, поставив на ребро.
Если у вас не окажется дерева нужного размера, доску для гравюры склейте из двух или нескольких частей. Предварительно убедитесь, что на них нет ни сучков, ни трещин, ни так называемой белизны.
Для склеивания дерева применяется казеиновый клей с добавлением нескольких капель нашатырного спирта. Склеенные доски после высыхания окончательно отделайте рубанком. Толщина доски должна получиться равной 20—25 мм. После этого доску отшлифуйте сначала грубой, а потом тонкой наждачной бумагой или пемзой с водой. Гладко отполированная доска готова для работы. Но чтобы линии, проводимые резцом, были лучше видны, можете покрыть ее грунтом.
Готовится грунт так. Насыпьте в блюдце 20—25 г сухих цинковых белил, пальцем разотрите их с яичным белком и подлейте насыщенного раствора квасцов. Створоженную массу разотрите пальцем — грунт готов. На дерево: он наносится кистью, а разравнивается рукой. Слой грунта должен быть тонким, чтобы просвечивались слои дерева. Слишком толстый грунт крошится, поэтому его удаляют пемзой с водой.
Оставшийся грунт можно долго хранить в закрытой посуде и по мере надобности использовать его.
Инструмент для гравирования торцовой гравюры берется специальный (рис. 2). Это грабштихели (а, б), тонштихели (в, г), плоские стамески (д), болтштихели (е). Кому не удастся их приобрести, могут обойтись самодельными инструментами.
Для изготовления штихелей лучше всего использовать надфили треугольного, круглого и плоского сечения. Сточите насечку на грубом точильном камне, смачивая его водой, а затем на тонком камне заточите с машинным маслом. Или возьмите большую толстую иглу с отломанным острием и вставьте ее в заранее приготовленную ручку. Ручку нужно вырезать из дерева твердой породы. В тонком конце ручки просверлите, отверстие диаметром чуть меньше диаметра иглы. Для прочности на тонкий конец ручки можете надеть металлическое колечко. С помощью плоскогубцев вставьте иглу ушком в отверстие. Сточите сломанный конец под углом в 45° так, чтобы более длинная сторона оказалась снизу (рис. 3). Потом заточите иглу, как показано на рисунке. Чтобы ее сечение стало трехгранным, не обязательно стачивать верх иглы — две скошенные нижние грани образуют направляющую кромку инструмента. Для заточки нужен крепкий точильный камень.
Для работы вам понадобится подушка холщовая или кожаная. Она делается так: вырежьте два круга из холста или кожи диаметром по 18 см. Сложите их вместе и, отступив от среза на 0,5 см, прошейте по краю, оставив небольшое отверстие. Выверните через него получившийся мешочек и набейте песком. Отверстие зашейте, песок разровняйте. Получится подушка.
Краска для печати. Очень хорошо пользоваться черной масляной краской — сажей или ламповой копотью. Возьмите тюбик такой краски, выдавите из него кусочек в 5—10 см длины на газету, сложенную в несколько раз. Газету перегните, чтобы пыль не попадала на краску, и положите куда-нибудь, например на шкаф, недели на две. За это время излишек масла впитается в газету, и краска будет готова для печати.
Бумагу для печати лучше всего брать гладкую, например мелованную.
Когда у вас будут готовы доска, инструмент, подушка, краска и бумага, вы можете приступать к выполнению знака.
Для начала выберите задачу попроще. Знак — символ библиотеки. Если ваша библиотека составлена из книг, предположим, на военную тему, то в качестве символа можно взять военные атрибуты: щит, меч, пушки, ядра, знамена, если на тему биологии, то растения, животных и т. п.
Карандашом на бумаге набросайте несколько эскизов, по-разному располагая рисованные элементы и шрифтовую надпись фамилии с инициалами владельца. Объединяя в единое целое эти элементы, постепенно разработайте весь знак в деталях: композицию рисунка, величину, характер и наклон букв.
Когда рисунок, по вашему мнению, будет готов, переведите его через кальку на загрунтованную доску в зеркальном отражении и, пользуясь зеркалом, внимательно осмотрите: проверьте правильность написания букв, уточните мелкие детали. Потом на некоторое время отложите работу и уже свежим глазом убедитесь в законченности рисунка или в необходимости поправить его. Чтобы добиться большей выразительности, по карандашному рисунку пройдитесь тушью. Кстати, такой рисунок не сотрется с доски, пока вы будете гравировать ее. А гравируется она так.
Возьмите в правую руку штихель, чтобы он упирался в ладонь, и, слегка касаясь поверхности доски (рис. 4), начинайте срезать то, что на доске должно остаться белым. Старайтесь не затрагивать места, где нарисованы черные линии. Гравируя надпись, сначала обрежьте строку сверху и снизу, чтобы буквы были одинаковой высоты, затем грабштихелем обрежьте каждую букву и выньте дерево между буквами. Большие белые места удалите болтштихелем, пользуясь подкладочкой — полукруглой сверху и плоской снизу дощечкой длиной 12—18 см, шириной 1 см из самшита. Она подкладывается под инструмент при выемке белых мест, чтобы не замять линии гравюры. И вот доска награвирована. Вам, конечно, не терпится посмотреть, что же на ней получилось.
Сделайте пробный оттиск. Положите кусочек краски на стекло и резиновым валиком раскатайте его тонким слоем. Когда на стекле будет тонкий ровный слой краски, начинайте переносить ее на доску, поочередно катая валик то по стеклу, то по доске, не растирая, а на отлип. Краска должна покрывать тонким слоем все выступающие части доски и ни в коем случае не попадать в углубления гравюры. На покрытую краской доску осторожно положите лист бумаги с небольшими полями. Стараясь не сдвинуть лист, придерживая его двумя пальцами левой руки, тщательно прогладьте гладкой косточкой или стальной ложкой всю поверхность бумаги, стараясь не порвать ее в углублениях доски. Чтобы проверить качество оттиска, поднимите его за уголок. Если оттиск получается неровным, прогладьте бумагу еще раз, но с большим усилием. Осторожно поднимите за уголок готовый оттиск и внимательно осмотрите его. Качество первого оттиска едва ли вас удовлетворит. Видимо, в него придется вносить поправки. Возьмите чистую тряпку, вытрите краску с доски и, глядя на оттиск, внесите на доску исправления. Если же качество гравюры вам совсем не нравится, переделайте все заново.
Чтобы гравюра была выполнена более тонко, граверы применяют двух-трехкратную лупу. Они делают для нее специальный держатель. Мы не будем усложнять вам задачу своими конструкциями, используйте лупу, которую вам удастся приобрести. Единственное условие — лупа должна находиться на постоянном расстоянии от доски, чтобы не утомлять глаза, и должна быть достаточно большой, чтобы место, которое режете, вы видели бы двумя глазами.
Свежий оттиск нужно высушить. Учтите, масляная краска сохнет довольно долго, недели три-четыре. Высохший книжный знак наклеивается клеем ПВА на форзац книги.
Если в начале своего возникновения экслибрис представлял собой надпись, обозначающую имя владельца книги, часто сопровождаемую угрозами и тяжкими карами тому, кто украдет означенную книгу, то постепенно, пройдя сквозь столетия, в своем современном виде он несет самую различную смысловую нагрузку. Посмотрите на оттиски. Первый представляет многообразие увлечений владельца книги, ветеринарного врача. Здесь, кроме книг, и альбом марок с лупой, и пластинки. Следующий знак совсем другого рода. Он предназначен для библиотеки, завещанной ученым вузу, где он преподавал. Тема третьего знака близка специальности географа Овсянникова — это Великие географические открытия. По такому же принципу сделан и знак художницы Коротковой, мастера акварели, — кисть, оставленная в стакане с водой, пустила бутон розы. Житель заполярного города Норильска пожелал иметь знак с изображением долгожданного восхода солнца после длинной полярной ночи. Далее — самый простой знак школьницы Захаровой. Идея седьмого знака — книга, которая светит нам сквозь века: у читателя средневековья в руках рулон книги с изображением древнего грека, держащего, в свою очередь, свиток с изображением совеем уже древней постройки — Вагилонской башни. 8-й знак — любителя кинолога, а 9-й выполнен по идее книги Экзюпери.
Образцы книжных знаков, выполненные автором в технике ксилографии |